Андрей
/
Круглая дата со дня рождения Рембрандта Харменса ван Рейна. Когда переваливает за 200-300 лет, ...

Круглая дата со дня рождения Рембрандта Харменса ван Рейна. Когда переваливает за 200-300 лет, точные цифры особого значения не имеют. По этому случаю хочу торжественно сообщить, что творчество Рембрандта мне не нравится. Очень нескромно, конечно, так говорить. Полагается, покусывая язык, многозначительно молчать, раз не можешь, голова садовая, постигнуть….
Увы, не сдержусь. Не нравится ни «Возвращение блудного сына», ни «Молодая женщина, купающаяся в ручье», ни «Заговор Клавдия Цивилиса», и уж тем более не нравится «Даная». На такую не получится не то, что золотым дождем, а, вообще, хоть чем-нибудь пролиться.
Разумеется, понимаю: Рембрандт – величайший художник, таких на Земле было очень мало. Но не дано мне наслаждаться его картинами.
Тем не менее, есть одно полотно Рембрандта, которое доставляло и доставляет мне настоящее интеллектуальное наслаждение. Я много раз рассматривал его на репродукциях и в электронном виде, потом во все глаза глядел на подлинник в Амстердаме.
Речь о «Выступлении стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», картине, традиционно именуемой «Ночной дозор».
Не буду долго разглагольствовать, о «Ночном дозоре» написано очень много, только обожаемый мною Питер Гринуэй снял два фильма. На этом парадном портрете, заказанном влиятельными людьми тогдашнего Амстердама, есть ряд фигур и предметов, вызывающих недоумение. Все сходятся в том, что это непонятные нам символы, и люди никогда не узнают, что хотел сказать художник.
Постепенно побеждает гипотеза, что на картине едкая пародия. Действительно, перед нами толпа надутых и безмозглых индюков. Подозреваю, что тут величие мастера проявилось в том, что сами индюки не понимали, как именно их изобразил живописец. Правда, подсознательно чувствовали, по отдельным свидетельствам современников.
Многие исследователи указывают и на дохлого петуха на поясе невесть откуда взявшейся тут девочки, и на идиота-мушкетера, держащего запал в опасной близости от пороха, и на тень руки капитана Кока в области гениталий Рёйтенбюрга. А, главное, шесть пальцев на левой руке у мушкетера в красном и две правых перчатки у капитана Кока.
Таким образом, картина предстает сатирой на конкретных знатных людей Амстердама тех лет или местью несчастного художника сильным мира сего.
Я тоже долгое время видел шесть пальцев и две правые перчатки, видел даже на оригинале полотна. Потом же стал сомневаться и в количестве пальцев, и в правой-левой.
Далее стал думать, что картина, вероятно, не только и не столько пародия. Она о позиционировании в обществе небольшой части людей, достигших власти и/или богатства. Им обязательно нужно выглядеть защитниками остальных сограждан. В действительности, как мы видим на картине Рембрандта, и знаем из истории и жизни, они таковыми не являются и не могут являться ими в принципе. Широкие массы людей, не способных мыслить самостоятельно, поддаются внушению хоть от парадных портретов, которые писали современники Рембрандта, но без его яда, хоть от телевизионной картинки выступления очередного вождя.
Мне довольно часто кажется, что художники далеко не всегда внятно формулируют для себя идею картины и определяют ее смысл. Идеи и смыслы – это, скорее всего, результат взаимодействия через картину художника и зрителя.
Так что вполне может быть, Рембрандт вот прямо так вот не продумывал, а просто грандиозно на века постебался. Однако, возможно, в том самом взаимодействии получается иначе.
Сейчас удивляются, как люди раньше не понимали, что «Ночной дозор» - сплошной стёб. Я бы даже сказал стёб не только Рембрандта, а всесильного рока. То выяснилось, когда картину слегка почистили, что дозор вовсе не ночной, а дневной, то стало понятно, что выбегать, заряжая ружья, было некуда.
Потом же, через века, все, что напыщенно соотносилось со всякими ночными дозорами, заканчивалось фарсом или банальным анекдотом, прямо мистика.
Анекдоты анекдотами, только для подпавших под влияние парадных портретов финал всегда был трагичным.
P.S. Еще сделаю одно отступление совсем в сторону. Мне почему-то кажется, что фарсово-абсурдный юмор Гринуэя родился от картины «Ночной дозор», ведь многие персонажи режиссера носят лица капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга.
Увы, не сдержусь. Не нравится ни «Возвращение блудного сына», ни «Молодая женщина, купающаяся в ручье», ни «Заговор Клавдия Цивилиса», и уж тем более не нравится «Даная». На такую не получится не то, что золотым дождем, а, вообще, хоть чем-нибудь пролиться.
Разумеется, понимаю: Рембрандт – величайший художник, таких на Земле было очень мало. Но не дано мне наслаждаться его картинами.
Тем не менее, есть одно полотно Рембрандта, которое доставляло и доставляет мне настоящее интеллектуальное наслаждение. Я много раз рассматривал его на репродукциях и в электронном виде, потом во все глаза глядел на подлинник в Амстердаме.
Речь о «Выступлении стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», картине, традиционно именуемой «Ночной дозор».
Не буду долго разглагольствовать, о «Ночном дозоре» написано очень много, только обожаемый мною Питер Гринуэй снял два фильма. На этом парадном портрете, заказанном влиятельными людьми тогдашнего Амстердама, есть ряд фигур и предметов, вызывающих недоумение. Все сходятся в том, что это непонятные нам символы, и люди никогда не узнают, что хотел сказать художник.
Постепенно побеждает гипотеза, что на картине едкая пародия. Действительно, перед нами толпа надутых и безмозглых индюков. Подозреваю, что тут величие мастера проявилось в том, что сами индюки не понимали, как именно их изобразил живописец. Правда, подсознательно чувствовали, по отдельным свидетельствам современников.
Многие исследователи указывают и на дохлого петуха на поясе невесть откуда взявшейся тут девочки, и на идиота-мушкетера, держащего запал в опасной близости от пороха, и на тень руки капитана Кока в области гениталий Рёйтенбюрга. А, главное, шесть пальцев на левой руке у мушкетера в красном и две правых перчатки у капитана Кока.
Таким образом, картина предстает сатирой на конкретных знатных людей Амстердама тех лет или местью несчастного художника сильным мира сего.
Я тоже долгое время видел шесть пальцев и две правые перчатки, видел даже на оригинале полотна. Потом же стал сомневаться и в количестве пальцев, и в правой-левой.
Далее стал думать, что картина, вероятно, не только и не столько пародия. Она о позиционировании в обществе небольшой части людей, достигших власти и/или богатства. Им обязательно нужно выглядеть защитниками остальных сограждан. В действительности, как мы видим на картине Рембрандта, и знаем из истории и жизни, они таковыми не являются и не могут являться ими в принципе. Широкие массы людей, не способных мыслить самостоятельно, поддаются внушению хоть от парадных портретов, которые писали современники Рембрандта, но без его яда, хоть от телевизионной картинки выступления очередного вождя.
Мне довольно часто кажется, что художники далеко не всегда внятно формулируют для себя идею картины и определяют ее смысл. Идеи и смыслы – это, скорее всего, результат взаимодействия через картину художника и зрителя.
Так что вполне может быть, Рембрандт вот прямо так вот не продумывал, а просто грандиозно на века постебался. Однако, возможно, в том самом взаимодействии получается иначе.
Сейчас удивляются, как люди раньше не понимали, что «Ночной дозор» - сплошной стёб. Я бы даже сказал стёб не только Рембрандта, а всесильного рока. То выяснилось, когда картину слегка почистили, что дозор вовсе не ночной, а дневной, то стало понятно, что выбегать, заряжая ружья, было некуда.
Потом же, через века, все, что напыщенно соотносилось со всякими ночными дозорами, заканчивалось фарсом или банальным анекдотом, прямо мистика.
Анекдоты анекдотами, только для подпавших под влияние парадных портретов финал всегда был трагичным.
P.S. Еще сделаю одно отступление совсем в сторону. Мне почему-то кажется, что фарсово-абсурдный юмор Гринуэя родился от картины «Ночной дозор», ведь многие персонажи режиссера носят лица капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга.

Следующая запись: К очередной годовщине со дня рождения Густава Климта.
Лучшие публикации