Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
«Я чувствую себя царем, - прошептал Шаляпин, - наверное, я схожу с ума?»
Костя смотрел на него, словно на божество. Только что он увидел на сцене такое редкое перерождение, какое невозможно себе представить. Нет, это был не его лучший друг Шаляпин. Прямо сейчас, в гриме и парчовой шубе на него смотрел подлинный царь Борис Годунов!

Все началось с того, что летом 1898 года Шаляпина пригласили на дачу певицы Татьяны Любатович, в Ярославскую губернию. Все знали, что Любатович пользуется покровительством богатейшего мецената, Саввы Мамонтова. И как раз на дачной веранде состоялся разговор: почему бы не сделать новую версию оперы Мусоргского? За дело с азартом взялись молодой композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин.
Сама история Годунова давно занимала Федора. Какая удивительная судьба – из сотен прочих бояр возвыситься, занять престол, а потом умереть в такой сложный для русского государства момент… Вот поэтому за работу он взялся с азартом. Выучил не только свои партии – Бориса Годунова – но знал назубок любую другую.

- Ты читал? – говорил он Косте Коровину, живописцу, протягивая драму Пушкина.

На письменном столе Шаляпина теперь высилась горка книг – Карамзин, Ключевский, Пушкин. С невероятной скрупулезностью он вживался в роль, изучал детали жизни Годунова. Неудивительно, что шаляпинский «Борис Годунов» имел оглушительный успех.
«Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое. – писал музыкальный критики Ю.Энгель. - Перед нами был царь величавый, чадолюбивый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели, благодаря совершенному преступлению».
Премьера новой постановки оперы состоялась 6 января 1911 года в Мариинском театре. Публика была заворожена – не только музыкой, прекрасными костюмами, голосами исполнителей. Они словно увидели живого Бориса Годунова. Это чувствовал и сам Шаляпин, который с некоторым ужасом признавался Коровину: «Неужели я схожу с ума?»

Перевоплощение было таким невероятным, что, когда Шаляпин уходил за кулисы, один из служителей поклонился ему и поцеловал руку. Словно венценосной особе. Хмыкнув совершенно по-царски, Шаляпин-Годунова быстро прошел мимо.
Ему удалось то, что выпадает на долю далеко не каждого артиста. Он был одинаково убедителен как в роли молодого сильного человека, так и в роли измученного душевной болью старца. Голос Шаляпина в «Борисе Годунове» считали эталонным. Его самого – самым величайшим исполнителем этой партии.

Позже, уже за границей, Шаляпин снова был Борисом Годуновым. Европейская публика вставала на последних звуках оперы. А дальше начиналась овация, которая, казалось, могла длиться вечно…
Ника Марш
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх