В музейных кругах у нее было прозвище «сварливая Леопольдина». Женщина с характером. Вся как остро отточенный карандаш. Белые блузки, скромные жилетки. Седые кудельки. Очки в серебряной оправе. В венском Леопольд музее ее побаивались. Не до дрожи, конечно. Музей-то уже давно был государственным! Но одно сознание, что главные картины музея прошли когда-то через ее хрупкие невесомые руки, заставляло как-то внутренне подтягиваться всех - от гардеробщиков до научных работников. «Фрау Леопольд пришла… Фрау Леопольд сказала… У фрау Леопольд сейчас будет экскурсия…»
Она исправно продолжала водить экскурсионные группы по музею имени своего мужа, как самая обычная экскурсоводша с пластиковыми бейджиком на лацкане пиджачка. Кажется, лишь однажды она позволила себе отказаться. Это когда в музей заявилась Мадонна со своей свитой. Мало того, что она опоздала на полтора часа, так еще потребовала, чтобы в музее не было никаких посетителей. «Ну тогда и меня тут не будет», - жестко сказала фрау Элизабет и удалилась, не удостоив Мадонну даже приветственного кивка.
В последние годы ей трудно было стоять, - ноги ослабели. А в инвалидном кресле она не хотела появляться на публике. Гордость!
Об ее экскурсиях ходили легенды. Ей чужда была любая аффектация и театральная подача, но про картины она знала буквально все. И потом что-то было непередаваемо домашнее и уютное в этих ее рассказах о том, как возникла коллекция. Про самую первую картину, которую купил Рудольф Леопольд в далеком 1950-м году, когда они только поженились. Она называлась «Мертвый город». Именно тогда Элизабет для себя открыла великого Эгона Шиле. На полотне не было ни одной ровной линии. Облупленная штукатурка, кривые пустые улицы, мертвые окна….То есть все против чего восставала ее педантичная, деятельная немецкая натура. Но этот «Мертвый город» был абсолютно прекрасен.
В сущности, кем они были с Рудольфом перед тем, как заделались коллекционерами? Буржуазная пара средней руки. Оба по образованию врачи-офтальмологи, оба в юности пережили Аншлюс и другие ужасы, выпавшие на долю их поколения. Коллекция, которую стал собирать доктор Леопольд, была поначалу попыткой сохранить кусочек прежней жизни имперской Вены, какой она была до Первой Мировой войны. Самый расцвет Сецессиона. Извивы и арабески модерна. Но Климт уже тогда был ему не карману, а вот про Шиле, умершего в 1918 году, успели все позабыть. Его картины и рисунки можно было купить за сущие гроши. Но Леопольд польстился не на дешевизну. Его буквально гипнотизировала прерывистая, нервная линия Шиле. Пророческая кардиограмма наступившего ХХ века. Это тоже был модерн, но совсем другой. Болезненный, горько-надсадный, какой-то обглоданный до самой кости, до самого основания. Люди без кожи. Сплошная вибрация нервов и боли. Отныне Леопольд будет скупать Шиле повсюду. И его живопись, и графику, и стихи.
Эта его одержимость и невероятное упрямство в стремлении собрать «всего Шиле» позднее обернется серьезными проблемами. В 90-е годы угроза для целости коллекции будет исходить от объявившихся наследников. По большей части самих владельцев уже не было в живых. Многие из них погибли в нацистских лагерях смерти. Но их наследники действовали решительно. Шиле к этому времени стоил миллионы. Им было за что бороться.
Разбираться, судиться и договариваться с ними придется фрау Элизабет. Чем-то она напоминала мне Ирину Александровну Антонову. Та же самодисциплина и четкость, то же беззаветное служение музею как главному смыслу жизни, та же способность рисковать и принимать решения.
После смерти мужа фрау Элизабет как будто вышла из его тени. По справедливости музей, который они создавали вместе, должен был бы носить и ее имя. Но она великодушно отказалась. Пусть муж останется в истории, как великий коллекционер и собиратель, а она…как «сварливая Леопольдина». Что делать? Такова судьба всех жен. В истории искусств их не особо жалуют.
…Единственный раз я видел ее на палубе прогулочного кораблика, бороздившего бирюзовые воды Вольфгангзее, того самого озера, где когда-то проходили съемки фильма «Звуки музыки».
Фрау Леопольд была в национальном австрийском костюме: широкая юбка, зеленый передник, шелковая жилетка, белая блузка с широкими рукавами. Газовый шарфик развивался вокруг шеи. Она пила кофе и наслаждалась видами в полном одиночестве.
- Давай ее поприветствуем, - предложил я Нине.
- Неудобно. С какой стати мы будем ее тревожить?
- Ей будет приятно, если мы скажем, что музей Леопольда - наш самый любимый в Вене. К тому же ты так любишь Шиле…
Но жена так и не решилась порадовать этим сообщением фрау Леопольд. К сожалению, такой возможности больше уже нам не представится.
13 августа фрау Элизабет Леопольд скончалась в возрасте 98 лет. Теперь она держит зонтик над своим мужем Рудольфом Леопольдом на небесах.
Литклуб
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
ПреЛЮДИи чувств
/
В музейных кругах у нее было прозвище «сварливая Леопольдина». Женщина с характером. Вся как остро ...
Многим читателям это понравилось
Секс знакомства Вудбридж без регистрации бесплатно
Знакомства Вудбридж с мужчинами с номерами телефонов без регистрации
Знакомства Вудбридж с женщинами кому за 30 без регистрации
Знакомства Вудбридж для брака бесплатно
Знакомства Вудбридж с номерами телефонов бесплатно
Знакомства онлайн Вудбридж бесплатно
Знакомства Вудбридж с телефонами и фото
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 755 626 человек
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Он ей пишет : - Как тебе живётся ? - Тяжело. Опять борюсь с простудой. - Хочешь, через час приеду с ...
Лучшие публикации