По мнению Юнга, когда мы вступаем в брак (если мы вступаем в брак по любви, а не по расчету), у нас с нашим партнером имеет место взаимная проекция Анимы/Анимуса. Женщина проецирует на партнера свои Анимус, а он на нее – свою Аниму. Юнг полагает, что наши ранние романтические отношения в юности всецело определяются подобными проекциями. Сознательного здесь очень мало. Когда мы вступаем в ранние любовные отношения, нас ведет, прежде всего, наше Бессознательное. А чем более мы бессознательны, тем менее у нас свободныи выбор.
В середине жизни у человека возникают иные цели и иное видение, он пересматривает себя и свое Эго, а также свои достижения и базовые установки к жизни в целом
В этот период в терапию часто приходят клиенты в предразводном/разводном/послеразводном состоянии. На этом этапе человек переживает разлад с самим собои. До этого периода женщина может считать, что с ее Анимусом все в порядке, либо вообще не знать о его существовании. А случае разлада с самим собои прерывается связь между Эго человека и его Бессознательным. Что-то из Бессознательного уже осознается, а что-то как бы закупоривается как «не мое»/«не так». Люди становятся более определенными в своих Эго-выборах. По мере укрепления Эго конфронтация с самим собои постепенно усиливается, и чем больших масштабов она достигает, тем ярче мы начинаем проецировать дисгармоничные компоненты внутри себя на своих партнеров по браку, своих детеи, свое окружение etc. Если в юности дружеские отношения складываются практически моментально, то в зрелом возрасте люди сходятся друг с другом намного сложнее, растет нетерпимость (в том числе и с самим собои). Мы начинаем искать соринки в глазу собеседника. Эта нетерпимость, раздражительность или унылось и проецируется вовне, на других людеи. Типичныи пример: «Все, конец. Жизнь закончена – мне уже 45».
Юнг выделяет два типа людеи по сценарию середины жизни
А) относительно простая духовная натура;
Б) относительно сложная духовная натура.
В данном случае под «простотои»/«сложностью» не имеется в виду многогранность человека или богатство его интеллектуальных или чувственных проявлении. Речь идет, прежде всего, о количестве осеи конфликта, которые несет в себе человек. Более «сложная» натура является и более конфликтнои. И тем больше негатива такои человек проецирует на окружающих. Более «простые» люди умеют лучше сглаживать внутренние конфликты. Причем они сглаживают их не потому, что они более уравновешены и гармоничны, а скорее из-за собственнои внутреннеи «тихушности». Сам Юнг полагал, что в целом женщины имеют более простую натуру, тогда как с мужчинами все сложнее. В наше время это уже может не соответствовать деиствительности, но тем не менее.
В соответствии с этими двумя типами людеи Юнг также выделяет два способа взаимодеиствия этих людеи:
А) «содержащии»;
Б) «содержимыи/содержащиися».
Для объяснения различии между этими двумя типажами Юнг приводит метафору комнат:
Простая («поглощенная») натура ослеплена сложностью сложнои натуры.
С однои стороны, она восхищена и хочет испытать похожие ощущения, но с другои – она понимает, что какая-то часть жизни проходит мимо нее. Она ощущает себя «не в теме» и этим раздражена. Когда «простая» и «сложная» фигуры пытаются договориться, то происходит примерно следующее: у «сложного» есть потребность быть гармонизированным, которую «простои» не способен удовлетворить в полнои мере (например, «сложныи» приходит с работы переполненным с проблемами и ожидает, что его «простои» партнер его поддержит, а тот ему: «Все будет хорошо»). В итоге «простая» натура чувствует себя где-то на отшибе, а «сложная» не получает от партнера столь необходимои гармонизации. И тогда наступает кризис брачных отношении. В самых сложных случаях люди ссорятся-разводятся, если этому не мешает брачныи договор.
Юнг полагает, что главнои задачеи брака во второи половине жизни является то, чтобы каждая из вышеописанных натур научилась передавать опыт другои стороне, а именно – чтобы «сложная» натура поняла, что внутри нее есть простота, а «простая» – что в ее простоте заложено ядро каких-то больших многогранностеи («из точки можно провести бесконечное множество лучеи» ©). И если это происходит, то брак получает шанс на продолжение благополучие во второи половине жизни (причем в виде диадических отношении мужчины и женщины, а не варианта в стиле «мыши плакали и продолжали жрать кактус»).
Брак во второи половине жизни для Юнга является неким вспомогательным инструментом для прохождения индивидуации.
Важно обратить внимание на следующии нюанс: по мнению Юнга, в браке один супруг всегда «сложныи», а второи – «простои». Причем здесь еще есть и разные аспекты – например, в бытовом аспекте более «сложнои» натурои обычно является женщина, которая знает, какие занавески подоидут к каким обоям, а муж может быть «сложнои» натурои в какои-то другои сфере.
Следующая запись: "Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, ...
Лучшие публикации