"Имей в виду, эта девица приносит несчастье" - сказали ему, но Демидов не поверил и влюбился
Тридцать восемь лет прожил Павел Демидов без всяких "любовей", а потом вдруг влюбился как мальчишка. Демидов был миллионером, промышленником, известным коллекционером, археологом, любителем антиквариата и ценителем женской красоты.
Предмет его страсти, Аврора Карловна Шернваль происходила из аристократической, хоть и обедневшей семьи и была ослепительно красива: тонкие черты лица, бледная матовая кожа, огромные карие глаза, опушенные длинными ресницами...
Сам император, Николай Павлович, уж на что придирчивый ценитель женских прелестей, и тот был сражен наповал грустной красотой "финской звезды" - так он называл барышню Шернваль.
При русском дворе за сестрами Авророй и Эмилией Шернваль с легкой руки императора закрепилось прозвище "финляндских звезд", однако по крови они были не финки, а шведки. Их родители - Карл Юхан Шернваль и Ева Густава фон Виллебранд - бедные шведские дворяне, перебравшиеся в Финляндию, которая была частью Российской империи. Их дочери родились уже в Бьёрнеборге (Выборге).
Аврору представили императрице Александре Федоровне, жене Николая I. Вскоре ее приняли ко двору фрейлиной, что давало красавице определенный материальный и социальный статус. Аврора, сопровождаемая сестрой, стала появляться на балах и светских приемах, где снискала всеобщее восхищение.
В вечной любви красавице Авроре клялся поэт Евгений Баратынский:
Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
"Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?",
и посвящал восторженные строки Жуковский. Однако, до двадцати восьми лет барышню Аврору никто не просватал
Павел Демидов увидел ее на балу случайно. Когда он решил пригласить ее на танец, друг предостерег его: "Имей в виду, эта девица, говорят, приносит несчастье. Два жениха ее умерли накануне свадьбы. Недаром ее зовут роковой Авророй!"
Первый жених красавицы, Карл Маннергейм, незадолго до свадьбы уехал в Германию и там скоропостижно скончался. Второй, офицер Александр Муханов, бретер и повеса, после бурного мальчишника накануне свадьбы, гуляя по ночному Петербургу, подхватил простуду. 31-летний Муханов умер 20 августа 1834 года в день своей намеченной свадьбы с Авророй.
Свита ее поклонников не редела, но с предложением руки и сердца никто не спешил. Пока не появился Демидов. Охваченный страстью, он отбросил предрассудки...
Накануне свадьбы Павел Демидов приехал к невесте и вручил подарок - небольшую платиновую шкатулку с золотыми цветами на крышке.
Невеста открыла и ахнула: на черном бархате лежало четырехрядное жемчужное ожерелье, в центре которого сиял огромный желтоватый бриллиант - знаменитый "Санси", седьмой по величине в мире бриллиант. В день свадьбы роскошный подарок жениха украсил подвенечный наряд Авроры.
Свадьбу сыграли в 1836 году в Гельсингфорсе с небывалым размахом. Всю ночь веселились, из фонтанов били струи шампанского, вспыхивали фейерверки. В браке родился сын Павел. Супруги с счастливо прожили четыре года, а весной 1840-го Павла Демидова не стало. 42-летний мужчина скончался от сердечной недостаточности.
"Эта женщина совершенство, она, кажется, обладает всем для счастья: умна, добра, чиста сердцем, красива, богата. Дай Бог ей со всеми этими преимуществами найти человека достойного её и который сделал бы её счастливой; она этого вполне заслуживает, и я надеюсь, что, за всё выстраданное ею, судьба не замедлит вознаградить её..." - сделал запись в своем дневнике В. А. Муханов, брат бывшего жениха Авроры Карловны.
Шесть лет богатейшая вдова России оплакивала мужа, отваживала женихов и не снимала траурного платья. Аврора занималась благотворительностью. По ее распоряжению были открыты детский приют, сиротский и родильный дома и богадельня.
Лишь в 1846 году она приняла предложение офицера лейб-гвардии Андрея Николаевича Карамзина, младшего сына писателя. Брак считался не совсем равным - Аврора была на несколько лет старше, имела маленького сына и была гораздо богаче жениха. Ее прежний супруг имел гражданский чин, эквивалентный армейскому генеральскому, а новый был всего лишь офицер, без титула и состояния.
Светское общество связывало выбор Авроры исключительно с сердечным влечением и огромной любовью к Карамзину. Супруги венчались в петербургской церкви Симеона и Анны на улице Моховой.
В 1854 году, уезжая на Крымскую войну, Карамзин взял с собой на память медальон с портретом Авроры. Перед тем, как отдать медальон мужу, Аврора сняла с шеи "Санси" (некоторое время назад бриллиант "Санси" перекочевал из ожерелья в подвеску-медальон), попросила вынуть бриллиант и вставить в оправу свою миниатюру.
Через месяц пришло трагическое известие: Карамзин попал в плен, и вражеский солдат, польстившись на золотой медальон, зарубил русского воина. С опозданием, уже после смерти Андрея Николаевича, пришло нежное письмо мужа к Авроре...
"Был понедельник, когда несчастная женщина узнала о смерти своего мужа, а на другой день, во вторник, она получает от него письмо на нескольких страницах, полное жизни, одушевления, веселости. Это письмо помечено 15 мая, а 16-го он был убит…" - описывает события Федор Тютчев.
Странные мысли теснились в голове Авроры: не сама ли она, прозванная "роковой", повинна в смерти избранников, а может это виноват злосчастный камень?
Легендарному бриллианту "Санси", найденному в средние века в Индии, приписывали свойства талисмана и камня-убийцы. История бриллианта "Санси" начинается в ХI веке, когда его в индийском ущелье Адамас нашел купец Джагаттунг. Он всматривался в воду и заметил, что находящийся на дне камень излучает яркий блеск. Джагаттунг не стал оставлять у себя кристалл и за крупную сумму, равную целому состоянию, продал камень богатому купцу.
Алмаз переходил от одного владельца к другому и со временем оказался в руках индийского султана Гийас-Ад-Дина. Правитель верил, что минерал оберегает его как талисман. Он брал с собой алмаз в военные походы и всегда возвращался невредимым. Сын Гийас-Ад-Дина задумал украсть у отца кристалл и решился на убийство.
Вернувшись после очередного удачного похода, правитель приказал построить ротонду с тяжелым золотым куполом, который удерживал один бамбуковый ствол. Султан, сидя в ротонде, проводил смотр своей армии. Его сын знал о предстоящем мероприятии и приказал не кормить боевых слонов.
Те, увидев свежие листья пальмы, которыми был украшен трон правителя, ринулись к нему, разрушив хрупкую ротонду. Гийас-Ад-Дин погиб под обрушившимся на него куполом. Алмаз перешел к сыну султана, но так не стал его талисманом. Вскоре сын султана был смертельно ранен на охоте.
Тогда появилась легенда, что алмаз сам выбирает себе хозяина и может наказывать того, кто обрел его преступным путем.
В ХV веке алмаз купил герцог Бургундский. Он дал алмазу имя "Санси" и заказал ювелиру придать ему форму груши. По легенде, алмаз "Санси" спас бургундского герцога Карла Смелого от гибели, ослепив своим блеском на солнце его противника-швейцарца. Но в 1477 году Карл Смелый в битве потерял шлем, инкрустированный бриллиантом. Его нашел простой солдат и продал за небольшую сумму находку священнику. Тот перепродал камень, и в тот же вечер был убит в драке.
В связи с этим стали поговаривать, что алмаз не терпит неуважительного отношения к себе и может мстить нерадивому хозяину. Одним из владельцев алмаза был французский король Генрих III, который часто закладывал бриллиант для получения денег. Через некоторое время "Санси" стал экспонатом коллекции кардинала Мазарини, а позже - короля Людовика XIV. Этот бриллиант украшал его корону.
После Великой французской революции кристалл был утерян. В средине ХIX века стало известно, что им владела герцогиня Беррийская. У нее драгоценность купил русский промышленник Павел Демидов для своей невесты в 1835 году и увез в Россию.
Аврора решила побыстрее избавиться от"Санси". Но драгоценный камень нельзя было просто уничтожить или выбросить, его можно было только продать. Владелица "Санси" поняла: чтобы отвести проклятие , обстоятельства продажи должны соответствовать обстоятельствам покупки. Павел Демидов приобрел его как свадебный подарок, значит надо искать новобрачных.
Минуло одиннадцать лет, прежде чем в 1865 году пришло известие из Лондона, что богатый индийский купец ищет свадебный подарок своему магарадже. Ему-то за двести тысяч фунтов Аврора и продала "Санси". Аврора замуж больше не выходила, она прожила долгую жизнь - 93 года.
Неизвестно, как сложилась судьба и семейная жизнь индийского магараджи, но в начале ХХ века камень снова "всплыл" в Европе: в 1906 году миллионер Уильям Уолдорф Астор купил его на свадьбу сыну.
"Санси" стал любимым украшением невестки Астора - красавицы Нэнси Ленгхорн, которая вошла в историю как первая женщина-депутат английского парламента.
Легендарный камень красовался на золотой заколке в волосах Нэнси. Позже она вставила его в диадему. Леди Нэнси Астор не стало в 1964 году. После ее смерти родственники вынули "Санси" из диадемы и на них обрушились несчастья. Сначала внезапно умер сын Нэнси, затем накануне свадьбы умерла невеста внука Нэнси - четвертого виконта Астора.
Виконт решил избавиться от "Санси" и в 1978 году продал его французскому государству за миллион долларов. Легендарный камень можно увидеть в пуленепробиваемой витрине Аполлоновой галереи Лувра.
Рядом с ним лежат камни помельче, которые не раз пытались украсть. А вот на "Санси" ни один вор не покушался...
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: А кто сказал, что всё должно быть гладко? Причёсано, начищено и мягко? И, кто сказал, что жизнь ...
Лучшие публикации