Интересно!
Старинные здания с окнами, заложенными кирпичами, - это не просто исправление недостатков, а вынужденная мера жителей XVII-XIX веков, которые попали под налог на окна. Его придумали в Англии как способ получения дополнительного дохода, объясняя это сглаживанием разницы между богатством и бедностью, представляя его как своеобразную плату за роскошь. Эту традицию поддержали другие страны, а люди нашли выход – стали закладывать лишние окна, чтобы не платить налог. Врачи начали борьбу за свет в домах уже с середины XVIII века, а заложенные окна кирпичом остались в архитектуре как напоминание об исторических событиях и законах.
Американский правовед Оливер Холмс сказал, что налоги будут существовать до тех пор, пока существует государство, и это подтверждается веками. В любом государстве казна наполняется за счет поборов и налогов, которым люди пытаются противостоять. Так, в Великобритании никак не могли смириться с подоходным налогом, и при короле Вильгельме III был введен налог на окна. Им он хотел уравнять положение богатых и бедных, чтобы налогоплательщики вносили в казну средства соответственно своим доходам, о которых можно было судить по их жилому дому. Если у бедняка это была небольшая хижина, то знать строила себе замки и дворцы. Соответственно площади устанавливалось количество окон, поэтому подсчитать достаток не составляло труда. Отличались они и размером – в английских домах было принято устанавливать высокие окна на нижних этажах и небольшие на верхних этажах. Дом простого человека не мог быть высоким, а окон было немного – строго по необходимости для одной комнаты, а порой каморки вообще могли быть без них.
Четырехчастные окна в зданиях Англии появились лишь в XV веке, когда начали производить стекло. Но так как его производство было сложным, то и стекло считалось роскошью. К концу XVII века стекольное производство приобрело более прогрессивный вид, но для застекления больших окон требовалось и большое полотно стекла, которое стоило немалых денег. Поэтому налог на окна отчасти был реальным признаком роскоши, но на деле получилось все иначе.
Согласно закону, за дом в Англии нужно было платить налог в размере 2 шиллингов и переменный налог за количество окон: если было более 10 окон, доплачивали по 4 шиллинга за каждое, если более 20 окон – 8 шиллингов за каждое лишнее.
Новые налоговые обложения не порадовали население, но каждого это коснулось по-разному. Знать жила в просторных и светлых комнатах замков или дворцов, в которых могло насчитываться несколько десятков окон. Однако и бедняки на себе ощутили этот налог, проживая в многоквартирных зданиях, который насчитывался на весь дом. Сначала средний класс и бедняки стали закладывать окна кирпичом, уменьшая их количество до допустимой нормы, а затем и богатые присоединились к такому способу.
Здания приобрели странный вид, когда окно вроде бы и есть, и в то же время – нет. Проем без стекла не считался окном, а значит, за него уже не брали налог. Некоторые в качестве протеста на строившихся новых зданиях делали специально фиктивные окна, как бы указывая на налог, который нельзя к ним применить.
Подобную идею о налогах поддержали другие страны, увидев в нем пользу для своего государства. Его ввели во Франции, Ирландии, Португалии, в Шотландии. Налог в Англии просуществовал до середины XIX века, но во Франции с ним распрощались лишь в 1926 году.
В середине XIX века налог на окна использовал и президент Мексики Антонио Лопес де Санта-Анна, не зная, как пополнить казну страны. Государство было на грани банкротства, и тогда он решил воспользоваться методом Англии и Франции, но налог ввел на двери и окна, назвав его «налогом на наружное освещение». Платить нужно было за свет, который попадал в дом из любого отверстия, а ночью – от предметов. В целях справедливого распределения он был высоким для тех, кто жил на центральных широких улицах, и меньшим – чьи окна выходили на темные улочки или жили на окраинах. Но и мексиканцы поняли, как из этого положения выйти – стали закладывать отверстия, оставляя минимальное количество. Поэтому в сохранившихся домах тех времен можно увидеть в зданиях бедняков лишь дверь и одно окно.
Своеобразный налог повлиял на дальнейшую архитектуру, которую назвали стилем лжи. На стенах здания рисовали краской проем для окна, либо изначально делали его, но потом закладывали кирпичом. Такие здания напоминают об экономии или былой жадности, в который добавили креатив.
Налог на окна в XVII веке отразился на стекольной промышленности, которая только набрала обороты и снова пришлось затормозиться на несколько десятков лет. Спрос на стекло упал в то время, когда начался бум строительства. Владельцы зданий, которые сдавали квартиры, переложили обузу на плечи тех, кто снимал жилье. С другой стороны, им воспользовались те, кто хотел похвастаться своим достатком, продолжая возводить дома с большим количеством окон, указывая, что их не пугают налоги.
На самом деле окна, заложенные кирпичом в конце Средневековья, оказались бичом для здоровья. Люди большую часть проводили в темных помещениях, а без солнечного света стало больше сырости, грибка и, соответственно, болезней. Врачи начали беспокоиться о состоянии людей и рахите у детей. Они воевали не с болезнями, а с властью об отмене налога на свет. Доктор Уильям Данкен в разгар эпидемий утверждал, что виной являются заблокированные окна. Приводились доводы, что дефицит света ведет не только к рахиту, но и повышается риск распространения тифа, оспы, холеры. Окна были не только проемами для света, они служили и вентиляцией, которой практически не стало после того, как их начали замуровывать.
О тяжелой ситуации жителей остались воспоминания в произведениях авторов того времени. Диккенс писал об одном персонаже, что он был настолько беден, что не мог позволить себе иметь окно в спальне, потому что оно было замуровано от налоговой. Лекари в середине XVII века называли дома без окон склепами, в которых люди умирают по вине налога. Они проводили исследования, обращались в парламент, но достучаться смогли лишь после десятилетнего спора.
Самое странное – здания так и продолжают стоять с замурованными окнами. Причина может быть разной, но отчасти – люди просто привыкли так жить. Это памятка о том, что государство может принять решение – кто имеет право на свет и в каком количестве.
Культурология
Старинные здания с окнами, заложенными кирпичами, - это не просто исправление недостатков, а вынужденная мера жителей XVII-XIX веков, которые попали под налог на окна. Его придумали в Англии как способ получения дополнительного дохода, объясняя это сглаживанием разницы между богатством и бедностью, представляя его как своеобразную плату за роскошь. Эту традицию поддержали другие страны, а люди нашли выход – стали закладывать лишние окна, чтобы не платить налог. Врачи начали борьбу за свет в домах уже с середины XVIII века, а заложенные окна кирпичом остались в архитектуре как напоминание об исторических событиях и законах.
Американский правовед Оливер Холмс сказал, что налоги будут существовать до тех пор, пока существует государство, и это подтверждается веками. В любом государстве казна наполняется за счет поборов и налогов, которым люди пытаются противостоять. Так, в Великобритании никак не могли смириться с подоходным налогом, и при короле Вильгельме III был введен налог на окна. Им он хотел уравнять положение богатых и бедных, чтобы налогоплательщики вносили в казну средства соответственно своим доходам, о которых можно было судить по их жилому дому. Если у бедняка это была небольшая хижина, то знать строила себе замки и дворцы. Соответственно площади устанавливалось количество окон, поэтому подсчитать достаток не составляло труда. Отличались они и размером – в английских домах было принято устанавливать высокие окна на нижних этажах и небольшие на верхних этажах. Дом простого человека не мог быть высоким, а окон было немного – строго по необходимости для одной комнаты, а порой каморки вообще могли быть без них.
Четырехчастные окна в зданиях Англии появились лишь в XV веке, когда начали производить стекло. Но так как его производство было сложным, то и стекло считалось роскошью. К концу XVII века стекольное производство приобрело более прогрессивный вид, но для застекления больших окон требовалось и большое полотно стекла, которое стоило немалых денег. Поэтому налог на окна отчасти был реальным признаком роскоши, но на деле получилось все иначе.
Согласно закону, за дом в Англии нужно было платить налог в размере 2 шиллингов и переменный налог за количество окон: если было более 10 окон, доплачивали по 4 шиллинга за каждое, если более 20 окон – 8 шиллингов за каждое лишнее.
Новые налоговые обложения не порадовали население, но каждого это коснулось по-разному. Знать жила в просторных и светлых комнатах замков или дворцов, в которых могло насчитываться несколько десятков окон. Однако и бедняки на себе ощутили этот налог, проживая в многоквартирных зданиях, который насчитывался на весь дом. Сначала средний класс и бедняки стали закладывать окна кирпичом, уменьшая их количество до допустимой нормы, а затем и богатые присоединились к такому способу.
Здания приобрели странный вид, когда окно вроде бы и есть, и в то же время – нет. Проем без стекла не считался окном, а значит, за него уже не брали налог. Некоторые в качестве протеста на строившихся новых зданиях делали специально фиктивные окна, как бы указывая на налог, который нельзя к ним применить.
Подобную идею о налогах поддержали другие страны, увидев в нем пользу для своего государства. Его ввели во Франции, Ирландии, Португалии, в Шотландии. Налог в Англии просуществовал до середины XIX века, но во Франции с ним распрощались лишь в 1926 году.
В середине XIX века налог на окна использовал и президент Мексики Антонио Лопес де Санта-Анна, не зная, как пополнить казну страны. Государство было на грани банкротства, и тогда он решил воспользоваться методом Англии и Франции, но налог ввел на двери и окна, назвав его «налогом на наружное освещение». Платить нужно было за свет, который попадал в дом из любого отверстия, а ночью – от предметов. В целях справедливого распределения он был высоким для тех, кто жил на центральных широких улицах, и меньшим – чьи окна выходили на темные улочки или жили на окраинах. Но и мексиканцы поняли, как из этого положения выйти – стали закладывать отверстия, оставляя минимальное количество. Поэтому в сохранившихся домах тех времен можно увидеть в зданиях бедняков лишь дверь и одно окно.
Своеобразный налог повлиял на дальнейшую архитектуру, которую назвали стилем лжи. На стенах здания рисовали краской проем для окна, либо изначально делали его, но потом закладывали кирпичом. Такие здания напоминают об экономии или былой жадности, в который добавили креатив.
Налог на окна в XVII веке отразился на стекольной промышленности, которая только набрала обороты и снова пришлось затормозиться на несколько десятков лет. Спрос на стекло упал в то время, когда начался бум строительства. Владельцы зданий, которые сдавали квартиры, переложили обузу на плечи тех, кто снимал жилье. С другой стороны, им воспользовались те, кто хотел похвастаться своим достатком, продолжая возводить дома с большим количеством окон, указывая, что их не пугают налоги.
На самом деле окна, заложенные кирпичом в конце Средневековья, оказались бичом для здоровья. Люди большую часть проводили в темных помещениях, а без солнечного света стало больше сырости, грибка и, соответственно, болезней. Врачи начали беспокоиться о состоянии людей и рахите у детей. Они воевали не с болезнями, а с властью об отмене налога на свет. Доктор Уильям Данкен в разгар эпидемий утверждал, что виной являются заблокированные окна. Приводились доводы, что дефицит света ведет не только к рахиту, но и повышается риск распространения тифа, оспы, холеры. Окна были не только проемами для света, они служили и вентиляцией, которой практически не стало после того, как их начали замуровывать.
О тяжелой ситуации жителей остались воспоминания в произведениях авторов того времени. Диккенс писал об одном персонаже, что он был настолько беден, что не мог позволить себе иметь окно в спальне, потому что оно было замуровано от налоговой. Лекари в середине XVII века называли дома без окон склепами, в которых люди умирают по вине налога. Они проводили исследования, обращались в парламент, но достучаться смогли лишь после десятилетнего спора.
Самое странное – здания так и продолжают стоять с замурованными окнами. Причина может быть разной, но отчасти – люди просто привыкли так жить. Это памятка о том, что государство может принять решение – кто имеет право на свет и в каком количестве.
Культурология

Следующая запись: 8 сентября - День посиделок на кухне
Лучшие публикации