История находки рукописи Гогена «Avant et Apres» («До и после») известна. Рукопись была написана в год смерти художника в 1903 году. Предсмертная рукопись. Глубокий смысл вложен в названии и в оформлении. В рукописи много воспоминаний о жизни до Гаити. Основное внимание читателей и критиков занимает дружба и разлад с Ван Гогом. В блокноте собраны откровенные истории об Эдгаре Дега, Камиле Писсарро, Поле Сезанне и Поле Синьяке.
Невозможность писать из-за отсутствия денег, мучительная попытка уйти от импрессионистских идей, найти свой стиль, ссора с лучшим другом Ван Гогом и бегство от него, а тут еще колониальные справочники приукрашенно зазывали европейцев в океанический рай. Последние месяцы перед отъездом на Таити он жил как в лихорадке, в ожидании творческой смерти и смутной жажде второго рождения.
Услышав, что Гоген решил навсегда уехать в Южные моря, Морис тотчас выразил свое сочувствие и одобрил этот смелый шаг строками Малларме:
Тоскует плоть, увы! к чему листать страницы?
Все книги прочтены! Я чувствую, как птицы
От счастья пьяны там, меж небом и водой.
Бежать, бежать!...
Уходим в плаванье! Мой стимер, свистни звонко.
И в мир экзотики, в лазурь чужих морей,
Качая мачтами, неси меня скорей.
(Перевод с французского В. Левика)
Это было «До».
Читаю у Бенгта Даниельссон "Гоген в Полинезии"( Швед. В 1947г принял участие в экспедиции Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» из Южной Америки в Полинезию): «Главной целью было в каждом случае попытаться понять и объяснить поступки Гогена, его реакции, трудности, неудачи и триумфы как результат встречи необычной личности со своеобразными местными условиями». Мне понравилось, как автор с глубоким уважением повествует о художнике. На всякие слухи и сплетни,
ходившие о нем, отвечает: ««Гоген достаточно велик как художник и интересен как человек, чтобы пленять нас и без ложного венца».
«После» - как мне кажется, в первую очередь выражено в оформлении обложки рукописи «Avant et Apres» («До и после»). Два столбца фраз на французском языке: «Чтобы плакать», «Чтобы страдать», «Чтобы умереть» и «Чтобы смеяться», «Чтобы жить», «Чтобы наслаждаться»-
это манифест, в котором весь Гоген, со страданиями, творческой смертью и возрождением, любовью, новой верой. Три оттиска Утагавы Кунисады 1850-х годов на внутренней части обложки – художника привлекали немногословие изысканных японских гравюр, простота линий, обостряющих чистое созерцание. Не об этом ли мечтал Гоген? Гравюры Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513) с многослойностью смыслов, вероятно, привлекла художника тем,
что в ней отражена борьба жизни со смертью, правды и лжи, верности и предательства. Змеи и дьявол с козлиным лицом –смерть. Исчезающая ящерица намекает на приближающуюся опасность. Однако, сияющие доспехи рыцаря символизируют его твердую христианскую веру. ... Лисий хвост, пронзенный копьем рыцаря и оставленный позади него, означает ложь, в то время как собака, бегущая рядом, олицетворяет правдивость и верность.
Таким образом оформленная обложка рукописи- это еще стремление Гогена к синтезу художественных стилей, эклектике. «После» -это поиск Золотого века, который он нашел на Таити.На Таити он впервые встретил народ, всецело отвечающий этому идеалу: таитяне наделены редкой способностью часами сидеть на месте, устремив взгляд в пространство. И хотя с европейской точки зрения позы многих фигур на его картинах несомненно кажутся искусственными, надуманными,
они чрезвычайно реалистичны. Вольно обращался с красками, говоря его словами: : «Было так просто писать вещи такими, какими я их видел, класть без намеренного расчета красную краску рядом с синей. Меня завораживали золотистые фигуры в речушках или на берегу моря. Что мешало мне передать на холсте это торжество солнца?» Здесь он создал многочисленные портреты своей таитянской Евы - Теха’аманы, Тэху:
«Мой дом стал обителью счастья. По утрам, когда всходило солнце, мое жилье наполнялось ярким светом. Лицо Теха’аманы сияло, словно золотое, озаряя все вокруг, и мы шли на речку и купались вместе, просто и непринужденно, как в садах Эдема». Показательны слова, которые Гоген чаще всего употребляет, говоря о Теха’амане: ноаноа и навенаве.
Первое означает «благоухание» и содержит намек на монои – кокосовое масло с запахом лепестков гардении, которым Теха’амана, как настоящие таитянки, регулярно натирала тело и волосы. А слово навенаве по-таитянски – чувственное наслаждение, сладострастие. Ноаноа-благоухание- так Гоген назвал свой дневник. Сложно в одном комментарии осветить всю сложность личности художника и его творчество. Поистине этому мастеру уготована нелегкая судьба как при жизни, так и через восемьдесят лет после смерти.
Вернуть в полной мере значение гогеновского искусства, заново осмыслить роль и место этой уникальной личности в художественном процессе ХХ века попытались в России. Русский музей и музей им. Пушкина имеют одно из самых больших коллекций работ Гогена. У К.Д. Бальмонта есть замечательный сборник «Будем как Солнце»-лучшая поэтическая книга. Великий символист, увлеченный творчеством Гогена, словно своими стихами сопровождает картины художника:
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!
А вы знаете,что есть такие брендовые духи «Avant et Apres» («До и после»).
Avant et Apres выпущен в 2022 году. Парфюмер: Marie Schnirer. Верхние ноты: Франжипани и Фрезия; средние ноты: Иланг-иланг, Масло монои, Жасмин Самбак и Цветок апельсина; базовые ноты: Ваниль, Мускус, Ambroxan и Бензоин:
-Масло манои извлекают из гардении таитянской. Помните, Техаамана ежедневно мазала волосы и тело маслом манои.
Вот еще один ингредиент- франжипани или плюмари. Она источает удивительный аромат с нотками цитрусовых, жасмина, гардении и пряных специй. Первым открыл и исследовал это дерево монах-путешественник по Океании француз Шарль Плюмье, в честь которого оно и было названо. Бесподобные по красоте цветы украшали головы таитянских женщин. Гоген почему-то вспоминает деталь: когда он уезжал, Техаамана сидела, опустив ноги в воду, а цветы с головы упали ей на колени.
Мария Шнирер, парфюмер, отдала дань уважения творчеству Гогена, что лучшие свои духи назвала именем последней его работы, выразив этим свое восхищение.
Тоскует плоть, увы! к чему листать страницы?
Все книги прочтены! Я чувствую, как птицы
От счастья пьяны там, меж небом и водой.
Бежать, бежать!...
Уходим в плаванье! Мой стимер, свистни звонко.
И в мир экзотики, в лазурь чужих морей,
Качая мачтами, неси меня скорей.
(Перевод с французского В. Левика)
Читаю у Бенгта Даниельссон "Гоген в Полинезии"( Швед. В 1947г принял участие в экспедиции Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» из Южной Америки в Полинезию): «Главной целью было в каждом случае попытаться понять и объяснить поступки Гогена, его реакции, трудности, неудачи и триумфы как результат встречи необычной личности со своеобразными местными условиями». Мне понравилось, как автор с глубоким уважением повествует о художнике. На всякие слухи и сплетни,
«После» - как мне кажется, в первую очередь выражено в оформлении обложки рукописи «Avant et Apres» («До и после»). Два столбца фраз на французском языке: «Чтобы плакать», «Чтобы страдать», «Чтобы умереть» и «Чтобы смеяться», «Чтобы жить», «Чтобы наслаждаться»-
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!
Avant et Apres выпущен в 2022 году. Парфюмер: Marie Schnirer. Верхние ноты: Франжипани и Фрезия; средние ноты: Иланг-иланг, Масло монои, Жасмин Самбак и Цветок апельсина; базовые ноты: Ваниль, Мускус, Ambroxan и Бензоин:
-Масло манои извлекают из гардении таитянской. Помните, Техаамана ежедневно мазала волосы и тело маслом манои.
Следующая запись: https://music.yandex.ru/album/20153803/track/42964632
Лучшие публикации