Здесь выдают
ставки
ставки

Эрне Рубик и его знаменитое изобретение
Наталья Некрасова
Эрне Рубик и его знаменитое изобретение
13 июля этого года Эрне Рубик - создатель легендарного кубика - отмечает свой 66-й день рождения. Головоломка «Кубик Рубика» (в простонародье - «кубик-рубик») покорила миллионы людей и за рекордно короткий срок стала самой продаваемой игрушкой в мире. Эта история посвящена первому миллионеру на постсоветском пространстве – Эрне Рубику, который в один прекрасный день из простого преподавателя превратился в знаменитость. Но, несмотря на всемирную известность, мистер Рубик ведет затворнический образ жизни и редко общается с прессой. История изобретателя и его кубика – удивительна и полна невероятных фактов.
НЕИЗВЕСТНЫЙ АРХИТЕКТОР
Эрне Рубик родился в 1944 году в Будапеште (столица Венгрии). Его отец – знаменитый авиаконструктор и владелец фабрики по производству планеров (безмоторных летательных аппаратов), мать – поэтесса. В 1967 году Эрне окончил университет, получив специальность инженер-архитектор, и поступил в аспирантуру. С 1971 года Рубик начинает преподавать архитектуру и промышленный дизайн в Будапештской Академии прикладных искусств и ремесел.
Эрне Рубик любил свою работу, его восхищали архитектурные решения: «Пространство всегда интриговало меня своими невероятно богатыми возможностями изменений архитектурных объектов... Я думаю, кубик возник из интереса, из этого поиска для самовыражения, в результате которого развивается острота мышления...»
ТАЛАНТЛИВЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
В 1974 году, пытаясь разъяснить своим нерадивым студентам математическую теорию групп, Эрне Рубик принялся собирать из 27 деревянных кубиков с шестью разноцветными гранями единый объект. То есть первоначальный кубик состоял из 27х6=156 цветных граней. После долгих экспериментов Рубик оставил 54 внешние грани: 6 центральных грани куба имели один цвет; 12 боковых – два цвета; 8 угловых – три цвета. В центре конструкции Эрне поместил цилиндрический механизм, прочно связывающий все наружные кубики и позволяющий им свободно вращаться относительно друг друга. При таком вращении возникает характерный хруст, сопровождающий сборку кубика.
Естественно, первым над сборкой граней головоломки в единые цвета ломал голову сам Эрне Рубик. Изобретателю понадобилось на решение этой задачи около месяца. Немного позднее было подсчитано, что при хаотичном перемещении граней кубика Эрне не хватило бы и всей жизни, ведь в кубе 43 квинтильона (!) возможных комбинаций расцветок граней и лишь одна из них - правильная. После личной победы над головоломкой, Эрне испытал игрушку на друзьях и своих студентах.
30 января 1975 года Эрне Рубик подал заявку на получение венгерского патента на свое изобретение, которую он сам назвал Magic Cube. Его авторские права были подтверждены лишь 31 декабря 1977 года. В этом же году началась подготовка к выпуску первой партии головоломок Рубика на венгерской фабрике игрушек «Политехника».
Возможно, игрушка так и не получила бы мирового признания, если бы ни один случай.
ЗЕМЛЯКИ-ПОКРОВИТЕЛИ
В 1978 году немецкий компьютерный предприниматель Тибор Лакзи, имеющий венгерское происхождение, оказался с рабочей поездкой в Будапеште. Сидя в кафе, он заметил официанта, который увлеченно вращал разноцветные грани магического куба. Головоломка сразу же заинтересовала увлекающегося математикой Лакзи. На следующий день он предложил государственной торговой фирме Konsumex, обладающей правами на изготовление головоломки, продавать кубик на Западе. Тогда же Лакзи познакомился с Эрне Рубиком: «Когда Рубик впервые появился в комнате, я испытал желание дать ему немного денег. Он выглядел как нищий, был ужасно одет, а из угла его рта свисала дешевая венгерская сигарета. Но я знал, что у меня в руках гений. И сказал ему, что вместе мы сможем заработать миллионы».
Получив одобрение изобретателя, Тибор Лакзи в 1979 году привез кубик в Германию на Нюрнбергскую ярмарку игрушек, но не в качестве экспоната. В поисках дистрибьюторов Лакзи использовал ход, на который сам когда-то клюнул: предприниматель попросту бродил по выставке, играя похрустывающими гранями куба. Манипуляции с Magic Cube не принесли ожидаемого результата, но способствовали судьбоносному знакомству с англичанином Томасом Кремером – успешным изобретателем игрушек и владельцем предприятия Seven Towns Ltd.
У Кремера были многочисленные связи в сфере игрушечного бизнеса и он часто представлял интересы других изобретателей. Но главное – Кремер также имел венгерское происхождение по материнской линии. Бизнесмены быстро заключили соглашение о продвижении кубика Рубика на мировом рынке. Каждому отводилась своя роль: Лакзи должен был заниматься бюрократическими вопросами, а Кремер – совершить мировое турне в рекламных целях, чтобы сформировать дистрибьютерскую сеть.
Первые проблемы не заставили себя ждать. Скептики всего мира критиковали изобретение, считая кубик слишком абстрактным и представляющим интерес лишь для научных обществ, но не для широких масс. Кроме того, в производстве игрушки огромную роль играла ручная работа, что делало его изготовление весьма дорогостоящим. Но покровители Рубика не опускали рук.
В сентябре 1979 года Томасу Кремеру в ходе тяжелых переговоров с вице-президентом службы маркетинга американской корпорации игрушек Ideal Toy Corporation удается заключить контракт на поставку 1 млн кубиков в США. Это была первая значительная победа для кубика.
ЮБИЛЕЙНЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Перед поставкой магических кубиков в США предприниматели вновь столкнулись с проблемой: кубик был запатентован лишь на территории Венгрии, а для его продажи в Америке нужен был новый патент. Именно поэтому в начале 1980 года было принято решение переименовать Magic Cube в Rubik's Cube (Кубик Рубика). Всего за 2 месяца Кубик Рубика дебютировал на международном уровне – на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нюрнберга и прочих. Свое творение гордо представлял сам изобретатель Эрне Рубик. В мае 1980 года первая миллионная партия кубиков, наконец-то, прибыла в США.
Несмотря на официальное создание головоломки в 1974 году, второй датой его рождения считается именно май 1980 год. В 2010 году изобретение Рубика отметило 30-й День рождения.
МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ
Спустя всего два года после начала экспорта кубика из Венгрии в мире началось глобальное помешательство на этой головоломке. До конца 1982 года в мире было продано свыше 100 млн кубиков и в 1,5 раза больше его подделок. Венгерские производители физически не могли изготовлять больше нескольких миллионов игрушек в год, в связи с чем фабрики по производству Кубиков Рубика начали открываться в Гонконге, Тайване, Коста-Рике и в Бразилии.
Уже 1980 году Эрне Рубик получает первую награду – национальный приз Венгрии за лучшее изобретение, а его кубик - титул лучшей игрушки в США, Великобритании, Франции и Германии.
В 1981 году в Англии выходит ограниченный тираж Кубика Рубика под названием Royal Puzzle, посвященный свадьбе принца Чарльза и принцессы Дианы, состоявшейся 29 июля того года.
В июне 1982 года в Будапеште впервые проходит Чемпионат мира по сборке Кубика Рубика на скорость. Его победителем стал 16-летний американский студент Минх Тхай, собравший головоломку всего за 22,95 секунды. В том же году статья о кубическом чуде появляется в Оксфордском словаре английского языка.
Страстное увлечение головоломкой охватило разные народы, разные социальные и возрастные категории людей. В некоторых странах кубик стал даже обязательным предметом в сервировке стола наряду с солонкой и перечницей. В СССР Кубик Рубика попал в начале 1980-х годов и сразу произвел фурор.
Меньше чем за 10 лет во всем мире было продано свыше 350 млн кубиков Рубика, что сделало ее самой продаваемой игрушкой в мире, а ее изобретателя - миллионером.
КУБИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ И ФАКТЫ
В разгар популярности, в 1980-х годах, головоломкой увлекалась 1/5 часть населения Земли.
Кубику Рубика посвящены сотни книг и статей, миллионы вэб-страниц и свыше 40 тыс. видео-роликов. Существует даже отдельное направление в искусстве под названием рубикубизм – создание картин с помощью Кубиков Рубика.
С 2003 года под эгидой Международной ассоциации кубика (WCA) регулярно проводятся международные и национальные чемпионаты по спидкубингу, во время которых участники соревнуются в сборке головоломки Рубика на время. Абсолютный мировой рекорд в этом состязании сегодня принадлежит Эрику Аккерсдику из Нидерландов, собравшему кубик всего за 7,08 секунд. В соревнованиях по спидкубингу есть и такие номинации, как сборка одной рукой, ногами, с закрытыми глазами и даже под водой на одном дыхании.
Так, рекордсменом по сборке кубика ногами в 2007 году стал Ансси Ванхала из Финляндии с результатом 36,72 секунды(!). Пальму первенства по самой долгой сборке этой игрушки держит британец Грэм Паркер. Грэм получил Кубик Рубика в подарок на свое 19-летие и смог собрать его лишь через 26 лет в 47-летнем возрасте, потратив на это около 27 тыс. 400 часов.
Кроме классического Кубика Рубика формата 3х3х3, существуют также кубики 2х2х2, 4х4х4, 5х5х5. Самый же большой невиртуальный кубик имеет параметры 12х12х12.
В 1995 году к 15-летнему Дню рождения кубика компания Diamond Cutters International создала функциональный драгоценный куб из золота, инкрустированного цветными драгоценными камнями общей ценностью в 185 карат.
РУБИК БЕЗ КУБИКА
В 1983 году Эрне Рубик открыл собственную студию дизайна, где по сей день создает головоломки и игры, а также проектирует мебель.
Со временем, особенно с развитием компьютерных технологий и появлением виртуальных версий кубика, интерес потребителей к некогда мегапопулярной кубической головоломке начал угасать. К 1985 году мировой рынок пресытился Кубиком Рубика и продавать его становилось труднее с каждым годом. Воспользовавшись этой ситуацией, Томас Кремер в том же году выкупил все права на производство и распространение головоломки. Новый владелец Кубика Рубика считал его культовой игрушкой на все времена и попытался возродить былую популярность головоломки. В 1991 году кубик вновь появляется в массовой продаже, но былых объемов реализации достичь так и не удалось.
Успех кубика не заменил Эрне Рубику страсть к преподаванию. В 1987 году Рубик стал профессором Будапешской Академии прикладных ис-кусств и ремесел, а в 1990-м возглавил Венгерскую инженерную академию. В 1988 венгерский миллионер учредил Международный фонд Ру-бика с целью поддержки молодых изобрета-телей.
ЗНАМЕНИТЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Среди знаменитых изобретений Эрне – змейка Рубика, придуманная еще в 1977 году, и новейшая разработка – шарик Рубика или Рубик 360, презентированный 5 февраля 2009 года на Международной Нюрнбергской ярмарке игрушек.
Змейка Рубика пользовалась огромной популярностью на территории СССР. Казалось бы, простая на вид игрушка, она представляла собой 24 шарнирно соединенных призмы в сечении равнобедренного прямоугольного треугольника. Из змейки можно было собрать около 100 различных двух- и трехмерных фигур. Эта головоломка отлично развивает пространственное мышление и многим знакома с детства.
Рубик 360 – это вращающиеся на осях три прозрачные сферы, находящихся одна в другой. Внутри центральной сферы находятся 6 цветных шаров. Задача головоломки - через отверстия в сферах довести каждый шар до гнезда с соответствующим цветом, расположенного на внешней сфере. По мнению самого Эрне Рубика, это весьма трудная задача, ведь в головоломке участвует еще и гравитация, и, в отличие от кубика, для этой игры требуются более сложные движения рук.
УРА-Информ.Донбасс
версия для печати версия для печати отправить другу отправить другу обсудить на форуме обсудить на форуме (0)
Наталья Некрасова
Эрне Рубик и его знаменитое изобретение
13 июля этого года Эрне Рубик - создатель легендарного кубика - отмечает свой 66-й день рождения. Головоломка «Кубик Рубика» (в простонародье - «кубик-рубик») покорила миллионы людей и за рекордно короткий срок стала самой продаваемой игрушкой в мире. Эта история посвящена первому миллионеру на постсоветском пространстве – Эрне Рубику, который в один прекрасный день из простого преподавателя превратился в знаменитость. Но, несмотря на всемирную известность, мистер Рубик ведет затворнический образ жизни и редко общается с прессой. История изобретателя и его кубика – удивительна и полна невероятных фактов.
НЕИЗВЕСТНЫЙ АРХИТЕКТОР
Эрне Рубик родился в 1944 году в Будапеште (столица Венгрии). Его отец – знаменитый авиаконструктор и владелец фабрики по производству планеров (безмоторных летательных аппаратов), мать – поэтесса. В 1967 году Эрне окончил университет, получив специальность инженер-архитектор, и поступил в аспирантуру. С 1971 года Рубик начинает преподавать архитектуру и промышленный дизайн в Будапештской Академии прикладных искусств и ремесел.
Эрне Рубик любил свою работу, его восхищали архитектурные решения: «Пространство всегда интриговало меня своими невероятно богатыми возможностями изменений архитектурных объектов... Я думаю, кубик возник из интереса, из этого поиска для самовыражения, в результате которого развивается острота мышления...»
ТАЛАНТЛИВЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
В 1974 году, пытаясь разъяснить своим нерадивым студентам математическую теорию групп, Эрне Рубик принялся собирать из 27 деревянных кубиков с шестью разноцветными гранями единый объект. То есть первоначальный кубик состоял из 27х6=156 цветных граней. После долгих экспериментов Рубик оставил 54 внешние грани: 6 центральных грани куба имели один цвет; 12 боковых – два цвета; 8 угловых – три цвета. В центре конструкции Эрне поместил цилиндрический механизм, прочно связывающий все наружные кубики и позволяющий им свободно вращаться относительно друг друга. При таком вращении возникает характерный хруст, сопровождающий сборку кубика.
Естественно, первым над сборкой граней головоломки в единые цвета ломал голову сам Эрне Рубик. Изобретателю понадобилось на решение этой задачи около месяца. Немного позднее было подсчитано, что при хаотичном перемещении граней кубика Эрне не хватило бы и всей жизни, ведь в кубе 43 квинтильона (!) возможных комбинаций расцветок граней и лишь одна из них - правильная. После личной победы над головоломкой, Эрне испытал игрушку на друзьях и своих студентах.
30 января 1975 года Эрне Рубик подал заявку на получение венгерского патента на свое изобретение, которую он сам назвал Magic Cube. Его авторские права были подтверждены лишь 31 декабря 1977 года. В этом же году началась подготовка к выпуску первой партии головоломок Рубика на венгерской фабрике игрушек «Политехника».
Возможно, игрушка так и не получила бы мирового признания, если бы ни один случай.
ЗЕМЛЯКИ-ПОКРОВИТЕЛИ
В 1978 году немецкий компьютерный предприниматель Тибор Лакзи, имеющий венгерское происхождение, оказался с рабочей поездкой в Будапеште. Сидя в кафе, он заметил официанта, который увлеченно вращал разноцветные грани магического куба. Головоломка сразу же заинтересовала увлекающегося математикой Лакзи. На следующий день он предложил государственной торговой фирме Konsumex, обладающей правами на изготовление головоломки, продавать кубик на Западе. Тогда же Лакзи познакомился с Эрне Рубиком: «Когда Рубик впервые появился в комнате, я испытал желание дать ему немного денег. Он выглядел как нищий, был ужасно одет, а из угла его рта свисала дешевая венгерская сигарета. Но я знал, что у меня в руках гений. И сказал ему, что вместе мы сможем заработать миллионы».
Получив одобрение изобретателя, Тибор Лакзи в 1979 году привез кубик в Германию на Нюрнбергскую ярмарку игрушек, но не в качестве экспоната. В поисках дистрибьюторов Лакзи использовал ход, на который сам когда-то клюнул: предприниматель попросту бродил по выставке, играя похрустывающими гранями куба. Манипуляции с Magic Cube не принесли ожидаемого результата, но способствовали судьбоносному знакомству с англичанином Томасом Кремером – успешным изобретателем игрушек и владельцем предприятия Seven Towns Ltd.
У Кремера были многочисленные связи в сфере игрушечного бизнеса и он часто представлял интересы других изобретателей. Но главное – Кремер также имел венгерское происхождение по материнской линии. Бизнесмены быстро заключили соглашение о продвижении кубика Рубика на мировом рынке. Каждому отводилась своя роль: Лакзи должен был заниматься бюрократическими вопросами, а Кремер – совершить мировое турне в рекламных целях, чтобы сформировать дистрибьютерскую сеть.
Первые проблемы не заставили себя ждать. Скептики всего мира критиковали изобретение, считая кубик слишком абстрактным и представляющим интерес лишь для научных обществ, но не для широких масс. Кроме того, в производстве игрушки огромную роль играла ручная работа, что делало его изготовление весьма дорогостоящим. Но покровители Рубика не опускали рук.
В сентябре 1979 года Томасу Кремеру в ходе тяжелых переговоров с вице-президентом службы маркетинга американской корпорации игрушек Ideal Toy Corporation удается заключить контракт на поставку 1 млн кубиков в США. Это была первая значительная победа для кубика.
ЮБИЛЕЙНЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Перед поставкой магических кубиков в США предприниматели вновь столкнулись с проблемой: кубик был запатентован лишь на территории Венгрии, а для его продажи в Америке нужен был новый патент. Именно поэтому в начале 1980 года было принято решение переименовать Magic Cube в Rubik's Cube (Кубик Рубика). Всего за 2 месяца Кубик Рубика дебютировал на международном уровне – на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нюрнберга и прочих. Свое творение гордо представлял сам изобретатель Эрне Рубик. В мае 1980 года первая миллионная партия кубиков, наконец-то, прибыла в США.
Несмотря на официальное создание головоломки в 1974 году, второй датой его рождения считается именно май 1980 год. В 2010 году изобретение Рубика отметило 30-й День рождения.
МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ
Спустя всего два года после начала экспорта кубика из Венгрии в мире началось глобальное помешательство на этой головоломке. До конца 1982 года в мире было продано свыше 100 млн кубиков и в 1,5 раза больше его подделок. Венгерские производители физически не могли изготовлять больше нескольких миллионов игрушек в год, в связи с чем фабрики по производству Кубиков Рубика начали открываться в Гонконге, Тайване, Коста-Рике и в Бразилии.
Уже 1980 году Эрне Рубик получает первую награду – национальный приз Венгрии за лучшее изобретение, а его кубик - титул лучшей игрушки в США, Великобритании, Франции и Германии.
В 1981 году в Англии выходит ограниченный тираж Кубика Рубика под названием Royal Puzzle, посвященный свадьбе принца Чарльза и принцессы Дианы, состоявшейся 29 июля того года.
В июне 1982 года в Будапеште впервые проходит Чемпионат мира по сборке Кубика Рубика на скорость. Его победителем стал 16-летний американский студент Минх Тхай, собравший головоломку всего за 22,95 секунды. В том же году статья о кубическом чуде появляется в Оксфордском словаре английского языка.
Страстное увлечение головоломкой охватило разные народы, разные социальные и возрастные категории людей. В некоторых странах кубик стал даже обязательным предметом в сервировке стола наряду с солонкой и перечницей. В СССР Кубик Рубика попал в начале 1980-х годов и сразу произвел фурор.
Меньше чем за 10 лет во всем мире было продано свыше 350 млн кубиков Рубика, что сделало ее самой продаваемой игрушкой в мире, а ее изобретателя - миллионером.
КУБИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ И ФАКТЫ
В разгар популярности, в 1980-х годах, головоломкой увлекалась 1/5 часть населения Земли.
Кубику Рубика посвящены сотни книг и статей, миллионы вэб-страниц и свыше 40 тыс. видео-роликов. Существует даже отдельное направление в искусстве под названием рубикубизм – создание картин с помощью Кубиков Рубика.
С 2003 года под эгидой Международной ассоциации кубика (WCA) регулярно проводятся международные и национальные чемпионаты по спидкубингу, во время которых участники соревнуются в сборке головоломки Рубика на время. Абсолютный мировой рекорд в этом состязании сегодня принадлежит Эрику Аккерсдику из Нидерландов, собравшему кубик всего за 7,08 секунд. В соревнованиях по спидкубингу есть и такие номинации, как сборка одной рукой, ногами, с закрытыми глазами и даже под водой на одном дыхании.
Так, рекордсменом по сборке кубика ногами в 2007 году стал Ансси Ванхала из Финляндии с результатом 36,72 секунды(!). Пальму первенства по самой долгой сборке этой игрушки держит британец Грэм Паркер. Грэм получил Кубик Рубика в подарок на свое 19-летие и смог собрать его лишь через 26 лет в 47-летнем возрасте, потратив на это около 27 тыс. 400 часов.
Кроме классического Кубика Рубика формата 3х3х3, существуют также кубики 2х2х2, 4х4х4, 5х5х5. Самый же большой невиртуальный кубик имеет параметры 12х12х12.
В 1995 году к 15-летнему Дню рождения кубика компания Diamond Cutters International создала функциональный драгоценный куб из золота, инкрустированного цветными драгоценными камнями общей ценностью в 185 карат.
РУБИК БЕЗ КУБИКА
В 1983 году Эрне Рубик открыл собственную студию дизайна, где по сей день создает головоломки и игры, а также проектирует мебель.
Со временем, особенно с развитием компьютерных технологий и появлением виртуальных версий кубика, интерес потребителей к некогда мегапопулярной кубической головоломке начал угасать. К 1985 году мировой рынок пресытился Кубиком Рубика и продавать его становилось труднее с каждым годом. Воспользовавшись этой ситуацией, Томас Кремер в том же году выкупил все права на производство и распространение головоломки. Новый владелец Кубика Рубика считал его культовой игрушкой на все времена и попытался возродить былую популярность головоломки. В 1991 году кубик вновь появляется в массовой продаже, но былых объемов реализации достичь так и не удалось.
Успех кубика не заменил Эрне Рубику страсть к преподаванию. В 1987 году Рубик стал профессором Будапешской Академии прикладных ис-кусств и ремесел, а в 1990-м возглавил Венгерскую инженерную академию. В 1988 венгерский миллионер учредил Международный фонд Ру-бика с целью поддержки молодых изобрета-телей.
ЗНАМЕНИТЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Среди знаменитых изобретений Эрне – змейка Рубика, придуманная еще в 1977 году, и новейшая разработка – шарик Рубика или Рубик 360, презентированный 5 февраля 2009 года на Международной Нюрнбергской ярмарке игрушек.
Змейка Рубика пользовалась огромной популярностью на территории СССР. Казалось бы, простая на вид игрушка, она представляла собой 24 шарнирно соединенных призмы в сечении равнобедренного прямоугольного треугольника. Из змейки можно было собрать около 100 различных двух- и трехмерных фигур. Эта головоломка отлично развивает пространственное мышление и многим знакома с детства.
Рубик 360 – это вращающиеся на осях три прозрачные сферы, находящихся одна в другой. Внутри центральной сферы находятся 6 цветных шаров. Задача головоломки - через отверстия в сферах довести каждый шар до гнезда с соответствующим цветом, расположенного на внешней сфере. По мнению самого Эрне Рубика, это весьма трудная задача, ведь в головоломке участвует еще и гравитация, и, в отличие от кубика, для этой игры требуются более сложные движения рук.
УРА-Информ.Донбасс
версия для печати версия для печати отправить другу отправить другу обсудить на форуме обсудить на форуме (0)

Следующая запись: Рамазан Ашинов - 12 июля 2016 в 21:34
Лучшие публикации