Житейские заметки о Финляндии. В Юго-Восточной Финляндии, в регионе Лаппеенранты - Иматры не бывал 20 лет. В предыдущий раз привозил сюда тогда еще маленьких дочек. Здесь же в в Корпикейдас мы тоже ловили рыбу. Будто не было 20 лет. Те же пруды, тот же деревянный медведь у входа в крохотное кафе. Вот только рыбу теперь ловили мои внуки.
Эта область у финнов - Этела-Карьела (Южная Карелия). Она плотно освоена русскими. Практически вся Этела-Карьела живет на связях с Россией. Огромные аутлеты, гипермаркеты, коттеджные поселки - все, абсолютно все заточено под русских туристов, преимущественно из Санкт-Петербурга. Жителям нашего города и Ленинградской области визы предоставляются в упрощенном порядке на полгода - на год. Надо сказать, что везде заправляют русские, в основном, прекрасная половина нашего народа: от управляющих до продавщиц, хотя мы встречали среди продавцов и молодых русских парней. Эксперты, по данным Фонтанки.ру, оценивают русскую диаспору в 30 тысяч, что среди 130-ти тысячного населения - много. Если добавить петербуржцев (среди моих знакомых и друзей таких не мало), имеющих дачи в этих местах, то картина выглядит впечатляюще.
Никого не хочу обидеть, но финны - бизнесмены еще те. Скорее всего, уклад их жизни просто не вписывается в наши представления. Моя старшая дочь Наташа (это ее сыновья ловили рыбу), учась в университете, в качестве второго языка постигала финский, жила в языковой школе в финской глубинке. Впечатления остались до сих пор. Мы их тоже получили. Например, в Руоколахти, в 5 километрах от которого на острове мы арендовали коттедж, все кафе, кроме одного, громко названного рестораном, работают в будние дни до 17.00, а в выходные - до 16.00 (!!!). Музеи в выходные, вообще, не работают. Идея и финская логика мне нравится: хочешь приобщиться к живописи, жертвуй работой. Искусство - оно ведь превыше всего. Из-за этого я не смог попасть в Иматре в Художественный музей, где сосредоточено крупнейшее собрание картин финских и шведских художников. Это облом, я даже в Иордании умудрялся...
Сейчас я - простой констататор увиденного. Никакого национализма, финнов, вообще, люблю много лет. Однако, там, где кафе или рыбную ферму держат финны, то с нашей точки зрения - анекдот. Представьте себе, что полтора месяца назад я был в благословенной Италии, и невольно сравниваю. Там где русские, конечно, все комфортабельнее, но есть опасность быть кинутым, обманутым и т.п. Тут уж сами выбирайте. Вообще, на Северо-Западе России к финнам относятся по-доброму, но с легкой иронией, как к любимому, но незадачливому младшему брату. А финны, насколько я с ними общался 20 лет, к русским - с легкой, но прощаемой обидой. Тоже, как к брату, но старшему, драчуну, наглецу, хулигану и лгуну. Все же брату.
Есть финны, которые не переваривают не столько русских, сколько систему отношений, царящую у нас веками. В конце 90-х, в начале нулевых я часто общался по работе с одним финским адвокатом. Мы были антагонистами в споре наших клиентов, сражались, как львы. Я через день приезжал в Хельсинки и мы в каком-нибудь ресторане спорили, потом подводили итог, объявляли, что завершаем на сегодня. У нас с ним было одно общее - в юности мы оба были следователями и расследовали убийства. Только у него они случались раз в три года, а у меня каждый день.
Он был значительно старше меня, хорошо говорил по-русски, и мы после обсуждения наших скорбных дел, вкушали то, что он рекомендовал. Вначале был фокус с медвежатиной. Мы сразу договорились, что счета оплачиваем поровну, но блюда рекомендует он. И вот мы хорошо поужинали олениной и медвежатиной, оплатили поровну, расстались. Через пару дней он меня затаскивает в другой ресторан, мы снова заказываем по его рекомендации медвежатину. Когда получили счет, я позволил себе удивиться: "А почему медвежатина стоит аж в два раза дороже?"
Он был несказанно счастлив от вопроса, смеялся до слез - шутка удалась. Я-то потом тоже хохотал.
Следующая запись: В 4 километрах от Йоутсено есть большой лес, огороженный сеткой. По лесу бродят куры, кролики, утки. ...
Лучшие публикации