Всякий раз, когда я, посмотрев фильм «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, потом начинала восторженно квакать по телефону своей подруге Светлане Крючковой, какая она там потрясающая, и как потрясающе играла переход из одного состояния в другое, она строгим голосом мои всхлипы останавливает: «Я не очень люблю эту роль. Я – не такая!».
Да знаю я, знаю, что она – не такая.
Это все знают.
Но во времена, когда снимались «Объяснение в любви» или «Женитьба» по Гоголю, многим со стороны казалось, что и она сама – такая же вот простушка и есть, как её героини…
Я не могу представить себе, как вышло, что её не приняли ни в один театральный институт.
Она поступала в театральный институт трижды. На третий раз выдающийся педагог школы-студии МХАТ Василий Петрович Марков наконец-то смог её разглядеть.
...Светлану Крючкову не приняли, Маргариту Терехову не приняли, Ролана Быкова не приняли.
Где были глаза не принимавших?!
Сейчас, когда думаю про это, с болью могу констатировать: наверное, у множества гениально одаренных молодых людей не хватило силы духа и терпения, чтобы прошибить лбом стенку.
У Крючковой, на наше счастье, хватило.
Я не представляю себе русского кино и театра без неё.
Мне Светлана Крючкова всегда казалась взрослой и мудрой.
Ощущение такое, что она и в свои 17 лет не была девчонкой-дурочкой. Она была взрослой от рождения.
Впрочем, и жизнь ей ничего не преподносила на тарелочке с голубой каемочкой. Всего и всегда она добивалась в этой жизни сама.
Впервые появившись на экране в фильме «Большая перемена», она, совсем еще юная, уже играла героиню, чья влюбленность в учителя истории была сродни материнской, и уж никак не походила на первую девичью влюбленность. Она пела: «Мы выбираем, нас выбирают – как это часто не совпадает!», и была в этих словах такая зрелая женская боль, какой не бывает у девчонок. Только-только появившись в БДТ, она сыграла в знаменитом спектакле Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева» именно ту из сестер, которая оказалась способна понять и оценить красоту чужой души, чужого чувства, и «полюбить за муки», как искони водилось на Руси.
Вообще, Светлана Крючкова всегда и на всех производит впечатление незаурядной крупной личности. Сильной, умной, независимой. Не приемлющей поражения. Это не всем нравилось. И в жизни, и на сцене, и на экране. Ей, кажется, ни разу не приходилось играть женщину легкую, беконфликтную, простую. Простую не в социальном смысле, а в смысле внутренней организации. Даже когда она играет полу-идиоток, в них все равно читается личностная мощь. Как, скажем, в той самой деревенской новобрачной из фильма «Объяснение в любви», или в Агате, жене управляющего Баскервиль-холла из «Собаки Баскервилей», или в перезрелой деве из «Утомленных солнцем».
Все ее героини всегда были способны на Поступок (как и она сама, настоящая).
Ее Аксинья из «Тихого Дона», молодая хозяйка Нискавуори, горьковская Василиса, сыгранные на сцене АБДТ в спектаклях Товстоногова, обладали гигантской внутренней силой, которая всегда оборачивается трагедией в мире, где женщине не положено быть сильной. И кем бы ни были женщины, которых она играла, они всегда были царственны – и судебный секретарь («Старший сын»), и крановщица со стройки («Премия») и лесковская Воительница из одноименного фильма Александра Зельдовича, и, конечно же, императрица Екатерина Великая («Царская охота»).
Нередко ее собственные личные качества так неожиданно и точно ложатся на персонажей, которых она играет, что возникает совершенно новая трактовка давно знакомых образов.
Крючкова как никто умеет в одно мгновение из дурнушки стать прекрасной, из смешной сделаться трагической. Замороченная крикливая халда из «Родни» в мгновение ока превращается в светлое олицетворение дочерней и материнской любви; безмятежно-глупая гоголевская Агафья Тихоновна каменеет от горя и незаслуженного оскорбления как Медея; а напористая профсоюзная активистка из «Старых кляч», несмотря на зрелые лета, вдруг оказывается застенчивой и нежной возлюбленной. Можно вспомнить, как в её Агафье Тихоновне волшебным образом «включался» свет, когда возникало чувство к Подколесину, и как потом он гас…
Или мадемуазель Куку в «Безымянной звезде», когда из-под панциря, из-под коросты вырывалась тоска по загубленной жизни…
Можно вспомнить величественную Анну Ахматову из фильма «Полторы комнаты», или полубезумную бабушку из фильма «Похороните меня за плинтусом», невероятную Нину из «Родни» или Мохову из «Утомленных солнцем», потрясающую тётю Песю из «Ликвидации»…
Я помню ее разной.
Молодой и влюбленной, постоянно кем-то восхищающейся — мужем-оператором Юрием Векслером, Олегом Ефремовым, Никитой Михалковым, Алексеем Германом, Михаилом Козаковым, Юрием Богатыревым, Мариной Цветаевой, Марией Петровых, Анатолием Эфросом.
Я видела все ее роли в кино.
Даже те, которых почти никто не видел и никто не помнит. Хотя таких ничтожно мало. Потому что и в не самых удачных фильмах она играет так, будто сценарий для нее писал Шекспир.
И каждый раз поражалась тому, как она умеет вести свою тему, прочерчивать свою линию, даже если спектакль в целом меньше и проще, чем ее героиня.
Об игре большой актрисы можно писать тома.
О том, как сверкнула глазами из-под очков. Как говорит и говорит, не умолкая, играя сварливую несчастную бабу. Как убийственно холодна и жестока в роли великой императрицы. Как пронзительно несчастна в роли брошенной невесты. Как феерично смешна в роли одесской мамаши. Как ужасна и безжалостна в роли домашнего тирана…
Она и страшная, и смешная, и трагическая, и прекрасная, и ужасная — всякая.
Мне кажется, что это в ней самой, в ее человеческой натуре намешано всего и столько, что, порывшись в своих несметных кладовых, она в нужный момент, подобно профессиональному старьевщику, мгновенно выцепит нужное изнутри себя самой, вынесет его на свет Божий и предъявит человечеству в новой роли.
Когда о ней пишут, то свободно, без всякой натяжки, оперируют словами «великая актриса», и от этих слов никого не корёжит, потому что все понимают: так оно и есть.
А я все время думаю о том, что талант ее – огромный, вне всяких рамок и схем – реализован в лучшем случае наполовину…
И это – несмотря на 25 ролей в театре и около 90 ролей в кино.
Да, она сегодня оказалась крупнее времени, в котором живет.
Она опоздала родиться, застав эпоху великого театра и великого кинематографа на излёте, она попала в эпоху, когда масштаб и мощь не столько восхищают, сколько страшат, и режиссеры просто боятся быть задавленными и этим масштабом, и этой мощью.
Времена не выбирают. Это – про нее.
У актрис этого уровня и ранга не может быть ощущения счастливой актерской судьбы. Просто потому, что на них шедевров не напасешься.
То, чего недодала ей судьба, она «добирает» сама – читая стихи, доигрывая в них и высокую любовную лирику, так по-настоящему и не сыгранную ею в кино и на сцене, и чистую высокую трагедию, к которой она прикоснулась в своих ролях только краем.
Её всегда обожали великие режиссеры – и недолюбливали посредственные.
И не её вина, что сегодня она – зачастую – сама себе режиссер.
Светлана Крючкова находится сегодня в полной силе своего божественного таланта, строгого художественного вкуса, понимания своих возможностей и владения этими возможностями.
Она и сегодня выходит на сцену БДТ, играя в спектаклях, которые держатся только на ней – на ней одной, и где она моложе всех своих молодых партнеров!
Но зато, благодаря ей, и сегодня сотни и тысячи людей могут вживую увидеть, что такое – настоящее большое актёрское искусство.
*********
Я очень давно знаю и люблю эту великую актрису и великую женщину.
Писать сегодня о том, какого масштаба это художник – трюизм. Нет никого, кто этого бы не понимал..
Но Света и человек великий.
...Я говорила с ней по телефону в роковую минуту ее жизни. Я очень боялась.
Боялась сетований и стенаний, боялась жалоб.
Просто я в ту минуту как-то забыла, – с кем говорю. Но не было ни стенаний, ни жалоб. Была могучая воля, была сила, был характер.
Она приняла за 10 минут сразу миллион судьбоносных решений, и на 11-й минуте уже начала все эти решения осуществлять...
...Я говорила с ней по телефону в другой раз, и у нее был усталый, измученный, больной голос. Даже издалека было слышно, как человеку нехорошо. И я не могла поверить своим глазам, когда через 2 часа этот же человек летал птицей по сцене, а потом вприпрыжку выбегал (!) на поклоны, заводя своим азартом и весельем молодых партнеров!
Она – человек слова. И дела. И я с любовью и изумлением, каждый раз в этом убеждаюсь…
Ирина Павлова «Санкт-Петербургские ведомости»
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: ПреЛЮДИи чувств - 4 июля 2024 в 09:10
Лучшие публикации