Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Герман
Герман
ДЕТИ ЭКРАНА

Каких людей воспитают гаджеты?«Гаджеты. Мы не мыслим свою жизнь без них! Взрос-лые и дети, дома, в общественном транспорте, на ра-боте, в торговом центре, наши глаза прикованы к этим небольшим светящимся экранам. С их помощью мы покупаем, общаемся, развлекаемся, работаем, учим-ся, узнаем новости.Многие философы и психологи констатируют: совре-менный человек оказался порабощен этими техниче-скими новшествами. Например, немецкий мыслитель Карл Ясперс утверждал: «Человек попал под ее (тех-ники) власть. Судьба человека зависит от того спосо-ба, каким он подчинит себе последствия технического прогресса... как человек, подчинившийся технике, ста-нет господствовать над ней». О том, насколько опас-ны гаджеты, какое влияние они оказывают на детей и взрослых, мы поговорили с доктором психологических наук, профессором КФУ Наилей САЛИХОВОЙ.

ПереВАрИть теХНИКУ
— Наиля рустамовна, можно ли считать гаджеты угро-зой для человечества? Ведь в каждой эпохе случались открытия и изобретения, которые люди воспринимали именно так. Например, известно, что у толстого, в «Ан-не Карениной», поезд является символом цивилизации, под натиском которой гибнет все лучшее в человече-стве. Но поезда вошли в нашу жизнь, и качественно ее улучшили, и вроде бы, ничего плохого не произвели.

— Сказать честно, это не моя науч ная тематика, хотя исследования на эту тему, конечно же, существуют. Но я могу выска­зать некоторые свои соображения. Нач­ну с того, что каждый век приносит новые явления в жизнь, причем такие, которые преобразуют все, и неизвестно что было бы без этих преобразований. Другое дело, что сейчас темп изменений нарастает, и важно учитывать скорость образно выра­жаясь «переваривания» обществом этих новшеств. Раньше ведь жизнь менялась медленно. Например, книгопечатанье из­менило общество, но книги очень долго входили в обиход. А современные техно­логии буквально ворва лись в нашу жизнь. Причем техника усложняется, постоян­но появляются новые и качественные то­вары в этой области, а культурно вырабо­танных способов того, как встраивать это в повседневность, как этим управ лять, нет. Так что в наше время именно вопрос со скоростью освоения и встраивания в жизнь этих технических новинок стано­вится цивилизационным вызовом. Выдер­живаем мы его или нет? Обществом пока не выработаны гуманитарные технологии, которые бы регулировали, учили тому, как встраивать эти новые технологии в образ жизни человека, и особенно ребенка.

ПРИБОРЧИК ВМЕСТО МАМЫ
— А что именно нужно осмыслить, ес­ли речь идет о гаджетах? Какие опас­ности они таят?
— Именно потому, что новые техноло­гии такие мощные, они «цепляют» за фун­даментальные базовые потребности человека, то есть с помощью этих прибо­ров можно быстро и доступно их удов лет­во рять. Вот, например, одна из базовых потребностей человека — потребность во впечатлениях. Человек с ней рождает­ся, из нее произрастает много важного, например, потребность новорожденного в общении, благодаря чему появляется его психологическое единство с мамой, без которого невозможно нормальное психическое развитие. Гаджеты зада­ют высокую скорость смены впечатле­ний, а другие процессы жизни протекают гораздо медленнее, не всегда столь ви­зуально ярко, и потому могут начать им проигрывать в соревновании за внима­ние ребенка.

— Это, наверное, особенно вредно для маленьких детей?
— Да, если ребенок попал на этот крю­чок очень рано, когда потребность во впе­чатлениях огромна, когда у него толь­ко формируются все основ ные струк туры мозга, тогда это может быть схлопыва­нием его развития. Особенно опасно, ес­ли младенца «подсаживают» на гаджеты в период, когда идет активное сенсор­ное развитие, когда он познает мир через предметы: их форму, цвет, величину, по­ложение в пространстве, запах, вкус, ког­да ребенок все с интересом рассматрива­ет, трогает, пробует. Но если в это время стимуляция «сворачивается» до этого при­борчика, то ни игрушки, ни что­то другое уже не смогут удовлетворить ребенка.

— Получается, потребность ребенка во впечатлениях должна удовлетворять­ся многими способами: и приборчиками, и родителями, и яркими игрушками?
— Вот только приборчики бы я убра­ла. Не уверена, что это подходящая игрушка для маленьких детей. Ведь что я имею в виду, когда говорю, что культу­ра не успевает создавать нормы исполь­зования гаджетов? Сенсорное разви­тие совершается вкупе с двигательным. А планшеты и телефоны в этом смысле одно бокие, потому могут приносить вред на ранних ступенях развития, создавая другую струк туру мозга. У ребенка будут развиваться те цент ры мозга, которые загружены, а другие — нет. И послед­ствия такого перекоса будут тяжелыми.Если ребенка рано подсадили на гад­жеты, облегчив жизнь маме, примити­визировав, кстати говоря, ее роль, дав ей возможность не обращать внимания на свое дитя, то пластично формирую­щийся мозг обретает зависимость, от ко­торой вообще­то его вряд ли что­то изба­вит. Подсадить подростка на наркотики, возможно, мень шее зло, чем маленько­го ребенка на гаджеты. Потому что подро­сток хоть в чем­то сознательное существо, в нем хоть какие­то ценности уже сформи­рованы, что может стать опорой для кор­рекции, а малыш — существо по боль шей части бессознательное, ему вообще не­чего противопоставить этой зависимости. При отмене пользования гаджетами будут все симптомы зависимости — деприва­ция, тяга к источнику удовольствия. Вто­рая беда в том, что пока нет жестких за­данных образцов того, как использовать, нет нормативов для родителей — бес­конт роль ность использования приборов детьми и родителями приносит огром ный вред для психики и здоровья детей.

БЕЗ УСИЛИЙ
— Значит действительно использова­ние гаджетов вредно?
— Как я и сказала, опасно, если не об­работано культурой, не вросло оптималь­ным способом в образ жизни. Если куль­тура выдержит этот вызов и создаст практики, нормы применения, то это же может стать очень полезным и развиваю­щим. Для сферы образования можно ис­пользовать яркость, быстроту, способ­ность захватить, удерживать внимание. Поэтому проблема не в гаджетах, а в том, как их использовать. Мы же не даем острые ножницы младенцу — опасно, мы даем погремушки вместо ножниц. С гад­жетами то же самое. В современном об­ществе, особенно нашем, российском, ситуация регуляции и выработки нормати­вов вообще, на мой взгляд, катастрофиче­ская. Люди всё больше понижают уровень требовательности к себе, а к детям могут предъявлять то чрезмерно повышенные, несоразмерные возрасту требования, то вообще предоставляя всё на самотёк...

— Гуманитарные практики все­таки — это запреты?
— Не только, и даже не в первую оче­редь. Понимаете, если ребенок наиг­рался в течение дня, если он набегался, наобщался, у него много разнообразной дея тель но сти, то он лег в кровать, и голо­ва еще подушки не коснулась, он уже спит, ведь он на гру жен впечатлениями. Но ес­ли в его жизни мало что происходит, ему не хватило пере жива ний, то он уткнет ся в экранчик прибора и останется там. То есть это вопрос, что в этой жизни есть кроме гаджета, что еще интересно, есть ли жизнь, богатая событиями и действиями. Ведь те­лефон обеспечивает «яркую жизнь», только без внут рен него усилия. И ребенок привы­кает к тому, что усилий нет, а смена впечат­лений есть. Тут интересненько, там интерес­ненько. Но к усилиям­то он не привык.

— А где­то, у кого­то есть понимание опасности того, что производят гадже­ты? В обществе идет формирование регулятивных нормативов, о которых Вы говорите?
— Да, например, в Китае есть клиники, где помогают бороться подросткам с вир­туальной зависимостью. Сей час исполь­зуется термин «визуальная аутизация» и есть исследования запад ных ученых в этой области. «Визуальная аутизация» — это, по сути, снижение потребности в об­щении. О механизме формирования та­кой аутизации мы говорили выше. Она формируется очень рано, если ребенок сосредотачивается на маленьком экран­чике и уходит от общения со взрослым.

СУРРОГАТЫ ЖИЗНИ
— Что формирует именно зависи­мость от гаджетов?
— В данном случае это удовлетворе­ние очень насущной потребности простым и доступ ным способом. Но гаджеты ведь часто дают суррогаты, иллюзорное удо­влетворение потребностей. Подросткам — самоутверждение, самопрезентацию, круг общения и чувство принадлежности к какой­то общности. При этом нет реаль­ного взаимо дейст вия и реаль ной живой взаимо связи с людь ми, нет чувства «пле­ча», опоры на другого. Во многом это ими­тационное, не настоя щее самоутвержде­ние и иллюзорное сообщество, если эти контакты не выходят в реаль ную жизнь. Я не отрицаю и позитивного значения соц­сетей, иногда человек не может найти себе Другого для реального общения. Если соц­сети дают человеку такую возможность, это здорово, но если в реаль ной жизни че­ловек общаться боится, не умеет, то соц­сети его этому не на учат, возможно, даже уведут от контактов в реальной жизни.

— И все­таки, тот факт, что гаджеты ме­няют человека, это хорошо или плохо?
— Не бывает палки без двух концов, мы не можем однозначно сказать, как но­вые технологии скажутся на современ­ных людях. Чтобы понять, как технологии повлияют на человека, надо иметь мето­дики, которыми можно измерить эти из­менения. Современные дети быстрее ориентируются в технических вещах, чем взрослые. Они другие, но хуже или луч­ше, судить трудно. Мы не знаем, как бу­дет жить общество через 20–30 лет, мы более или менее знаем прош лое. И как, исходя из него, мы можем понять, каким должен быть чело век в будущем? Психи­ка меняется, но хорошо это для челове­ка или плохо, покажет это самое будущее. Компьютеры, гаджеты очень сильно из­менили и мою жизнь, в том числе и про­фес сио наль ную. Замечаю как много плю­сов по мобильности, оперативности, так и несомненные минусы. Мы тревожим­ся о том, какими будут новые люди, исхо­дя из реалий прош лого мира. Возможно, на смену нам придет новый антрополо­гический тип человека, который будет в большей степени соответствовать тех­нологическим реалиям нового общества и при этом сумеет сохранить в себе всё лучшее человеческое.

Газета "Акцент"
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх