Геннадий
/
14 сентября – Семен-летопроводец. В допетровской Руси этот день приходился на 1 сентября, с него ...

14 сентября – Семен-летопроводец.
В допетровской Руси этот день приходился на 1 сентября, с него начинался новый год.
Семен-день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде встречать новое лето. С посиделок отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.
С этого дня начинались свадебные недели – до Гурия (28 ноября).
Этот день в старину называли началом бабьего лета. Говорят: «Бабье лето восемь дней». По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выйдет теплая и ведреная. Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником – паутиной, гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной.
Под Семен день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь, но не сами хозяева, а знахарки и знахари, которых специально приглашают для этого в избу. В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на «засидках» зажигали свечи и лучину.
В селах с Семена-дня начинались бабьи работы – с пеньки и льна. С раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам. На этот же день затыкали кросна. Вечером садились за пряслицы и веретены. Если девушка затыкала кроены с Семена, то замечала, как ложатся нитки: если прямо, то у нее будет хороший муж, а если неровно, то негодный. В селах с бабьего лета начинались осенние хороводы.
А еще хоронили в этот день мух и тараканов. Мух и тараканов считали причиной неурядиц и безденежья в семье. Из репы, свеклы, брюквы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что от такого погребения погибают мухи и тараканы.
Наши предки на Семен-день перебирались в новые дома.
В старину на Семен-день бывали постриги и сажание на коня.
На Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй.
На Семен-день с головней на постать (пахотная полоса земли) ходи.
На Семен-день семена выплывают долой из колосьев.
На Семена – последний посев ржи.
Семен-день – семена долой.
На Семена грех хлеб сеять.
Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к Семену.
Семен лето провожает.
Семен бабье лето наводит.
На Симеона Столпника солят огурцы.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской.
С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы.
На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы.
На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру).
На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
На Семена ясно – осень ведряная.
Много тенетника (паутины) на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Если много тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают – осень протяжная и сухая.
С Семена-дня обзаводятся новым огнем.
На Семена – первый праздник псарных охотников; выезд в отъезжее поле.
В допетровской Руси этот день приходился на 1 сентября, с него начинался новый год.
Семен-день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде встречать новое лето. С посиделок отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.
С этого дня начинались свадебные недели – до Гурия (28 ноября).
Этот день в старину называли началом бабьего лета. Говорят: «Бабье лето восемь дней». По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выйдет теплая и ведреная. Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником – паутиной, гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной.
Под Семен день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь, но не сами хозяева, а знахарки и знахари, которых специально приглашают для этого в избу. В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на «засидках» зажигали свечи и лучину.
В селах с Семена-дня начинались бабьи работы – с пеньки и льна. С раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам. На этот же день затыкали кросна. Вечером садились за пряслицы и веретены. Если девушка затыкала кроены с Семена, то замечала, как ложатся нитки: если прямо, то у нее будет хороший муж, а если неровно, то негодный. В селах с бабьего лета начинались осенние хороводы.
А еще хоронили в этот день мух и тараканов. Мух и тараканов считали причиной неурядиц и безденежья в семье. Из репы, свеклы, брюквы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что от такого погребения погибают мухи и тараканы.
Наши предки на Семен-день перебирались в новые дома.
В старину на Семен-день бывали постриги и сажание на коня.
На Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй.
На Семен-день с головней на постать (пахотная полоса земли) ходи.
На Семен-день семена выплывают долой из колосьев.
На Семена – последний посев ржи.
Семен-день – семена долой.
На Семена грех хлеб сеять.
Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к Семену.
Семен лето провожает.
Семен бабье лето наводит.
На Симеона Столпника солят огурцы.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской.
С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы.
На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы.
На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру).
На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
На Семена ясно – осень ведряная.
Много тенетника (паутины) на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Если много тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают – осень протяжная и сухая.
С Семена-дня обзаводятся новым огнем.
На Семена – первый праздник псарных охотников; выезд в отъезжее поле.

Следующая запись: На карандашик
Лучшие публикации