
Как актера огромной мощи, с ярко выраженным отрицательным обаянием, Спиридонова открыли режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, пригласив его в легендарный фильм-эпопею «Вечный зов» (1973-1983). Не все знают, что изначально он должен был играть старшего Савельева, Антона. Но второй режиссер сериала Валентина Кузнецова, которая видела Спиридонова в «Горячем снеге», убедила Ускова и Краснопольского, что лучшего Федора, чем Спиридонов, им не найти. И оказалась права.
Тем, кто видел «Вечный зов» в советское время, не надо объяснять, кто такой Федька Савельев и каким своего героя сделал Вадим Спиридонов. Роман Анатолия Иванова, по которому снималась картина, охватывал почти полвека истории страны и отдельно взятой семьи Савельевых с их страстями и драмами. Федор – один из ключевых персонажей, пожалуй, самый сложный, противоречивый и должен был вызывать у зрителей всю гамму эмоций – от бескрайней любви до лютой ненависти. И Спиридонов сыграл его так, что после премьеры автор романа и соавтор сценария ему признался: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал».
Режиссер Валерий Усков вспоминал, что актер буквально жил этой ролью: отказываясь от дублеров, прыгал в ледяную воду, бегал босиком по холодной горной реке, до изнеможения скакал на лошади... Заболев, с высокой температурой рвался тут же повторить неудачный дубль. Однажды, когда кто-то из съемочной группы усомнился, сделает ли он сложный трюк, Спиридонов на спор переплыл Волгу со связанными руками и ногами. А главное – он показывал чудеса перевоплощения. «Когда нужно было быть толстым и сытым, - рассказывал режиссер, - через неделю Вадим превращался в толстого и сытого. Когда нужно было быть худым, изможденным и дерганым, он превращался в такого человека».
Валентина Спиридонова: «Когда нужно было «помолодеть», стать 16-летним, Вадику даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь в 40-летнего взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание! Но муж к издержкам актерской профессии относился спокойно - просто считал съемки тяжелой мужской работой».
В результате образ был сыгран настолько мощно, достоверно, что иногда возникали абсолютно трагикомические ситуации.
Валерий Усков: «Однажды Вадим опоздал на озвучание. Он в этом плане был очень аккуратный человек. А тут ждем его, ждем. Нет его! Когда он пришел, и я начал корить его за опоздание, объясняет: «Валерий Иванович, вы знаете, что произошло? Я еду в такси. Таксист на меня смотрит, смотрит. Потом вдруг останавливает машину и говорит: «За что ты, сволочь, Ваньку-то в тюрьму посадил? А ну, сволочь, вылезай из машины. Не повезу!»
И похожие истории потом с ним случались неоднократно. Годы спустя на встречах со зрителями Вадим Семенович с улыбкой рассказывал, как после дилогии «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977), где он сыграл бывшего кулака, полицая, «фашистского прихвостня» Фёдора Макашина, на улице часто слышал в спину: «У-у, предатель! Как земля таких носит…»
А после фильмов «Прощальная гастроль «Артиста» (1979) и «Криминальный квартет» (1989) многие зрители на полном серьезе полагали, что у актера Вадима Спиридонова серьезное криминальное прошлое – настолько органично он выглядел в роли бандита, криминального авторитета.
Ну и, конечно, после «Вечного зова» все зрители были уверены, что у него нешуточный роман с актрисой Тамарой Семиной – исполнительницей роли Анфисы, ведь страсти там пылали… Такова волшебная сила таланта!
Роль в «Вечном зове» актер называл своей любимой работой. За нее он получил Государственную премию, с нее началась его сумасшедшая популярность, стало ясно, что в советском кинематографе появился актер с яркой индивидуальностью, невероятной притягательностью, мужской харизмой. И герой, и антигерой в одном лице.
В 1970-е и начале 1980-х Спиридонов был режиссерами нарасхват. Ленты «Любовь земная», «Дожить до рассвета» (1975), «Судьба», «Трясина» (1977), «Отец и сын» (1979), «Прощальная гастроль «Артиста», «Юность Петра» (1980) - не сходили с экранов кинотеатров и сделали его настоящей звездой экрана. Кроме того, Вадим Семенович своим волнующим женский слух тембром за кадром озвучивал отечественных и зарубежных знаменитостей. Его голосом говорили, например, Ален Делон, Жерар Депардье, Джек Николсон и многие другие.
Фильмография: 115 проектов.
Вадим Семёнович Спиридонов (14 октября 1944 — 7 декабря 1989) — советский актёр кино; заслуженный артист РСФСР (1984).
Подготовлено на основе информации из открытых Интернет-источников…
Тем, кто видел «Вечный зов» в советское время, не надо объяснять, кто такой Федька Савельев и каким своего героя сделал Вадим Спиридонов. Роман Анатолия Иванова, по которому снималась картина, охватывал почти полвека истории страны и отдельно взятой семьи Савельевых с их страстями и драмами. Федор – один из ключевых персонажей, пожалуй, самый сложный, противоречивый и должен был вызывать у зрителей всю гамму эмоций – от бескрайней любви до лютой ненависти. И Спиридонов сыграл его так, что после премьеры автор романа и соавтор сценария ему признался: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал».
Режиссер Валерий Усков вспоминал, что актер буквально жил этой ролью: отказываясь от дублеров, прыгал в ледяную воду, бегал босиком по холодной горной реке, до изнеможения скакал на лошади... Заболев, с высокой температурой рвался тут же повторить неудачный дубль. Однажды, когда кто-то из съемочной группы усомнился, сделает ли он сложный трюк, Спиридонов на спор переплыл Волгу со связанными руками и ногами. А главное – он показывал чудеса перевоплощения. «Когда нужно было быть толстым и сытым, - рассказывал режиссер, - через неделю Вадим превращался в толстого и сытого. Когда нужно было быть худым, изможденным и дерганым, он превращался в такого человека».
Валентина Спиридонова: «Когда нужно было «помолодеть», стать 16-летним, Вадику даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь в 40-летнего взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание! Но муж к издержкам актерской профессии относился спокойно - просто считал съемки тяжелой мужской работой».
В результате образ был сыгран настолько мощно, достоверно, что иногда возникали абсолютно трагикомические ситуации.
Валерий Усков: «Однажды Вадим опоздал на озвучание. Он в этом плане был очень аккуратный человек. А тут ждем его, ждем. Нет его! Когда он пришел, и я начал корить его за опоздание, объясняет: «Валерий Иванович, вы знаете, что произошло? Я еду в такси. Таксист на меня смотрит, смотрит. Потом вдруг останавливает машину и говорит: «За что ты, сволочь, Ваньку-то в тюрьму посадил? А ну, сволочь, вылезай из машины. Не повезу!»
И похожие истории потом с ним случались неоднократно. Годы спустя на встречах со зрителями Вадим Семенович с улыбкой рассказывал, как после дилогии «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977), где он сыграл бывшего кулака, полицая, «фашистского прихвостня» Фёдора Макашина, на улице часто слышал в спину: «У-у, предатель! Как земля таких носит…»
А после фильмов «Прощальная гастроль «Артиста» (1979) и «Криминальный квартет» (1989) многие зрители на полном серьезе полагали, что у актера Вадима Спиридонова серьезное криминальное прошлое – настолько органично он выглядел в роли бандита, криминального авторитета.
Ну и, конечно, после «Вечного зова» все зрители были уверены, что у него нешуточный роман с актрисой Тамарой Семиной – исполнительницей роли Анфисы, ведь страсти там пылали… Такова волшебная сила таланта!
Роль в «Вечном зове» актер называл своей любимой работой. За нее он получил Государственную премию, с нее началась его сумасшедшая популярность, стало ясно, что в советском кинематографе появился актер с яркой индивидуальностью, невероятной притягательностью, мужской харизмой. И герой, и антигерой в одном лице.
В 1970-е и начале 1980-х Спиридонов был режиссерами нарасхват. Ленты «Любовь земная», «Дожить до рассвета» (1975), «Судьба», «Трясина» (1977), «Отец и сын» (1979), «Прощальная гастроль «Артиста», «Юность Петра» (1980) - не сходили с экранов кинотеатров и сделали его настоящей звездой экрана. Кроме того, Вадим Семенович своим волнующим женский слух тембром за кадром озвучивал отечественных и зарубежных знаменитостей. Его голосом говорили, например, Ален Делон, Жерар Депардье, Джек Николсон и многие другие.
Фильмография: 115 проектов.
Вадим Семёнович Спиридонов (14 октября 1944 — 7 декабря 1989) — советский актёр кино; заслуженный артист РСФСР (1984).
Подготовлено на основе информации из открытых Интернет-источников…

Следующая запись: ПИРОГ с ТВОРОГОМ и ВИШНЕЙ
Лучшие публикации