Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
"Роза - царица цветов"

Говорят, что впервые так назвал розу великий китайский философ Конфуций в 6 в до н.э. Его восхищение не было неразделенным – в библиотеке китайского императора, царствовавшего в тот период, более 500 томов повествовали только об этом цветке, огромное количество роз цвело в императорских садах.

Во всём мире с дивной красотой и чарующим ароматом этого цветка люди издавна связывают всё самое сокровенное: с распусканием бутона — лучшие надежды, с увяданием — мысли о закате жизни. "Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал: “Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают”. (Н. Рерих).

Изображения роз вычеканены на серебряных монетах, найденных на Алтае в захоронениях периода 4000 г. до н.э. Розы изображены и на дворцовых колоннах Вавилона и Ассирии, сооруженных в 3 тысячелетии до н.э. Здесь же, в Месопотамии, сохранилось и самое старое письменное доказательство интереса к розам. В царских могилах Урука, культурного центра шумеров, были найдены клинописные тексты, сообщающие о войне Саргона (24 в. до н.э.), царя государства Аккад, простиравшегося от западной Персии до Малой Азии. Упоминается, что Саргон пересек горы Тавр (южная Турция) и возвратился с виноградной лозой, инжиром и розами.

Культ розы как совершеннейшего цветка зародился в Персии (современный Иран) и Китае и оттуда распространился в Индию и через Ближний Восток в Европу. В Персии настолько почитали розу, что даже сама страна получила название Гюлистан – Страна Роз (от перс. гюль – роза).

Интересен тот факт, что в Европе образ розы связывается с женщиной, а на Востоке - с мужчиной. Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы - пота, выступившего на Мухаммеде на его пути к небу, и упавшего на землю. Розетка розы в мусульманстве - знак семи имен Аллаха.
В символике персидской литературы и искусства роза занимает исключительное положение. Традиционен мотив любви соловья к розе – когда соловей увидел чудную царицу цветов, то в восторге от красоты розы прижал ее к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь оросила нежные белые лепестки цветка. Персидский поэт Хафиз считал, что мир создан для любви, символом которой для него были роза и соловей. Роза становится при этом символом космической силы: "Пылает роза как подарок солнца,/ А лепестки ее суть маленькие луны".
Для древних греков и римлян роза была растением богини любви Афродиты (Венеры) и символизировала весну, любовь, красоту, очарование, но также и состояние перехода в иной мир.
Выражение «путь, усыпанный розами» подразумевал абсолютно счастливую жизнь, добрую и заслуженную славу. В последний период существования Римской империи эта метафора стала действительностью. Дионисий, тиран Сиракуз, спал на ложе, усыпанном лепестками роз. Император Нерон во время своих оргий приказывал сыпать на головы своих гостей настоящий дождь из роз. Сибариты – жители города Сибариса в Италии – спали на лепестках роз вместо матрасов. Египетская царица Клеопатра приказала для одного из своих празднеств засыпать пол в огромном зале розовыми лепестками слоем в локоть. А император Гелиогабал пригласил в свой дворец тех, кого считал недругами, и во время пира приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что приглашенные на пир его недруги задохнулись.

В то же время роза – символ тайны и молчания. Согласно греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи. В качестве вознаграждения за молчание сын Венеры, Купидон, дал ему белую розу. С тех пор цветок считался символом скрытности. Латинское выражение «sub rosa» (букв. «под розой») переводится как «тайно», «по секрету». В Риме розы вешали на пирах, как знак гостеприимства. Этот жест означал, что все, сказанное в стенах дома, не выйдет за его пределы.

"Но среди всех упомянутых пиршеств и оргий роза, кроме украшения, имела еще оригинальнейшее назначение. Она служила символом молчания…
Латинская пословица говорит: “in vino veritas” (в вине истина), указывая тем, что опьяненный винной влагой человек может выболтать все свои тайны. А так как во время упадка Рима было очень опасно делиться публично своими мыслями, то, чтобы напомнить разгоряченным головам, что нужно держать язык за зубами, вешали во время римских пиршеств на потолке залы искусственно сделанную белую розу. Взгляд на эту розу заставлял сдерживать свою откровенность многих. Говорят, что от этой розы пришло даже известное латинское выражение: “sub rosa dictum” — сказанное под розой; в смысле: под секретом" - так рассказывал об этом в популярной дореволюционной книге “Цветы в легендах и преданиях” (1913 г.) писатель, естествоиспытатель Н. Золотницкий.

Позже эта традиция стала популярна среди католиков. Роза — распространенный сюжет в архитектуре, особенно готической. Розами украшали исповедальни, этот цветок дал название круглым витражам и каменным элементам, которые известны как «розетки».

Блог Цветочный Рай
"Роза - царица цветов" Говорят, что впервые так назвал розу великий китайский философ ...
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится8
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх