ОБЫКНОВЕННЫЙ ГЕНИЙ
Однажды, на съезде Союза Кинематографистов в 1990 году, Эльдар Рязанов (у которого тогда никаких общественных и прочих должностей еще не было) вышел на трибуну и сказал: «Очень много общественных и прочих нагрузок у секретарей Союза. Вот, взять хотя бы Ролана: у него аж 7 должностей, а здоровье – не ах. Поберег бы ты себя, Ролка, что ли?».
Вышел Ролан, с очень скорбным лицом, и очень скорбным голосом сказал: «Вот тут Элик сказал, что нагрузка большая и дел много. Это правда: большая и много. И со здоровьем тоже проблемы есть. И, наверное, я умру. А Элик пойдет за моим гробом со словами: «я его предупреждал!».
Зал засмеялся, и вопрос о должностях был закрыт.
А я вот сейчас сижу и думаю: какие люди были – титаны!
И, если честно, я только сейчас осознала неподъемность задачи, которую на себя взяла: в одном небольшом тексте сказать о Ролане всё, что полагается (про всё, что хочется – и речи быть не может, это был бы огромный фолиант).
Ведь у Ролана Быкова была просто фантастическая биография, и если начать рассказывать хотя бы истории из его детства, то у статьи этой уже никогда не будет конца, и её придется печатать из номера в номер, как приключенческий роман, до следующего юбилея Ролана – столько увлекательного, смешного и опасного было в его детстве…
А после школы, в 1947 году, он подал заявление во все актерские вузы Москвы. И везде его завернули. Кроме Училища имени Щукина при театре имени Вахтангова.
Я не стану долго объяснять, почему в «Щуку» взяли. В ту пору там знали толк в характерности и в эксцентрике.
Меня поражает другое: как этот брызжущий во все стороны талант не смогли разглядеть в других актерских школах?
Как-то его всё больше вспоминают как режиссера.
Хотя уже мало кто сегодня помнит, что в режиссеры он назначил себя сам: взял и из ничего создал знаменитый на всю страну студенческий театр МГУ. И в эпоху, когда надо было утверждать у начальства каждый чих и на всё-про всё иметь бумажку, он как-то сумел убедить всех – начиная от ректора и заканчивая министерством, что так и было, что театр этот был всегда...
Он всегда был очень убедителен.
Я очень люблю его фильмы. Все до единого, и даже всеми оплеванную комедию «Семь нянек».
Но для меня он навсегда остался гениальным актером.
Таланта нечеловеческого, умопомрачительного, совершенно феерического.
Ему, с его ростом и внешностью, просто на роду было написано: «вечный актер эпизода», в лучшем случае – второго плана.
Только с таким уникальным даром, как у него, можно было сломать это клеймо. И он с этим клеймом расправился играючи.
Сниматься с ним было сущим наказанием для всех партнеров – какими бы народными любимцами и суперзвездами они ни были.
Он «убирал» всех. Если он был с кем-то в одном кадре, то, считай, рядом никого и не было.
Его эпизодические персонажи – вроде скомороха из «Рублева», или прохожего из «Я шагаю по Москве», или сумасшедшего из «Воскресения» врезались в память намертво, навсегда, вровень с главными героями. Да хоть бы вспомнить и безымянного парня из фильма «Непридуманная история» с одной-единственной репликой – неизменно вызывающей гомерический хохот: «А если бы он вёз патроны?!». Честно говоря, его одного из всего фильма и помню…
Что он творил со зрителем любого фильма – это уму непостижимо.
Он играл на зрителе, как на скрипочке, заставляя и плакать, и смеяться, и думать, и негодовать, и восхищаться, и злиться, и радоваться, и любить, и ненавидеть...
Это был какой-то немыслимый, нескончаемый фейерверк.
Ладейников из «Мёртвого сезона» не зря говорил про Савушкина-Быкова: «Кто сказал, что он драматический актер? По-моему, он из цирка!».
Ну, в самом деле, он же практически параллельно снимался в двух сложнейших ролях – Савушкина в «Мёртвом сезоне» и Карякина в «Служили два товарища». Реплики Карякина давно пошли в народ – «Обое полетим», «Вот такой я человек», «Глаз у меня на врагов революции очень зоркий». «Я б сейчас картошечкой обрадовался. Её ложечкой потопчешь, маслицем покропишь… Очень вкусно».
Ну да, конечно, я понимаю: реплики эти написали сценаристы Дунский и Фрид. Но я уверена, если бы не Быков и не его интонации, реплики эти так и остались бы просто сценарными репризами.
Он присваивал не им написанные слова, и превращал их в нечто большее – в потрясающей точности и объема характеристики. Не говоря уж о том, что умел буквально выплеснуть с экрана заложенный в них юмор. Умел донести его до зрителя.
Я знаю, что некоторые режиссеры буквально «вынуждали» его персонажей молчать (вымарывая его реплики из сценариев), уводили их по кадру на второй план, чтобы дать хоть какое-то пространство центральному герою – всё было бесполезно.
Его надо было тряпочкой завесить, тогда бы его было не видно...
Впрочем, он был разный. Не только вот такой.
Перед Быковым вообще бессильны все слова и все описания. Этого человека-ртуть надо было видеть и слышать…
Сила его харизмы, его обаяния, сила его убедительности была такова, что ей невозможно было сопротивляться – она сбивала наповал.
Правда, действовала не на всех.
На чиновников не действовала точно. Чиновники твёрдо знали: актер должен быть статен, красив, синеглаз, в общем, актер – это Олег Стриженов.
А вот это вот кто – где и посмотреть приятно не на что?
Я, конечно должна сказать о том, какой он был режиссер.
Очень, очень крупный. По нынешним меркам – так и просто великий. Хоть, на мой взгляд, и не гениальный.
Но любая его режиссерская работа – от феерического «Айболита-66», от волшебной «Телеграммы» и до «Чучела» – это то самое кино многослойного, глубокого смысла, какого сегодня у нас делать уже никто не умеет.
Он торопился ВЫСКАЗАТЬСЯ.
Не себя показать – глядите, мол, как я умею – а именно высказать то, о чем были мысли, и о чем болела душа.
И потому со временем он как режиссер стал всё более строг и лаконичен…
И чем проще и понятнее, чем глубже он становился, тем оказывался и беззащитнее.
С «Чучелом» он уже получил травли, страданий и драм на полную катушку.
Не так, конечно, как Аскольдов с «Комиссаром», но тоже достаточно. Почти под завязку… Если бы рядом не было опоры, жены, актрисы, друга и товарища – Елены Санаевой, он бы, наверное, не выжил тогда. Очень был нежный – несмотря ни на что.
А потом, когда огромная страна вдруг буквально «взорвалась» словами «Прости нас, чучело!», Быков однажды одному из близких людей в частном разговоре вдруг сказал горькую фразу: «А, знаешь, что я понял? Вот сейчас, в этих воплях восторга, которые мне, конечно, приятны, я расслышал вот что: никто не считает себя Кнопкой, или Сомовым. Ни-кто. Все более или менее думают, что они – Бессольцева. Представляешь? Никто про себя так ничего и не понял…»
Мне кажется, именно в момент этого горького осознания родился его афоризм из «Дневников»:
«Суть мещанина — в замене высокого низким: осторожности — трусостью, бережливости — жадностью, прямоты — хамством, дружбы — круговой порукой, любви — прелюбодеянием. В этом суть опошления жизни».
И я не знаю теперь, как на этом поставить точку…
Потому что больше он не снял ни одного игрового фильма. Даже тогда, когда стал знатен, влиятелен и могуч.
Потому что умер в 68 лет, в возрасте, который иные режиссеры считают своим творческим расцветом…
Потому что эта великая личность, этот гениальный художник, заслуживал совсем другой судьбы.
Но даже та, какая у него случилась – это не чудо. Это история личного преодоления и личных затрат.
Просто, он родился победителем, да и всё.
Откуда он, такой, взялся в природе – Бог весть...
Но вот взялся же, и был, и остался с нами навсегда.
/И. В. Павлова/
Получить
ПреЛЮДИи чувств

Рейтинг записи:
5,5
- 8 отзывов
Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 4 фотографии
Привлекательных мужчин на Фотостране тоже хватает! Ищите их в фотоконкурсе «Лицо с обложки»!
Знакомства для интима в Клюевке без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Клюевке для взрослых без регистрации
Сайт знакомств в Клюевке для серьезных отношений без регистрации
Сайт знакомств в Клюевке с девушками без регистрации
Сайт знакомств в Клюевке кому за 35
Сайт знакомств в Клюевке с мужчинами с номерами телефонов без регистрации
Сайт знакомств в Клюевке с телефонами и фото
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 688 637 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ПреЛЮДИи чувств - 24 ноября 2024 в 05:54
Лучшие публикации