Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
КАПИТАН
(к 90-летию Юрия Мефодьевича Соломина)

Лично для меня знакомство с Юрием Мефодьевичем (заочное, разумеется) состоялось в 1969-м году, когда на телевизионные экраны советской страны вышел сериал «Адъютант его превосходительства». Фильм был поставлен режиссером Евгением Ташковым по одноименной повести И.Болгарина и Г.Северского. Я еще был мал в то время, я был, так сказать, дитя, но отлично помню, как за приключениями обаятельного чекиста Павла Кольцова, сумевшего внедриться в штаб генерала Ковалевского, командующего Добровольческой (то есть «белой») армии и даже стать его адъютантом, следили, затаив дыхание, и стар, и млад. Командующий всецело доверял своему адъютанту – вплоть до самого конца, когда Кольцов вынужден был устроить диверсию на железной дороге и тем самым раскрыть себя. Телесериал заканчивается на том, что Кольцов, схваченный белой контрразведкой, приговаривается к смерти... (В данном конкретном случае чекист Кольцов – не какой-нибудь там вымышленный или обобщенный персонаж. У него имелся вполне реальный прототип, звали его Павел Васильевич Макаров. Он действительно проник в штаб противника и служил там адъютантом главнокомандующего. Действительно пустил под откос состав, перевозивший английские танки, и был схвачен и приговорен к смерти. Немногие знают, что было потом. Павла Макарова переправили в Симферопольскую спецтюрьму, где пленных большевиков предавали казни после жесточайших пыток. Но Макарову удалось бежать оттуда! И он продолжал воевать до самого конца Гражданской. А во время Великой Отечественной войны Макаров был одним из руководителей Крымского подполья, и вместе с другими партизанами попортил немало крови фашистам... Павел Васильевич Макаров дожил до глубокой старости и умер своей смертью).

Роль принесла Юрию Соломину поистине всенародную славу, и долгое время мы называли его в разговорах между собою «капитаном Кольцовым», хотя артист сыграл после этого множество ярких ролей. Особняком же, как мне кажется, в этой галерее образов стоит роль Владимира Арсеньева в экранизации на «Мосфильме» повести Арсеньева «Дерсу Узала», выполненной великим японским мастером Акирой Куросавой в 1976 году.

Задача была непростой, особенно если учесть, что и Владимир Арсеньев был вполне реальным лицом, внесшим значительный вклад как в географию, так и в литературу. Давайте-ка я сделаю небольшое отступление и расскажу подробнее об Арсеньеве, ибо, клянусь честью, он этого заслуживает.

Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872 - 1930) был ученым, путешественником, писателем... Но все его книги вначале были страницами его записных книжек и путевых дневников, так что Арсеньеву не было нужды придумывать приключения для своих книг, он сам неоднократно попадал в такие ситуации, из которых, казалось бы, уже нет выхода... Совсем еще молодым царским офицером прибыл Владимир Арсеньев на Дальний Восток – выражаясь по-военному, «для прохождения службы» - в качестве топографа. И, увидев уссурийскую тайгу, Арсеньев сказал себе: я останусь тут на всю жизнь, ибо другого такого места нет больше нигде на свете! Уссурийская тайга, по правде говоря, действительно неповторимый, очень самобытный край. Она густа, как настоящие тропические джунгли, но в уссурийской тайге самым удивительным образом перемешались природа Севера и Юга. Высоченные корабельные сосны и гигантские вечнозеленые кедры – и заросли бамбука и пробковые деревья; таежные ели – и дикий виноград; пихты и лиственницы вперемежку с белыми березами – и все это оплетено тропическими лианами... Бурые медведи, дикие кабаны, пятнистые олени, волки, еноты, лисицы... и несомненный «царь» этих краев, уссурийский тигр (на местном наречии – «амба»)! Но Владимир Арсеньев испытывал двойственные чувства: с одной стороны, он восхищался столь уникальной природой, а с другой – его потрясла страшная нищета и полное бесправие туземных племен (гольдов, нанайцев, удэгейцев, орочей). Отважные таежные следопыты, простодушные дети природы, умирали от пьянства, голода и болезней. К ним в тайгу пробирались, с одной стороны, купцы русские, с другой стороны – купцы китайские; и те и другие бессовестно спаивали гольдов, удэгейцев и орочей и столь же бессовестно обманывали их: скупали за сущий бесценок драгоценнейшие шкурки черно-бурых лисиц и соболей... За эти шкурки, а также за целебный корень женьшеня (который найти бывает потруднее, чем золотой самородок) купцы или авантюристы могли запросто убить любого таежного жителя, как муху... Кстати, так и был убит – из-за новенького охотничьего ружья – гольд Дерсу Узала, охотник и следопыт, лучший друг и верный спутник Арсеньева, много раз спасавший жизнь русскому офицеру...

Владимир Клавдиевич Арсеньев прожил на Дальнем Востоке тридцать лет. Он исходил вдоль и поперек весь край, от Амура и до тихоокеанского побережья. Поверьте, это была очень непростая задача. Даже на рубеже XIX-XX веков многие дальневосточные территории изображались на картах российской империи в виде больших «белых пятен»; что творилось там, в этой непролазной тайге – доподлинно не знал никто, кроме, пожалуй, нескольких десятков охотников и следопытов из числа местных жителей. Но имелись и такие «медвежьи углы» и гиблые места, где не ступала нога ни гольда, ни удэгейца... А Арсеньев и члены его экспедиций побывали везде! Отважные топографы одно за другим стирали «белые пятна» с карт. Это было весьма рискованное занятие. Во время любой из экспедиций можно было тысячу раз найти свою смерть. Можно было погибнуть во время переправы через бурную таежную реку или замерзнуть в лютый мороз; не имея навыков таежного жителя, можно было умереть от голода или подцепить опасную болезнь – например, от укуса энцефалитного клеща; можно было найти свою смерть в когтях медведя или в зубах тигра... а можно было пасть от руки бродячего золотоискателя, охотника за женьшенем или просто хунхуза (хунхузами называли китайских разбойников, шастающих в тайге; по сути, это были самые настоящие сухопутные пираты, алчные и совершенно беспощадные, они занимались насилиями и грабежом, и практически никогда не оставляли в живых свидетелей своих преступлений).

Арсеньев был одним из тех царских офицеров, которые сразу и без всяких оговорок перешли на советскую службу. Разумеется, Арсеньева всячески пытались склонить на свою сторону и «белые» - еще бы, такой опытнейший следопыт и знаток местного края был позарез необходим! Однако Владимир Клавдиевич твердо и решительно сказал белым «нет» и верно служил Советской власти, полагая, что лишь она сможет защитить права туземных народов и спасти их от полного вымирания...

Жизнь Арсеньева оборвалась внезапно – он умер в 1930 году, простудившись во время экспедиции. Он написал множество замечательных книг, но одну написать так и не успел, хотя все готовился к ней. Образно говоря, эта книга могла бы называться «Руководством по выживанию». В ней Арсеньев хотел рассказать, как стать путешественником, и как быть, если вы сбились с пути, потеряли снаряжение, остались без продовольствия, застигнуты наводнением или лесным пожаром, если перевернулась лодка или плот или ослабел товарищ...

Американцы по праву гордятся романами Джеймса Фенимора Купера, который смог отобразить историю освоения и покорения Северной Америки, рассказать о ее природе, о суровом быте белых поселенцев и о нравах разных индейских племен, о сложных и противоречивых взаимоотношениях между разными белыми поселенцами и разными индейцами и о еще более противоречивых взаимоотношениях внутри самих индейцев... В России и СССР таким Купером стал Владимир Арсеньев – а освоение русскими Дальнего Востока, уверяю вас, было ничуть не менее интересно и ничуть не менее трагично, нежели освоение европейцами Америки... Что роднит романы Купера и книги Арсеньева – так это убеждение, что мир не мазан одной краской, и что среди как пришлых поселенцев, так и среди местных жителей могут попадаться и очень хорошие, добрые, справедливые люди, и законченные мерзавцы и негодяи... У меня есть книги Арсеньева – вон они, стоят на полке, и «Дерсу Узала», и «В дебрях Уссурийского края», и «В горах Сихотэ-Алиня», старые добрые книги в крепких картонных обложках, изданные в 1951 году, и я часто перечитываю их, восхищаясь живым языком автора и его потрясающей наблюдательностью...

Кстати, фильм Куросавы «Дерсу Узала» почти весь был снят широкоугольной оптикой, что позволило показать дальневосточную природу во всей ее красе. Фильм завоевал большой международный успех и удостоен был Главной премии Московского кинофестиваля в 1977 году. Несмотря на не очень-то сильное внешнее сходство с Арсеньевым, Юрий Соломин сумел создать очень яркий, цельный образ этого замечательного путешественника, писателя и человека. Ну а исполнитель роли следопыта Дерсу, актер Максим Мунзук – вообще выше всяких похвал!

...В фильме Дерсу Узала обращался к Арсеньеву - "капитан".

Капитан, в широком смысле слова, - и знание, и должность почетная, уважаемая.
Юрий Мефодьевич достоин и почета, и уважения.

И любви, конечно.

Александр Хакимов
КАПИТАН.(к 90-летию Юрия Мефодьевича Соломина)Лично для меня знакомство с Юрием Мефодьевичем ...
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх