
Однако прежде чем окончательно выбрать небо, Леонов всерьез рассматривал карьеру художника. В старших классах он ездил поступать в Рижскую академию художеств и даже заручился предварительным одобрением приемной комиссии, показав свои рисунки.
Но узнав от студентов про бытовые трудности (общежитие лишь с третьего курса, мизерная стипендия), здраво оценил ситуацию. «Ничего себе! …И я подумал: “Вот и всё, сам бог велел мне идти туда, куда и собирался, – в авиацию”», – вспоминал Леонов.
В 1953 году, сразу после школы, он поступил в Кременчугскую военную авиационную школу летчиков. Там, признавался Алексей, было проще: кормили, одевали и сразу предоставляли кров. Конкурс, кстати, был 13 человек на место – выбор авиации не был шагом отчаяния, скорее сознательным призванием.
Первый самостоятельный полет Леонов запомнил навсегда – ощущение было, будто выросли крылья.
С тех пор он относился к своей профессии не как к подвигу, а как к делу всей жизни. «Ходить на работу для вас подвиг? То-то. Те, кто шёл в космос на подвиг, давно на том свете», – заметил космонавт, подчеркивая, что в отряд шли не ради славы, а по призванию и с должной выучкой.
Подготовка к космическому полёту
Отбор в первый космический отряд требовал от молодых летчиков предельной самоотдачи. «Космонавт должен быть физически подготовлен. Каждый день я бегал не менее 5 километров и плавал 700 метров», – вспоминал Леонов о том периоде.
Тренировки включали изнуряющие занятия на выносливость, центрифугу, прыжки с парашютом, высотные и изоляционные барокамеры. Готовясь к выходу в открытый космос, космонавты особое внимание уделяли работе в скафандре.
Леонов позже говорил: «Например, чтобы сжать руку в перчатке, нужно усилие в 25 кг» – настолько разреженный воздух раздувал скафандр, превращая его в тугой «скафандр-термос».
Важной была и психологическая подготовка к непредсказуемому. Королёв лично напутствовал Леонова перед стартом: «Прошу быть предельно внимательным и обо всём, что делаешь, докладывай, как минёр, – мы должны знать, где оборвётся песня. Если она оборвётся».
Понимая весь риск, Алексей Архипович всё же шёл на задание без лишних эмоций.
Уже потом, оценивая те события, он признался: «Только представьте, как бы я докладывал по открытой связи на весь мир, что у меня такие проблемы. Я не хотел создавать суету и панику. Всё равно никто не мог оказать мне помощь».
Эта хладнокровная позиция - сначала сделать всё возможное, и лишь затем сообщать о неполадках - помогла ему спасти свою жизнь и избежать паники на Земле.
Полёт на «Восходе-2» и первый выход в открытый космос
18 марта 1965 года Алексей Леонов вошёл в историю как первый человек, совершивший выход в открытый космос.
Позже, спустя годы, он ярко описал свои ощущения в тот момент: «Когда я выплыл из шлюзовой камеры, у меня в первую минуту дух захватило: яркое солнце, тишина необыкновенная! В глаза ударил слепящий поток света, прямо как огонь сварки… Небо было и чёрное, и светлое одновременно. Бесконечность — больше ничего вокруг. И где-то далеко-далеко внизу — голубая Земля».
Космос встретил его величественной тишиной и фантастическими видами.
Через несколько мгновений он начал перемещаться относительно корабля: «Гляжу вверх: надо мной медленно вращается наш корабль-громадина, как будто он больше планеты. Отрываю одну руку от поручня, другую, отплываю. Меня удерживает крепкий пятиметровый фал… Внизу под собой вижу Черноморское побережье Кавказа и не менее радостно докладываю: “В Сочи хорошая погода”».
В этих словах, переданных на Землю, слышна и шутка, и колоссальное облегчение - человек в открытом космосе не потерял присутствия духа. (По воспоминаниям Леонова, первым экспромтом у него вырвалось: «Земля-то круглая!», хотя сам он этого не помнил - фраза сохранилась в записях сеанса).
Однако триумфальный выход едва не обернулся трагедией. Уже находясь вне корабля, Алексей столкнулся с неожиданной проблемой: вакуум раздул его скафандр, и тот отказывался пролезать обратно в шлюз.
«Где-то восемь минут (проработав наружу), я вдруг почувствовал, что фаланги пальцев у меня из перчаток вышли, а стопы из сапог - я внутри скафандра болтался… Однако же внутренняя сила появилась, которая его распрямила, - это было опасно», – рассказывал он.
Давление скафандра пришлось экстренно сбросить, рискуя кессонной болезнью, и заходить в шлюз ногами вперед, нарушая инструкции.
На грани исчерпания запаса кислорода Леонов сумел втиснуться обратно. Лишь захлопнув люк, он сообщил о выполнении задания.
На Земле не сразу узнали, через что ему пришлось пройти. Позже, уже после полёта, Королёв, узнав подробности, отругал Леонова за скрытность.
Но космонавт стоял на своём: паниковать в эфире было бессмысленно - помощь все равно была невозможна. Главное - задача выполнена, экипаж жив.
Впоследствии Алексей Архипович опровергал сплетни, будто его использовали как «подопытного кролика». «Нет. Кролик – это тот, кого в неизвестность бросают, и он не знает, что делать, а я-то знал, только информации о том, в какую среду попаду, не имел…», – подчёркивал Леонов, указывая, что шел на эксперимент осознанно и подготовленно.
Отношения с Павлом Беляевым и коллегами
Напарником Леонова по историческому полёту был командир корабля Павел Беляев, опытный лётчик. Их экипаж формировался с прицелом на максимальную слаженность, и Алексей Архипович всегда с теплотой отзывался о Павле Ивановиче.
«Я был на сто процентов уверен: если что-то со мной случится, Паша всё, что необходимо, сделает», – отмечал Леонов.
Это полное доверие оправдалось и в критической ситуации: Беляев, рискуя собой, был готов при необходимости выйти в вакуум на помощь товарищу. К счастью, обошлось без этого – но впереди их ждало нелёгкое приземление.
После посадки в глухой пермской тайге космонавтам двое суток пришлось ждать спасателей, бороться с морозом и даже отгонять волков. Все эти испытания они преодолели вместе.
Уже много лет спустя Леонов рассказал о послеполётном разговоре с напарником: «Паша мне потом сказал, что скорее бы умер, чем вернулся один». В этой короткой фразе - вся глубина боевого товарищества двух покорителей космоса.
Космонавт №11 ценил и дружеские отношения с другими коллегами по отряду - Юрием Гагариным, Германом Титовым, другими первопроходцами. Он называл Сергея Королёва своим наставником и вдохновителем.
Леонов был одним из тех, кто создавал легенду отряда, оставаясь при этом скромным и человечным.
Интересно, что ни в своих мемуарах, ни в интервью он практически не употреблял слово «смерть» – даже говоря о смертельно опасных моментах, Алексей Архипович всегда делал акцент на жизни и деле, которому служил. Возможно, именно такой оптимизм и вера в товарищей помогли ему не раз обмануть смерть.
Художественные интересы и космос
Алексей Леонов вошёл в историю не только как лётчик-космонавт, но и как талантливый художник.
Тяга к рисованию проявилась у него с детства: он вспоминал, как ещё малышом иллюстрировал рассказы сестер, расписывал печки в сельском доме, а в третьем классе даже «стал рисовать настенные ковры, отец мне помогал натягивать простыни на подрамник».
В школе учителя сразу заметили его способности: «Она приходит: “Да ты же у нас художник!” И с третьего класса я уже был редактором школьной газеты…». Леонов всерьёз подумывал о художественном институте, и хотя выбрал авиацию, кисть из рук не выпускал никогда.
Уже став космонавтом, он продолжал творить и даже брал карандаши в полёт. «Я рисовал Солнце и Землю, и когда это делал в полёте, во мне рождалось такое чувство, будто я космический Микеланджело!» – признавался Алексей Архипович.
Никакая фотокамера не могла тогда передать всей гаммы красок, увиденных глазами человека в космосе, поэтому Леонов стремился запечатлеть их на бумаге от руки. После возвращения он создал целую серию картин на космическую тему, в том числе посвятил полотна своему выходу в открытый космос (“Восход-2 на орбите”) и другим миссиям.
При этом художник Леонов оставался верен и земным мотивам. «Космические пейзажи очень красивы, но всё равно земные - гораздо более многообразные… Постепенно я начл рисовать не только ракеты, но и корабли, просто пейзажи. Я много копировал Айвазовского, Шишкина… Очень люблю Айвазовского», – говорил он.
Картины Леонова экспонировались по всему миру, а сам он был принят в Союз художников СССР (председатель Союза Е. Белашова назвала его «лучшим космонавтом-художником и лучшим художником-космонавтом»).
Через всю жизнь Алексей Архипович пронёс убеждение, что наука и искусство дополняют друг друга в познании Вселенной.
Уже на склоне лет он образно сформулировал мысль, родившуюся у него при взгляде на звёздное небо: «Выйдя из корабля, я вдруг подумал: “Человек – песчинка, но разум этих "песчинок" позволил мне оказаться среди звёзд”. Это была действительно божественная картина… Звёзды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля».
Эти слова первого художника-космонавта как нельзя лучше отражают и величие человеческого разума, и красоту мироздания, свидетелем которой ему посчастливилось стать.
Последний полёт
Он всегда мечтал шагнуть за горизонт - туда, где тишина звёзд громче аплодисментов, где нет гравитации, но есть бесконечность. И кажется, он сделал этот шаг дважды: первый раз - в открытый космос. Второй - в вечность.
В последние годы Алексей Архипович много болел. В его лице старость не выглядела унылой или жалобной - она была стойкой, как он сам.
Он молчаливо боролся с болезнью, словно с невидимым врагом на орбите: без истерик, без жалоб, с внутренней дисциплиной, выработанной ещё в те времена, когда от его движений зависела судьба полёта.
С начала 2019 года он уже не покидал больничной палаты. Врачи называли его “тяжёлым, но спокойным”. Он был словно корабль, уходящий на последнюю орбиту - тихо, точно, достойно.
11 октября 2019 года его сердце остановилось. В московском госпитале, в окружении врачей и близких, он совершил свой последний выход - туда, где, быть может, снова парит над Землёй, как тогда, в 1965-м.
Ему было 85. И весь этот путь - от сибирской деревни до бездны космоса - был пройден не впустую.
От руководителей государства до обычных граждан – все скорбели о потере. А в космосе, на борту МКС, экипаж на несколько секунд замолчал, наблюдая, как в иллюминаторе загораются звёзды. Там, в эфире, звучало простое и человеческое:
- Алексей Архипович… спасибо.
НАСА, Европейское космическое агентство, Китай, Япония - все передали слова скорби.
Леонова называли мостом между народами, символом мирного космоса. Астронавты вспоминали, как он с улыбкой и лёгкой самоиронией рассказывал, как едва не остался в безвоздушном пространстве. И как говорил: «Космос - это зеркало: если ты идёшь туда с жадностью, он тебе ничего не даст. А если с уважением - откроет».
С Леоновым прощались не только коллеги по космосу, но и коллеги по творчеству.
Россия прощалась с ним, как с родным. В Звёздном городке, в Военно-космической академии, на «Мосфильме», в художественных школах - везде звучало его имя. Школьники читали строки из его воспоминаний. Художники публиковали его акварели. Коллеги-лётчики рассказывали байки, в которых Леонов всегда был центром событий - весёлым, точным, великодушным.
Он не был бронзовым бюстом - он был живым, родным и настоящим.
В воображении миллионов он остаётся фигурой космонавта, парящего в безмолвной звездной бездне на привязи тонкого троса – символом дерзания и триумфа человеческого духа.
И вот теперь он - среди звёзд. По-настоящему. Его имя носит кратер на Луне, его автограф - на борту космического корабля «Союз–Аполлон», а его душа, кажется, в каждом взгляде ребёнка, который мечтает стать космонавтом.
Он ушёл, оставив не пустоту - а орбиту, по которой вращаются вдохновение, смелость и достоинство.
Последний полёт Алексея Леонова — это не уход. Это возвращение домой.
Но узнав от студентов про бытовые трудности (общежитие лишь с третьего курса, мизерная стипендия), здраво оценил ситуацию. «Ничего себе! …И я подумал: “Вот и всё, сам бог велел мне идти туда, куда и собирался, – в авиацию”», – вспоминал Леонов.
В 1953 году, сразу после школы, он поступил в Кременчугскую военную авиационную школу летчиков. Там, признавался Алексей, было проще: кормили, одевали и сразу предоставляли кров. Конкурс, кстати, был 13 человек на место – выбор авиации не был шагом отчаяния, скорее сознательным призванием.
Первый самостоятельный полет Леонов запомнил навсегда – ощущение было, будто выросли крылья.
С тех пор он относился к своей профессии не как к подвигу, а как к делу всей жизни. «Ходить на работу для вас подвиг? То-то. Те, кто шёл в космос на подвиг, давно на том свете», – заметил космонавт, подчеркивая, что в отряд шли не ради славы, а по призванию и с должной выучкой.
Подготовка к космическому полёту
Отбор в первый космический отряд требовал от молодых летчиков предельной самоотдачи. «Космонавт должен быть физически подготовлен. Каждый день я бегал не менее 5 километров и плавал 700 метров», – вспоминал Леонов о том периоде.
Тренировки включали изнуряющие занятия на выносливость, центрифугу, прыжки с парашютом, высотные и изоляционные барокамеры. Готовясь к выходу в открытый космос, космонавты особое внимание уделяли работе в скафандре.
Леонов позже говорил: «Например, чтобы сжать руку в перчатке, нужно усилие в 25 кг» – настолько разреженный воздух раздувал скафандр, превращая его в тугой «скафандр-термос».
Важной была и психологическая подготовка к непредсказуемому. Королёв лично напутствовал Леонова перед стартом: «Прошу быть предельно внимательным и обо всём, что делаешь, докладывай, как минёр, – мы должны знать, где оборвётся песня. Если она оборвётся».
Понимая весь риск, Алексей Архипович всё же шёл на задание без лишних эмоций.
Уже потом, оценивая те события, он признался: «Только представьте, как бы я докладывал по открытой связи на весь мир, что у меня такие проблемы. Я не хотел создавать суету и панику. Всё равно никто не мог оказать мне помощь».
Эта хладнокровная позиция - сначала сделать всё возможное, и лишь затем сообщать о неполадках - помогла ему спасти свою жизнь и избежать паники на Земле.
Полёт на «Восходе-2» и первый выход в открытый космос
18 марта 1965 года Алексей Леонов вошёл в историю как первый человек, совершивший выход в открытый космос.
Позже, спустя годы, он ярко описал свои ощущения в тот момент: «Когда я выплыл из шлюзовой камеры, у меня в первую минуту дух захватило: яркое солнце, тишина необыкновенная! В глаза ударил слепящий поток света, прямо как огонь сварки… Небо было и чёрное, и светлое одновременно. Бесконечность — больше ничего вокруг. И где-то далеко-далеко внизу — голубая Земля».
Космос встретил его величественной тишиной и фантастическими видами.
Через несколько мгновений он начал перемещаться относительно корабля: «Гляжу вверх: надо мной медленно вращается наш корабль-громадина, как будто он больше планеты. Отрываю одну руку от поручня, другую, отплываю. Меня удерживает крепкий пятиметровый фал… Внизу под собой вижу Черноморское побережье Кавказа и не менее радостно докладываю: “В Сочи хорошая погода”».
В этих словах, переданных на Землю, слышна и шутка, и колоссальное облегчение - человек в открытом космосе не потерял присутствия духа. (По воспоминаниям Леонова, первым экспромтом у него вырвалось: «Земля-то круглая!», хотя сам он этого не помнил - фраза сохранилась в записях сеанса).
Однако триумфальный выход едва не обернулся трагедией. Уже находясь вне корабля, Алексей столкнулся с неожиданной проблемой: вакуум раздул его скафандр, и тот отказывался пролезать обратно в шлюз.
«Где-то восемь минут (проработав наружу), я вдруг почувствовал, что фаланги пальцев у меня из перчаток вышли, а стопы из сапог - я внутри скафандра болтался… Однако же внутренняя сила появилась, которая его распрямила, - это было опасно», – рассказывал он.
Давление скафандра пришлось экстренно сбросить, рискуя кессонной болезнью, и заходить в шлюз ногами вперед, нарушая инструкции.
На грани исчерпания запаса кислорода Леонов сумел втиснуться обратно. Лишь захлопнув люк, он сообщил о выполнении задания.
На Земле не сразу узнали, через что ему пришлось пройти. Позже, уже после полёта, Королёв, узнав подробности, отругал Леонова за скрытность.
Но космонавт стоял на своём: паниковать в эфире было бессмысленно - помощь все равно была невозможна. Главное - задача выполнена, экипаж жив.
Впоследствии Алексей Архипович опровергал сплетни, будто его использовали как «подопытного кролика». «Нет. Кролик – это тот, кого в неизвестность бросают, и он не знает, что делать, а я-то знал, только информации о том, в какую среду попаду, не имел…», – подчёркивал Леонов, указывая, что шел на эксперимент осознанно и подготовленно.
Отношения с Павлом Беляевым и коллегами
Напарником Леонова по историческому полёту был командир корабля Павел Беляев, опытный лётчик. Их экипаж формировался с прицелом на максимальную слаженность, и Алексей Архипович всегда с теплотой отзывался о Павле Ивановиче.
«Я был на сто процентов уверен: если что-то со мной случится, Паша всё, что необходимо, сделает», – отмечал Леонов.
Это полное доверие оправдалось и в критической ситуации: Беляев, рискуя собой, был готов при необходимости выйти в вакуум на помощь товарищу. К счастью, обошлось без этого – но впереди их ждало нелёгкое приземление.
После посадки в глухой пермской тайге космонавтам двое суток пришлось ждать спасателей, бороться с морозом и даже отгонять волков. Все эти испытания они преодолели вместе.
Уже много лет спустя Леонов рассказал о послеполётном разговоре с напарником: «Паша мне потом сказал, что скорее бы умер, чем вернулся один». В этой короткой фразе - вся глубина боевого товарищества двух покорителей космоса.
Космонавт №11 ценил и дружеские отношения с другими коллегами по отряду - Юрием Гагариным, Германом Титовым, другими первопроходцами. Он называл Сергея Королёва своим наставником и вдохновителем.
Леонов был одним из тех, кто создавал легенду отряда, оставаясь при этом скромным и человечным.
Интересно, что ни в своих мемуарах, ни в интервью он практически не употреблял слово «смерть» – даже говоря о смертельно опасных моментах, Алексей Архипович всегда делал акцент на жизни и деле, которому служил. Возможно, именно такой оптимизм и вера в товарищей помогли ему не раз обмануть смерть.
Художественные интересы и космос
Алексей Леонов вошёл в историю не только как лётчик-космонавт, но и как талантливый художник.
Тяга к рисованию проявилась у него с детства: он вспоминал, как ещё малышом иллюстрировал рассказы сестер, расписывал печки в сельском доме, а в третьем классе даже «стал рисовать настенные ковры, отец мне помогал натягивать простыни на подрамник».
В школе учителя сразу заметили его способности: «Она приходит: “Да ты же у нас художник!” И с третьего класса я уже был редактором школьной газеты…». Леонов всерьёз подумывал о художественном институте, и хотя выбрал авиацию, кисть из рук не выпускал никогда.
Уже став космонавтом, он продолжал творить и даже брал карандаши в полёт. «Я рисовал Солнце и Землю, и когда это делал в полёте, во мне рождалось такое чувство, будто я космический Микеланджело!» – признавался Алексей Архипович.
Никакая фотокамера не могла тогда передать всей гаммы красок, увиденных глазами человека в космосе, поэтому Леонов стремился запечатлеть их на бумаге от руки. После возвращения он создал целую серию картин на космическую тему, в том числе посвятил полотна своему выходу в открытый космос (“Восход-2 на орбите”) и другим миссиям.
При этом художник Леонов оставался верен и земным мотивам. «Космические пейзажи очень красивы, но всё равно земные - гораздо более многообразные… Постепенно я начл рисовать не только ракеты, но и корабли, просто пейзажи. Я много копировал Айвазовского, Шишкина… Очень люблю Айвазовского», – говорил он.
Картины Леонова экспонировались по всему миру, а сам он был принят в Союз художников СССР (председатель Союза Е. Белашова назвала его «лучшим космонавтом-художником и лучшим художником-космонавтом»).
Через всю жизнь Алексей Архипович пронёс убеждение, что наука и искусство дополняют друг друга в познании Вселенной.
Уже на склоне лет он образно сформулировал мысль, родившуюся у него при взгляде на звёздное небо: «Выйдя из корабля, я вдруг подумал: “Человек – песчинка, но разум этих "песчинок" позволил мне оказаться среди звёзд”. Это была действительно божественная картина… Звёзды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля».
Эти слова первого художника-космонавта как нельзя лучше отражают и величие человеческого разума, и красоту мироздания, свидетелем которой ему посчастливилось стать.
Последний полёт
Он всегда мечтал шагнуть за горизонт - туда, где тишина звёзд громче аплодисментов, где нет гравитации, но есть бесконечность. И кажется, он сделал этот шаг дважды: первый раз - в открытый космос. Второй - в вечность.
В последние годы Алексей Архипович много болел. В его лице старость не выглядела унылой или жалобной - она была стойкой, как он сам.
Он молчаливо боролся с болезнью, словно с невидимым врагом на орбите: без истерик, без жалоб, с внутренней дисциплиной, выработанной ещё в те времена, когда от его движений зависела судьба полёта.
С начала 2019 года он уже не покидал больничной палаты. Врачи называли его “тяжёлым, но спокойным”. Он был словно корабль, уходящий на последнюю орбиту - тихо, точно, достойно.
11 октября 2019 года его сердце остановилось. В московском госпитале, в окружении врачей и близких, он совершил свой последний выход - туда, где, быть может, снова парит над Землёй, как тогда, в 1965-м.
Ему было 85. И весь этот путь - от сибирской деревни до бездны космоса - был пройден не впустую.
От руководителей государства до обычных граждан – все скорбели о потере. А в космосе, на борту МКС, экипаж на несколько секунд замолчал, наблюдая, как в иллюминаторе загораются звёзды. Там, в эфире, звучало простое и человеческое:
- Алексей Архипович… спасибо.
НАСА, Европейское космическое агентство, Китай, Япония - все передали слова скорби.
Леонова называли мостом между народами, символом мирного космоса. Астронавты вспоминали, как он с улыбкой и лёгкой самоиронией рассказывал, как едва не остался в безвоздушном пространстве. И как говорил: «Космос - это зеркало: если ты идёшь туда с жадностью, он тебе ничего не даст. А если с уважением - откроет».
С Леоновым прощались не только коллеги по космосу, но и коллеги по творчеству.
Россия прощалась с ним, как с родным. В Звёздном городке, в Военно-космической академии, на «Мосфильме», в художественных школах - везде звучало его имя. Школьники читали строки из его воспоминаний. Художники публиковали его акварели. Коллеги-лётчики рассказывали байки, в которых Леонов всегда был центром событий - весёлым, точным, великодушным.
Он не был бронзовым бюстом - он был живым, родным и настоящим.
В воображении миллионов он остаётся фигурой космонавта, парящего в безмолвной звездной бездне на привязи тонкого троса – символом дерзания и триумфа человеческого духа.
И вот теперь он - среди звёзд. По-настоящему. Его имя носит кратер на Луне, его автограф - на борту космического корабля «Союз–Аполлон», а его душа, кажется, в каждом взгляде ребёнка, который мечтает стать космонавтом.
Он ушёл, оставив не пустоту - а орбиту, по которой вращаются вдохновение, смелость и достоинство.
Последний полёт Алексея Леонова — это не уход. Это возвращение домой.

Следующая запись: ПреЛЮДИи чувств - 18 июля 2025 в 03:52
Лучшие публикации