Инсайт. Часть 2.
Подобная мысль весьма интересна и помогает разрешить немало всяческих вопросов и построить довольно успешно свои взаимоотношения с окружающими. Однако же может возникнуть недопонимание, и оно возникает. Ведь все люди разные: один ищет счастье в отношениях с людьми, другой – в преданности делу, один влюблен в девушку, а другой – в работу. Действительно, разница есть, и о ней говорит ведическая культура. В санскрите есть такое понятие – варна. Этот термин используется для обозначения четырёх основных сословий древнеиндийского общества. В «Пуруша-Сукта», одном из гимнов «Ригведы» читаем:
«Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра»
Рассмотрим вкратце все четыре варны. Возможно, где-то пояснения будут отличаться от общепринятых понятий, но это то понимание, которое привело меня в итоге к идее, о которой пойдет речь ниже.
Шудры. Это сословие наёмных рабочих, мастеров. Это основа, ноги, на которых стоит наше общество. Если шудра на своём месте, в его руках всё спорится. Это наши Кулибины и Левши.
Вайшьи. Люди этой варны – купцы, снабженцы, двигающие общество. Это бёдра, позволяющие ходить. У вайшьи всегда много ресурсов, он умеет их добывать и грамотно распоряжаться ими.
Кшатрии. Это воины, а впоследствии – правители. Кшатрии руководят, ведут народ за собой, их называют харизматичными личностями. Примеров их также немало.
Брахманы. Это слово порой используется в качестве синонима слову жрецы. Вообще же брахман – лекарь, лекарь тела, разума или души, т.е. это врач, священник, учёный, творческий человек. Или учитель – также для тела, разума, души.
Считается, что, вращаясь в колесе сансары или перерождений, душа стремится к мокше, освобождению, перерождается, переходит из одной варны в другую, согласно карме. Также и внутри каждой варны есть некоторые ступени, которые душа преодолевает в своём развитии. Рассмотрим их.
Шудра-шудра. Это простой рабочий, который трудится под чьим-либо руководством, порой даже не получая никаких вознаграждений за свой труд.
Шудра-вайшья. Это наемный рабочий, который знает цену своему труду и ищет достойное место для его оплаты.
Шудра-кшатрий. Это бригадир, старший среди своих рабочих, прораб, заставляющий, зачастую своим примером, делать так, как правильно. Его лозунг: «Быстрее, выше, сильнее!» или «Пятилетку в три года!»
Шудра-брахман. Это пик развития шудры. Мастер-«золотые руки», Левша, Кулибин. Это учитель ремёсел. Дойдя до этой ступени, шудра сознаёт, что своим умением он может расширять свои ресурсы. И здесь он может стать вайшьей.
Вайшья-шудра. Это купец или торговец, который работает не на себя, но знает, как и где приложить свои руки, чтобы больше заработать.
Вайшья-вайшья. Это представитель малого бизнеса, сам себе хозяин, который неплохо разбирается в получении барышей.
Вайшья-кшатрий. Это руководитель, начальник, акула бизнеса. Для него дело – победить, разгромить конкурентов.
Вайшья-брахман. Это гуру в торговле, в бизнесе. Он получает деньги не для чего-то, а потому, что это его стезя. Он спокоен и готов делиться своими секретами с окружающими. Это бизнес тренер.
Кшатрий-шудра. Это солдат, боевая единица, выполняющая приказы.
Кшатрий-вайшья. Это наемник. Он рискует собой, но получает за это прибыль, как, например, солдат-контрактник, телохранитель, пожарный и проч.
Кшатрий-кшатрий. Это командный состав – офицер, маршал. Это воин, который умеет руководить и делает это превосходно.
Кшатрий-брахман. Это мастер-руководитель. Гуру и учитель боевых искусств (Ип Ман), воин, которому открыто искусство ведения войны (Сунь Цзы). Также это правитель государства.
Брахман-шудра. Это простой учитель, лекарь, священник. Он делает своё дело, потому что это нужно.
Брахман-вайшья. Для него знания – это ресурс. А потому, как любой вайшья, он умело распоряжается этим ресурсом, наращивает и распространяет полученные знания.
Брахман-кшатрий. Это подвижник, основатель нового – новые религии, новые направления в искусстве.
Брахман-брахман. Учитель учителей, пробужденный, он ближе всего к гармонии. Хороший пример брахмана также описан в книге Г. Гессе «Сиддхартха».
Люди всех этих варн живут бок о бок, постоянно взаимодействуют, каждый из них занимается своим делом и общество процветает. Но это в идеальной модели. На практике же всё это смешивается, многим сложно понять, кем они являются по призванию, а от того и возникает то самое чувство неправильности происходящего, от того и зреет неудовлетворение от жизни. В самом деле, если посадить воина плести корзины, он почувствует себя оскорбленным, а если отправить купца лечить людей или преподавать музыку, мало останется здоровых людей или замечательных музыкантов, хотя денег у купца поприбавится. Иными словами, природа берёт своё, и человек будет искать пути заниматься своим делом, даже не на своём месте, но удовлетворения от таких перестановок нет ни у самого человека, ни у общества. Напротив, когда представители каждой варны находятся на своих местах, они довольны, они растут над собой, развиваются и развивают общество. При этом довольно интересны взаимоотношения между ними. Разберём их с небольшими примерами.
Итак, начнём с шудры. Он не любит вайшья, но понимает его превосходство и подчиняется ему, ведь вайшья, как владелец и распределитель ресурсов, и платит шудре зарплату, и даёт пример более богатой жизни (слесарь дядя Коля терпеть не может «проклятых капиталистов», но понимает, что Кирилл Борисович Голдфингер, только что вернувшийся из отпуска на Канарах на своём бентли, будет покруче его).
Кшатрия шудра уважает как признанного управителя и опасается как представителя силы (дядя Коля понимает, что Семён Семёнович, отслуживший 10 лет на благо родины, является отличным директором их завода, да и дисциплина здесь на высоте, ведь Семён Семёнович держит всех в ежовых рукавицах).
А вот брахманов шудра не понимает, он их видит какими-то странными и далёкими от жизни мечтателями. Но к ним иногда можно подойти за советом (дядя Коля вообще не понимает, чем живёт Игорёк, юродивый при соседней церкви, - мужик, вроде, неглупый и подсказать может дельные вещи, но чего-то он не пользуется своей головой).
Вайшья же видит шудр отсталым классом, он не понимает, как можно жить только за еду и работать за такую зарплату, чтобы только сводить концы с концами. Но он это принимает и пользуется этим (Кирилл Борисович, желая разгромить своих конкурентов, собирает всю информацию о них, а дядя Коля за хорошим ужином в ресторане может многое рассказать о том, что видел или слышал – почему бы не воспользоваться этим?).
Вайшья видит силу кшатриев и уважает их (бывший одноклассник Семён Семёнович, засидевшийся уже в кресле директора, собирается занять пост мэра и не боится нападок со стороны местных бандюганов – это-то и удивляет Кирилла Борисовича).
Ну а брахманов вайшья уважает, правда, не понимая. Он не понимает мастерства, которым они обладают и которое может приносить им массу полезного (Кирилл Борисович уважает Серёгу из дома напротив, ведь тот за день-другой может намазюкать на холсте красками, да так, что и за душу и берёт, и, что немаловажно, это ведь можно потом продать. И Кирилл Борисович сам покупает у него картины, а вечерком готов пропустить стаканчик виски, слушая, как этот же Серёга играет на гитаре).
Кшатрии работают с шудрами, управляют ими, покровительствуют им. Для кшатриев это рабочие (боевые) единицы, которыми нужно умело руководить (Семён Семёнович организовал у себя на заводе чёткий порядок, жестко следит за дисциплиной и наказывает провинившихся, но и поощряет усердных. Он перечитывает «Искусство войны» Сунь Цзы и применяет знания оттуда в своей работе).
А вот вайшьи кшатриям противны, не любят кшатрии помешанных торгашей, хотя и понимают, что услуги этих людей им необходимы (Семён Семёнович, следуя всё тому же Сунь Цзы, скрепя сердце, приглашает к себе на деловые встречи Кирилла Борисовича).
Брахманов же кшатрии ценят, для них это носители новых важных знаний и умений. А отношение брахманов к опасности вообще повергает кшатрия в восторг (Семён Семёнович в часы упадка сил вспоминает, как он, летая по делам в Индию, познакомился там с одним необычным человеком, выходцем из России. Тот продал свою немаленькую авиакомпанию и отправился искать какую-то мудрость на восток. Сейчас он тихонько лепит себе горшочки из глины, продаёт их, а про авиакомпанию и думать забыл, при этом мужик-то и в самом деле умный и толковый).
Брахманы в силу своей природы учителя стараются донести какое-то своё видение, понимание окружающего мира остальным варнам. Ну или причинно-следственных связей. Одни брахманы пытаются донести то, к чему они пришли, на своём языке, другие пробуют говорить с представителями каждой варны на их языках (странный Игорёк проповедует: «Будете воровать - вас зажарят на адском костре». И этого многим шудрам достаточно. Ну а когда к нему приходит дядя Коля, он перестраивается, с радостью выслушивает вопросы и даёт ему ответы, правда, не всегда понятные дяде Коле).
Брахманы ценят вайшья за их практичность и, наставляя вайшья, объясняют им расклады с помощью кармы. А уж что касается выгодных обменов, вайшьи тут мастера. (Серёга в своих песнях постоянно возвращается к теме любви и взаимоотношений, а в тех песнях, что поёт при Кирилле Борисовиче, аллегорически говорит, что если творить добро, то боги это зачтут тебе).
Брахманы уважают и кшатриев, опять же, по-своему. Они учат и наставляют тому, к чему, к какой цели нужно вести народ, а уж кшатрии знают, как это делать.
1. Очевидно, что сейчас мир переполнен вайшьями. Ценности их выдаются за общечеловеческие, отсюда и кризис современного общества. И если для шудр это еще не так страшно, ведь ценности вайшья для них - высшее, кшатрии и брахманы от этого страдают.
2. В европейских государствах, да и в РФ тоже в некотором роде, в последнее время появляется острый дефицит шудр. Все местные шудры уже перешли в вайшья. И вот как результат – трудовые миграции. Вспомните, кто сейчас делает ремонты или строит дома.
Здесь мы подходим к описанию самой идеи, ради чего и затеяны все эти размышления. Для того чтобы подойти к конечной мысли, нужно двигаться небольшими шагами. В конце концов, это не теория точной науки, а лишь идея.
Наш мир невыразимо богат и зиждется на непоколебимом равновесии всего сущего. Всем известны из физики законы сохранения – это часть проявлений мирового баланса. Мы привыкли считать, что у всего в нашей вселенной есть начало и конец, всё проходит некоторые этапы развития, достигает апогея, а затем угасает. Так устроена жизнь отдельных существ и их клеток, так устроена природа звёзд, подобную картину можно наблюдать и в истории с развитием государств. Отсюда логично предположить, что существует аналогичная тенденция и в отношении иных формаций общества, например, варн. Но выше уже упоминалось о бесконечности жизни как таковой. Таким образом, выходит, что за угасанием следует очередная волна развития. Допустим возможность этого, тогда для простоты и наглядности можно представить себе данный процесс развития личности в одной из варн, например, шудр, в виде графика y=sin(x):
Если же рассматривать развитие варны в целом, то можно воспользоваться функцией |y|=sin(x):
Но, принимая во внимание возможность перехода между варнами, график развития вайшь будет несколько отличаться – его выпуклости и вогнутости должны начинаться в точках экстремумов функции шудр, и период, соответственно, увеличивается вдвое. Поскольку в этом случае переход с одной функции на другую при продолжении движения в одном направлении происходит только с каждого второго экстремума, то добавим еще одну функцию вайшь.
Аналогично поступим и с функцией развития кшатрий и брахманов. В итоге мы получаем график из семи функций, где максимум – это максимум функции развития брахманов, а минимум – это максимум развития функции кшатрий. Таким образом, у нас нет абсолютного минимума, схлопывания всей системы Жизни.
Но что же происходит с тем, кто достигает максимум в развитии или с тем, кто проходит ступень брахман-брахман? Обратимся снова к индуизму, поскольку их лексика и учения более полно отражают наш предмет рассуждения. В санскрите есть такое понятие – атман, «самость, дух», высшее «Я». Это абсолют, осознающий своё собственное существование. Данное понятие используют для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После Пробуждения человек знает себя как «Атма» — я не это, я ТО, «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование.
В древнеиндийских трактатах Упанишады говорится, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с абсолютом, достигает освобождения из круговорота сансары, достигает мокши. В буддизме говорится, что человек достигает просветления. Просветление — состояние полной осознанности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Просветление достигается за счет понимания ошибочности, так называемого, «волеизъявления», благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее, она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом, сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.
Следующая запись: Инсайт. Очень давно я не брался за свой дневник. Но произошедшее на этой неделе заставило меня ...
Лучшие публикации