Анна
/
Вот вам стишок Алексея Кручёных: Те гене рю ри ле лю, бе тльк тлько хомоло рек рюкль крьд крюд нтри ...

Вот вам стишок Алексея Кручёных:
Те гене
рю ри
ле лю,
бе
тльк
тлько
хомоло
рек рюкль
крьд крюд
нтри
нркью
би пу.
Нетрудно догадаться, как бы отреагировал А.С. Пушкин на по-
добное трюкачество. Он не стал бы воспринимать его всерьёз, хотя
он и написал в ранней редакции «Евгения Онегина»: «...но доро-
жит одними звуками пиит» (Русские писатели о языке, 1954: 82).
Не стоит строить иллюзий насчёт формалистического «уклона» у
А.С. Пушкина. Он ещё в пятнадцать лет заявил князю А.М. Горча-
кову: «Набором громозвучных слов я петь пустого не умею» (Пуш-
кин, 1981, 1: 38).
На первое место в любом речевом произведении А.С. Пушкин
ставил его содержание. Его недостатком и чрезмерным внимани-
ем к форме он объяснял, в частности, забвение поэзии Франсуа
Малерба (1555–1628) и Пьера де Ронсара (1524–1585). В статье
«О ничтожестве литературы русской» (1834) А.С. Пушкин писал:
«Малерб ныне забыт подобно Ронсару, сии два таланта, истощив-
шие силы свои в усовершенствовании стиха... Такова участь, ожи-
дающая писателей, которые пекутся более о наружных формах
слова, нежели о мысли, истинной жизни его, не зависящей от упо-
требления!» (Пушкин, 1981, 6: 208).
А.С. Пушкин видел в языке вполне надёжное средство «для
сообщения наших мыслей» (Пушкин, 1981, 6: 18), которые могут
быть разнообразны до бесконечности. В статье «Об обязанностях
человека. Сочинение Сильвио Пеллико» (1936) он писал: «Разум
неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соеди-
нении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминут-
но появляющиеся, не суть повторение лексикона. Мысль отдельно
никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть раз-
нообразны до бесконечности» (Пушкин, 1981, 6: 292).
Забота о разнообразии мыслей, выражаемых в художествен-
ных произведениях, вовсе не приводила А.С. Пушкина к пренебре-
жению их языковой формой. Особое значение в прозе он придавал
двум её особенностям – точности и краткости. Он писал: «Точность
и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей
и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат»
(Пушкин, 1981, 6: 10–11).
Вот как писал двадцатитрёхлетний поэт в только что процити-
рованной статье «О прозе» о людях, не научившихся изъясняться
точно и кратко: «Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя:
сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы
сказать: рано поутру – а они пишут: едва первые лучи восходящего
солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это всё ново
и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. Читаю отчёт
какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мель-
помены, щедро одаренная Апол... боже мой, да поставь: эта молодая
хорошая актриса – и продолжай – будь уверен, что никто не заме-
тит твоих выражений, никто спасибо не скажет. Презренный зоил,
коего неусыпная зависть изливает усыпительный свой яд на лавры
русского Парнаса, коего утомительная тупость может только
сравниться с неутомимой злостию... боже мой, зачем просто не ска-
зать лошадь?» (там же).
Те гене
рю ри
ле лю,
бе
тльк
тлько
хомоло
рек рюкль
крьд крюд
нтри
нркью
би пу.
Нетрудно догадаться, как бы отреагировал А.С. Пушкин на по-
добное трюкачество. Он не стал бы воспринимать его всерьёз, хотя
он и написал в ранней редакции «Евгения Онегина»: «...но доро-
жит одними звуками пиит» (Русские писатели о языке, 1954: 82).
Не стоит строить иллюзий насчёт формалистического «уклона» у
А.С. Пушкина. Он ещё в пятнадцать лет заявил князю А.М. Горча-
кову: «Набором громозвучных слов я петь пустого не умею» (Пуш-
кин, 1981, 1: 38).
На первое место в любом речевом произведении А.С. Пушкин
ставил его содержание. Его недостатком и чрезмерным внимани-
ем к форме он объяснял, в частности, забвение поэзии Франсуа
Малерба (1555–1628) и Пьера де Ронсара (1524–1585). В статье
«О ничтожестве литературы русской» (1834) А.С. Пушкин писал:
«Малерб ныне забыт подобно Ронсару, сии два таланта, истощив-
шие силы свои в усовершенствовании стиха... Такова участь, ожи-
дающая писателей, которые пекутся более о наружных формах
слова, нежели о мысли, истинной жизни его, не зависящей от упо-
требления!» (Пушкин, 1981, 6: 208).
А.С. Пушкин видел в языке вполне надёжное средство «для
сообщения наших мыслей» (Пушкин, 1981, 6: 18), которые могут
быть разнообразны до бесконечности. В статье «Об обязанностях
человека. Сочинение Сильвио Пеллико» (1936) он писал: «Разум
неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соеди-
нении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминут-
но появляющиеся, не суть повторение лексикона. Мысль отдельно
никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть раз-
нообразны до бесконечности» (Пушкин, 1981, 6: 292).
Забота о разнообразии мыслей, выражаемых в художествен-
ных произведениях, вовсе не приводила А.С. Пушкина к пренебре-
жению их языковой формой. Особое значение в прозе он придавал
двум её особенностям – точности и краткости. Он писал: «Точность
и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей
и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат»
(Пушкин, 1981, 6: 10–11).
Вот как писал двадцатитрёхлетний поэт в только что процити-
рованной статье «О прозе» о людях, не научившихся изъясняться
точно и кратко: «Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя:
сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы
сказать: рано поутру – а они пишут: едва первые лучи восходящего
солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это всё ново
и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. Читаю отчёт
какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мель-
помены, щедро одаренная Апол... боже мой, да поставь: эта молодая
хорошая актриса – и продолжай – будь уверен, что никто не заме-
тит твоих выражений, никто спасибо не скажет. Презренный зоил,
коего неусыпная зависть изливает усыпительный свой яд на лавры
русского Парнаса, коего утомительная тупость может только
сравниться с неутомимой злостию... боже мой, зачем просто не ска-
зать лошадь?» (там же).
Следующая запись: И это тоже в Дрездене...))
Лучшие публикации