КОРСЕТ, ВАЛЬС И ДОЛГИЙ ПУТЬ
Первый балет, первый танец, первый брак.
Иногда кажется, что мы упустили что-то важное — но жизнь упрямо даёт новый шанс.
История Аграфены о том, как она наконец перестала бояться.
Аграфена прислонилась к стене, чтобы отдышаться.Пары проносились мимо — вихрь вальса, блеск платьев, смех.Корсет от Escada врезался в рёбра, но ничего не поделаешь: маме жениха должна выглядеть достойно, хоть и не затмевать невесту.
Мимо неё в классической позиции проплыли бывший муж с новой женой — мачехой её сына.Аграфена изо всех сил постаралась сохранить дружелюбное выражение лица.Конечно, все мы цивилизованные люди.Но где же вселенская справедливость, когда новая жена на восемнадцать лет моложе и, вдобавок, обладает титулом «Миссис штата»?
«Ну что, на старости лет пришлось-таки посещать курсы танцев!» — подумала Аграфена с тихим злорадством.
Хорошо танцевать она мечтала всегда.
ШЕСТЬ ЛЕТ. БАЛЕТ.
— Ножку выше! Тянем носочек! Руки плавнее, пожалуйста!
Груша стоит у станка — в трико, чешках, с туго стянутыми в пучок волосами.Мама с бабушкой сидят на скамейке у стены.Бабушка шьёт пачку из сильно накрахмаленной марли.
После занятия мама вздыхает :— Ну как? Не получается?
Груша молчит.Потом тихо:— Я не лучшая.
Бабушка гладит её по голове:— Ничего. Будешь стараться — станешь.
Груша старается.Почти год.
Но лучшей так и не становится.
Дома она включает пластинку, громко и фальшиво распевает любимые песенки, носится по гостиной, представляя себя Майей Плисецкой, налетает в тесной комнате на диван, запрыгивает на кресла.
На занятиях — замирает.Боится ошибиться.Боится, что засмеются.
Через год мама говорит,что достаточно .
СРЕДНЯЯ ШКОЛА. ДК.
Местный Дом культуры пахнет пылью и старым лаком для пола.Аграфена стоит у стены — в красной юбочке в складку, в туфельках на невысоком каблуке.Руки за спиной.Спина прямая.
Мальчики выбирают девочек.
Её не выбирают сразу.
Она улыбается — как учили, — но ногти впиваются в ладони.
«Может, я неправильно стою? Может, надо было другую юбку надеть?»
Наконец её приглашают.Она делает шаг вперёд — и сразу сбивается с ритма.
— Ничего, — говорит партнёр вежливо. — Сейчас научишься.
Но она уже знает: не научится.Потому что слишком думает.Слишком боится.
А в углу зала танцует мальчик из соседней школы — некрасивый, но с очень выразительным лицом.Боже, как он танцует!
Его вместе с постоянной партнёршей быстро переводят в высшую группу — там, где готовят к конкурсам.
Аграфена ходит ещё месяц.Потом бросает.
«Учёба — это моё. А танцы — нет».
Дома, когда никого нет, она по-прежнему отплясывает под музыку.
ПЕРВЫЙ БРАК.
В почте — рекламная листовка: «Бесплатный пробный урок танцев! Приведите партнёра!»
Аграфена долго уговаривает мужа.Наконец он соглашается.
Студия — светлая, с зеркалами, с паркетом.Инструктор — молодая женщина с идеальной осанкой.
Они неловко топчутся на месте.Муж наступает ей на ногу.Аграфена краснеет.
— Вы — самая красивая пара в группе! — говорит инструктор ободряюще.
Муж улыбается.Аграфена расцветает.
После занятия он говорит:— Дорого. И времени нет. Давай как-нибудь потом.
«Потом» не наступает.
РАЗВОД.
Она стоит на пороге с чемоданом.— Если уйдёшь, — говорит муж, — детей не увидишь.
Она молчит.
— Ты слышишь меня?! — он повышает голос.
— Слышу, — отвечает она тихо. — Но ухожу.
Он плачет:— Я не мыслю жизни с другой женщиной!
Через три месяца он женится.
Дети остаются с ней.
ВТОРОЙ БРАК.
Новый муж клятвенно обещает:— Танцы станут нашим приоритетом!
Но групповые занятия срываются из-за частых поездок.До индивидуальных не доходят.
«Ну ведь не было же повода и необходимости?» — думает Аграфена.
Но знает, что лукавит.
Повод был.
Просто боялась быть смешной.
СВАДЬБА СЫНА.
Аграфена смотрит, как танцуют сын с невесткой.Они движутся легко, свободно — не думая о шагах, не боясь ошибиться.
Она вспоминает себя в шесть лет — у станка, в пачке из накрахмаленной марли.«Ножку выше! Тянем носочек!»
Потом — в красной юбочке, у стены, с руками за спиной.Ногти впиваются в ладони.
Потом — в студии, с мужем, который говорит: «Дорого. Давай потом».
Она вздыхает.
Младший сын подходит, обнимает:— Мам, ты чего? Всё в порядке?
— Всё отлично, — улыбается она. — Просто корсет жмёт.
Он смеётся и уводит её танцевать.
Аграфена делает первый шаг — и снова думает о том, правильно ли ставит ногу.
Но сын крепко держит её за руку.
— Расслабься, мам, — говорит он. — Просто двигайся под музыку.
Она пытается.
Почти получается.
Вечером, когда все разъезжаются, Аграфена снимает туфли и садится на ступеньки у входа.
Второй муж выходит следом — расстёгивает галстук, вздыхает с облегчением.
— Устала? — спрашивает он.
— Очень, — отвечает она.
Они сидят молча.
Потом Аграфена говорит:— Вот родится внучка — буду водить её на танцы.
Муж смеётся:— А вдруг внук?
— Тогда внука, — улыбается она. — Всё равно буду водить.
Она смотрит на звёзды.
«Майя Плисецкая домашнего разлива», — думает она.
И улыбается — уже без горечи.
Galina Epstein
Первый балет, первый танец, первый брак.
Иногда кажется, что мы упустили что-то важное — но жизнь упрямо даёт новый шанс.
История Аграфены о том, как она наконец перестала бояться.
Аграфена прислонилась к стене, чтобы отдышаться.Пары проносились мимо — вихрь вальса, блеск платьев, смех.Корсет от Escada врезался в рёбра, но ничего не поделаешь: маме жениха должна выглядеть достойно, хоть и не затмевать невесту.
Мимо неё в классической позиции проплыли бывший муж с новой женой — мачехой её сына.Аграфена изо всех сил постаралась сохранить дружелюбное выражение лица.Конечно, все мы цивилизованные люди.Но где же вселенская справедливость, когда новая жена на восемнадцать лет моложе и, вдобавок, обладает титулом «Миссис штата»?
«Ну что, на старости лет пришлось-таки посещать курсы танцев!» — подумала Аграфена с тихим злорадством.
Хорошо танцевать она мечтала всегда.
ШЕСТЬ ЛЕТ. БАЛЕТ.
— Ножку выше! Тянем носочек! Руки плавнее, пожалуйста!
Груша стоит у станка — в трико, чешках, с туго стянутыми в пучок волосами.Мама с бабушкой сидят на скамейке у стены.Бабушка шьёт пачку из сильно накрахмаленной марли.
После занятия мама вздыхает :— Ну как? Не получается?
Груша молчит.Потом тихо:— Я не лучшая.
Бабушка гладит её по голове:— Ничего. Будешь стараться — станешь.
Груша старается.Почти год.
Но лучшей так и не становится.
Дома она включает пластинку, громко и фальшиво распевает любимые песенки, носится по гостиной, представляя себя Майей Плисецкой, налетает в тесной комнате на диван, запрыгивает на кресла.
На занятиях — замирает.Боится ошибиться.Боится, что засмеются.
Через год мама говорит,что достаточно .
СРЕДНЯЯ ШКОЛА. ДК.
Местный Дом культуры пахнет пылью и старым лаком для пола.Аграфена стоит у стены — в красной юбочке в складку, в туфельках на невысоком каблуке.Руки за спиной.Спина прямая.
Мальчики выбирают девочек.
Её не выбирают сразу.
Она улыбается — как учили, — но ногти впиваются в ладони.
«Может, я неправильно стою? Может, надо было другую юбку надеть?»
Наконец её приглашают.Она делает шаг вперёд — и сразу сбивается с ритма.
— Ничего, — говорит партнёр вежливо. — Сейчас научишься.
Но она уже знает: не научится.Потому что слишком думает.Слишком боится.
А в углу зала танцует мальчик из соседней школы — некрасивый, но с очень выразительным лицом.Боже, как он танцует!
Его вместе с постоянной партнёршей быстро переводят в высшую группу — там, где готовят к конкурсам.
Аграфена ходит ещё месяц.Потом бросает.
«Учёба — это моё. А танцы — нет».
Дома, когда никого нет, она по-прежнему отплясывает под музыку.
ПЕРВЫЙ БРАК.
В почте — рекламная листовка: «Бесплатный пробный урок танцев! Приведите партнёра!»
Аграфена долго уговаривает мужа.Наконец он соглашается.
Студия — светлая, с зеркалами, с паркетом.Инструктор — молодая женщина с идеальной осанкой.
Они неловко топчутся на месте.Муж наступает ей на ногу.Аграфена краснеет.
— Вы — самая красивая пара в группе! — говорит инструктор ободряюще.
Муж улыбается.Аграфена расцветает.
После занятия он говорит:— Дорого. И времени нет. Давай как-нибудь потом.
«Потом» не наступает.
РАЗВОД.
Она стоит на пороге с чемоданом.— Если уйдёшь, — говорит муж, — детей не увидишь.
Она молчит.
— Ты слышишь меня?! — он повышает голос.
— Слышу, — отвечает она тихо. — Но ухожу.
Он плачет:— Я не мыслю жизни с другой женщиной!
Через три месяца он женится.
Дети остаются с ней.
ВТОРОЙ БРАК.
Новый муж клятвенно обещает:— Танцы станут нашим приоритетом!
Но групповые занятия срываются из-за частых поездок.До индивидуальных не доходят.
«Ну ведь не было же повода и необходимости?» — думает Аграфена.
Но знает, что лукавит.
Повод был.
Просто боялась быть смешной.
СВАДЬБА СЫНА.
Аграфена смотрит, как танцуют сын с невесткой.Они движутся легко, свободно — не думая о шагах, не боясь ошибиться.
Она вспоминает себя в шесть лет — у станка, в пачке из накрахмаленной марли.«Ножку выше! Тянем носочек!»
Потом — в красной юбочке, у стены, с руками за спиной.Ногти впиваются в ладони.
Потом — в студии, с мужем, который говорит: «Дорого. Давай потом».
Она вздыхает.
Младший сын подходит, обнимает:— Мам, ты чего? Всё в порядке?
— Всё отлично, — улыбается она. — Просто корсет жмёт.
Он смеётся и уводит её танцевать.
Аграфена делает первый шаг — и снова думает о том, правильно ли ставит ногу.
Но сын крепко держит её за руку.
— Расслабься, мам, — говорит он. — Просто двигайся под музыку.
Она пытается.
Почти получается.
Вечером, когда все разъезжаются, Аграфена снимает туфли и садится на ступеньки у входа.
Второй муж выходит следом — расстёгивает галстук, вздыхает с облегчением.
— Устала? — спрашивает он.
— Очень, — отвечает она.
Они сидят молча.
Потом Аграфена говорит:— Вот родится внучка — буду водить её на танцы.
Муж смеётся:— А вдруг внук?
— Тогда внука, — улыбается она. — Всё равно буду водить.
Она смотрит на звёзды.
«Майя Плисецкая домашнего разлива», — думает она.
И улыбается — уже без горечи.
Galina Epstein

Следующая запись: На смену ноябрю грядёт декабрь
Лучшие публикации