Випассана. Часть 35.
Затем мы достигаем стадии самудайя-вайя (samudaya-vaya), на которой переживаем появление и исчезновение ощущений одновременно и непрерывно. Грубые, плотные ощущения растворяются в тонких вибрациях, возникающих и исчезающих с огромной скоростью, и твердость ментально-физической структуры исчезает. Сильные, бурные эмоции и грубые, плотные ощущения растворяются не в чем ином, как в вибрациях. Эта стадия называется бханга (bhanga) – растворение, именно на этой стадии мы переживаем предельную истину ума и материи: постоянное появление и исчезновение, отсутствие какой-либо твердости.
Бханга – очень важная стадия на пути, потому что только тогда, когда мы переживаем растворение структуры ум-тело, исчезает привязанность к ней. Тогда в любой ситуации сохраняется непривязанность, т.е. достигается стадия санкхара-упеккха (sankhara-upekkha). Глубоко лежащие загрязнения, санкхары, скрытые в сфере бессознательного, начинают появляться на поверхностном уровне ума. И это не регресс, это прогресс, ибо, пока эти загрязнения не выйдут на поверхность, их нельзя искоренить. Они появляются, мы их наблюдаем невозмутимо, и санкхары исчезают одна за другой. Мы используем грубые, неприятные ощущения как инструмент, с помощью которого избавляемся от старого запаса санкхар отвращения; мы используем тонкие, приятные ощущения как инструмент, с помощью которого избавляемся от старого запаса санкхар влечения. Таким образом, сохраняя осознанность и невозмутимость по отношению к любым переживаниям, мы очищаем ум от всех скрытых в глубинах ума комплексов и все ближе и ближе приближаемся к цели – ниббане (nibbana, санскр. nirvana), освобождению.
С чего бы вы ни начали, чтобы достичь ниббаны, необходимо пройти через все эти стадии. Быстрота достижения цели зависит от того, как вы работаете и насколько велик запас прошлых санкхар, которые необходимо искоренить.
Однако в любом случае, осознавая ощущения, очень важно сохранять невозмутимость. Санкхары возникают вследствие физических ощущений. Сохраняя невозмутимость по отношению к ощущениям, вы не допускаете появления новых санкхар и искореняете старые. Таким образом, невозмутимо наблюдая ощущения, вы постепенно продвигаетесь по пути к конечной цели освобождения от страданий.
Работайте серьезно. Не следует превращать медитацию в игру, постоянно менять техники, ни одну из них не практикуя серьезно. В этом случае вам никогда не удастся продвинуться вперед, в любой технике вы сможете сделать лишь первые шаги и поэтому никогда не достигнете цели. Конечно, вы можете пробовать различные виды техник, чтобы найти ту, что вам больше подходит. Вы можете также 2 или 3 раза опробовать данную технику, если в этом есть необходимость. Но не стоит тратить всю свою жизнь на одни лишь попытки. Если вы нашли подходящую технику, практикуйте ею серьезно, чтобы достичь конечной цели.
Пусть страдающие люди во всем мире найдут путь освобождения от страданий.
Следующая запись: Випассана. Часть 34. День 10. Не было никаких богов, не существовало ни рая, ни ада, даже деление на ...
Лучшие публикации