Одевала и императрицу, и советских дам… Как Надежда Ламанова стала легендой российской моды.
В те дни в Москве была паника – враг подошёл к столице очень близко, гремела канонада. Люди бежали из города разными путями, кто в чём был. Знаменитого модельера Надежду Ламанову как сотрудницу МХАТа должны были эвакуировать из города вместе с артистами и техническим составом труппы, но поначалу она отказалась. Эвакуировали мхатовцев товарным поездом без удобств, до места назначения из-за чудовищных условий доехали не все. А Надежде Петровне на тот момент было почти 80 лет – что с ней было бы в этом товарном поезде? Кроме того, в день отъезда она с сестрой была на даче в Сходне и до театра надо было ещё добраться. Когда сёстры приехали в столицу, им сообщили: будет ещё одна возможность эвакуироваться от театра - завтра-послезавтра… После этого Надежда Петровна с сестрой пошли к метро, и около амбулатории Большого театра у модельера случился удар. Спасти её врачам не удалось…
Так закончилась жизнь удивительной женщины, которая вошла в историю моды как главный модельер Российской империи. Она прошла путь от портнихи императрицы и самых ярких представительниц бомонда Серебряного века до законодательницы первой советской моды и оставила после себя богатое наследие. Она дружила с Полем Пуаре, создавала костюмы для постановок МХАТа и Дягилевских сезонов, её неповторимые модели вызывали восхищение в Париже, а Марина Цветаева рифмовала: «Та богиня — мраморная, Нарядить — от Ламановой…».
И действительно, словосочетание «платье от Ламановой» в конце XIX - начале ХХ века было синонимом изысканности и безупречного вкуса. Одеваться у Ламановой хотели все — от простых модниц до представительниц Дома Романовых, которые на протяжении многих лет были клиентками известного модельера. Стиль, роскошь, безупречный вкус и необыкновенная красота - вот что отличало платья от Ламановой. Её модели вызывали восхищение даже в Европе – и не только в великосветских салонах, но и у знаменитых кутюрье.
Пройдут годы, и Ламанова станет основательницей новой пролетарской моды: она будет создавать вещи, ориентированные на потребности молодой страны. «За свою жизнь она шила для всех – от монархов до простых работниц, и каждое её творение было настоящим произведением искусства!», - скажет о ней Эльза Триоле.
Надежда Ламанова происходила из обедневшего дворянского рода. Она родилась в 1861 году в многодетной семье в маленькой деревне под Нижним Новгородом. Окончив местную гимназию, девушка переехала в Москву и поступила на курсы кройки и шитья Ольги Суворовой.
Через два года будущая легенда российской моды устроилась на работу в популярное ателье мадам Войткевич, где одевались известные московские красавицы. В то время наряды шили по фотографиям из парижских журналов мод, и приходя в ателье, дамы просили сшить платье «как в журнале». Но Ламанова считала, что платье должно не столько отражать модные тенденции, сколько выражать личность самой владелицы, и была категорически против слепого копирования. Она долго выясняла, для чего нужен наряд, и как хочет ощущать себя в нём женщина, а потом начинались изнурительные примерки. Портниха драпировала ткань прямо на заказчице, буквально «пришивая» его к телу. Пробуя разные варианты и закалывая их десятками булавок, она добивалась нужных пропорций и идеальной посадки. Это был классический для парижской Haute Couture метод «наколки», но в России его использовала только Ламанова.
Скоро по Москве разнеслась весть о новой мастерице — она изводит своими нравоучениями, мучает многочасовыми примерками, в итоге сошьет совсем не то, что просишь, но зато ты будешь выглядеть словно знатная дама из Парижа! Сама Ламанова, кстати, не считала это комплиментом: ведь она не признавала следования парижским образцам. «Мода даёт фасон – но этот фасон подходит далеко не каждой!», - была уверена Ламанова.
Мадам Войткевич получала немало жалоб на чересчур самовольную моделистку, но ещё больше в её адрес было похвал. Неудивительно, что скоро Ламановой надоели постоянные споры с хозяйкой, и она решила начать самостоятельную работу. Ее сбережений хватило на то, чтобы в 1885 году открыть скромную мастерскую под вывеской «Н.П. Ламанова». А вскоре она выходит замуж за молодого красавца-юриста Андрея Каютова. По легенде, они познакомились в ателье Ламановой, куда Каютов сопровождал свою возлюбленную, приму Малого театра, Гликерию Федотову, но, едва взглянув на хозяйку ателье, влюбился в неё без памяти. Впрочем, с Федотовой он не только сам остался в дружеских отношениях, но и добился того, что Надежда стала для актрисы близкой подругой. Творческая театральная среда, в которую ввёл Каютов свою жену, дала Ламановой новых клиентов и во многом определила её дальнейшую жизнь. Например, среди ближайших друзей её мужа был двоюродный брат городского головы, начинающий актёр Константин Алексеев (прославившийся под творческим псевдонимом Станиславский) – с ним Ламанова будет сотрудничать много лет.
При финансовой поддержке мужа Надежда Ламанова (на вывеске из соображений престижа осталась её девичья фамилия) решила расширить своё дело. Она отправилась в Европу, где училась секретам мастерства у самых известных кутюрье того времени, а вернувшись, открыла на Тверском бульваре свой салон, который быстро стал самым известным в Москве. Здесь одевались светские дамы – Шереметевы, Гагарины, Долгорукие – знаменитые красавицы, известные актрисы, супруги московских банкиров, адвокатов и промышленников... Высочайшее качество работы, неукротимая фантазия, уникальность каждого туалета и безупречное чувство стиля делали наряды от Ламановой настоящими произведениями искусства - носить их считали за честь самые привередливые светские львицы.
«Удивительно, но Ламанова словно много лет знала каждую свою клиентку, даже пообщавшись всего десять минут… Она знала, что нужно каждой женщине: кто из них ценит сдержанную элегантность, кому нужна изысканная роскошь, а кому требуется яркость и выразительность», - так писала о ней Эльза Триоле.
Однако вопреки ожиданиям и даже требованиям клиенток, сама Надежда Петровна никогда платьев не шила: по её искреннему убеждению, архитектор, сотворивший эскиз здания, не должен лично класть кирпичи. «Я не люблю ковыряться с иглой, – заявляла она. – Моё дело – создавать образ, как я его вижу, а для шитья у меня есть помощницы».
Мягкая и дружелюбная в личном общении, в своей мастерской Надежда Петровна была настоящим тираном: она могла выгнать из мастерской любую клиентку, невзирая на деньги и титулы, если та пыталась навязать ей свое мнение или капризничала на примерке. Могла командовать, как генерал новобранцами, самыми титулованными и уважаемыми женщинами страны – но они, жалуясь дома на жестокое обращение и на усталость после многочасовых примерок, ни за что бы не променяли салон Надежды Ламановой на какой-нибудь другой. Даже работницы мастерской Ламановой, которых она держала в ежовых рукавицах, всеми силами старались сохранить своё место.
Врожденное чутье, талант и постоянное совершенствование профессиональных навыков привели к тому, что авторитет ламановской мастерской стал непререкаемым. Престиж салона был подтвержден ещё и тем, что в 1890-х годах Надежда Петровна была удостоена почетного звания «Поставщик Её Императорского Величества». Надо понимать, что звание это было скорее почётным, чем фактическим: далеко не все, кто имел на своей вывеске высочайший титул, действительно поставляли свою продукцию императорской семье. Звание (и соответствующие привилегии) давали за многолетние успехи в бизнесе в целях поощрения отечественного производства. Но Надежде Петровне действительно было чем гордиться: в её платьях ходила вся московская элита и даже многие петербургские модницы. Её платья носили фрейлины императорского двора, супруга московского генерал-губернатора, великая княгиня Елизавета Фёдоровна (сестра императрицы) и морганатическая супруга великого князя Михаила Александровича, Наталья Шереметевская-Вульферт-Брасова. Ламанова шила приданое и для юной великой княжны Марии Павловны, выходящей замуж за шведского принца.
Несколько платьев работы Ламановой сейчас хранятся в Эрмитаже в состве коллекции туалетов последних российских императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Кроме того модельер принимала участие и в создании костюмов к знаменитому «русскому балу», прошедшему в Зимнем дворце в феврале 1903 года. Неудивительно, что у Надежды Петровны одевались самые известные красавицы России: Вера Холодная, Ольга Гзовская, Вера Коралли, «королева танго» Эльза Крюгер и заезжая мировая знаменитость, оперная певица Лина Кавальери - именно в платьях от Ламановой многие известные женщины изображены на портретах великих художников. «Мы ею гордились. Никто не мог сравниться с нею - даже и среди больших французских Домов моды», - писала княгиня Варвара Долгорукая, в своих воспоминаниях называя Ламанову «русским гением элегантности».
Сделав карьеру великосветской портнихи, Надежда Петровна становится ещё и театральным художником. В 1901 году её верный друг, Константин Станиславский, приглашает её создавать костюмы для спектаклей Московского Художественного театра – он хотел, чтобы публика по костюму актрисы легко могла отличить даму из высшего общества от представительницы полусвета. С тех пор и до конца своих дней Ламанова сотрудничала с МХТ, делая костюмы почти для всех спектаклей. Но вершиной её творчества были костюмы для «Анны Карениной» – несколько десятков роскошнейших туалетов… Станиславский ценил дар Ламановой очень высоко. Рассказывали, что после спектакля он нередко «вставал со своего режиссёрского места и шёл через весь зал навстречу Ламановой и целовал ей руки, благодаря за блестящее выполнение костюмов...»
В начале XX века слава Ламановой достигла Европы: в 1902 году она впервые приняла участие в парижской выставке, и сразу же все её работы скупил сам Чарльз Ворт – самое громкое имя мировой моды, одевавший все европейские королевские дворы. С тех пор она не раз демонстрировала свои туалеты за рубежом, и каждый раз - с неизменным успехом.
Когда в 1911 году знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре привёз в Россию свою коллекцию в ориентальном стиле, её демонстрация проходила в ателье Надежды Ламановой. Конечно, Пуаре был наслышан о ней и мечтал познакомиться - в итоге дружба двух известных модельеров продолжалась многие годы. После посещения России француз был в восторге от русских народных костюмов – сарафанов, косовороток, кокошников, шалей и платков – и привёз их в Париж неимоверное количество. Всё это вдохновило известного кутюрье на создание первой в мире коллекции платьев на русскую тему.
Клиентки Надежды Ламановой, вероятно, были бы весьма удивлены тем, какой мягкой и добросердечной может быть их «швейный тиран» вне стен своей мастерской. В её доме на Тверском бульваре часто собирались гости – Надежда Петровна была очень гостеприимной хозяйкой, хлебосольной и общительной. Она прекрасно разбиралась в искусстве и литературе, умела вести беседы и с актёрами, и с художниками, и с режиссёрами… Так, Валентин Серов, знаменитейший художник, был близким другом Ламановой много лет: к 50-летию Надежды Петровны он начал рисовать её портрет, но он так и не был закончен – вернувшись домой после последнего сеанса, Серов скончался от сердечного приступа.
Среди её подруг была и известная меценатка, княгиня Евгения Шаховская, последняя владелица знаменитой подмосковной усадьбы Глебово-Стрешнево. В знак признательности и преклонения перед талантом Надежды Петровны княгиня подарила ей часть усадьбы, имение Елизаветино – в годы Первой мировой войны Надежда Петровна организовала там на свои средства госпиталь для раненых солдат. Впрочем, такие госпитали – в меру своих сил – устраивали многие обеспеченные женщины по всей России: ни одна русская дама не желала прослыть «непатриоткой».
Когда в стране началась революция, Надежде Петровне было 55 лет. Публикации в советской прессе о том, что Ламанова с восторгом приняла революцию, конечно, мало соответствовали действительности: она потеряла всё, что имела – состояние, положение, клиентуру, дом, мастерскую… И начинать заново в таком возрасте было уже сложно.
Но Ламанова была не из тех, кто опускает руки. Она решительно отказалась эмигрировать, отвергла все предложения французских, английских и американских фирм, – не только из-за сестёр, о которых привыкла заботиться, но и потому, что вне России она не представляла своей жизни. И она не просто осталась на Родине, но продолжила свою работу, будто обретя второе дыхание…
Растеряв практически всех своих работниц, Ламанова даже в самые голодные годы не прекращала работу, создавая уникальные наряды из подручных материалов – полотенец, одеял и кусков обивки с сожжённой в холодную зиму мебели. А в 1919 году за дворянское происхождение Надежду Ламанову вообще арестовали и посадили в Бутырку. На выручку ей бросились друзья, и в первую очередь – Максим Горький, чья гражданская жена Мария Андреева в своё время была постоянной клиенткой Ламановой. Через два месяца Надежду Петровну освободили.
В 1923 году Ламанова возглавила только что созданное Ателье мод, где вместе с ней работала художница и скульптор Вера Мухина. И не смотря, на то, что в их распоряжении были лишь самые дешёвые и грубые материалы – полотно, солдатское сукно, бумазея - из них создавались удобные и практичные модели, которые получали премии на многих русских и международных выставках. Так, в 1925 году коллектив мастерской пригласили принять участие во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, где была жесточайшая конкуренция. Но именно коллекция Ламановой – 30 платьев, демонстрировавшихся под девизом «Только новое, простое и удобное!» завоевала Гран-при.
В советские годы Ламанова продолжала шить и на заказ: помимо знаменитых актрис – Ольги Книппер-Чеховой, Лидии Кореневой, Ангелины Степановой, Любови Орловой – среди её клиенток были и жены, и приближенные советских вождей: Полина Молотова-Жемчужная, супруга Луначарского, Александра Коллонтай, Лиля Брик… Сама Ламанова даже в преклонном возрасте оставалась образцом вкуса и элегантности: всегда в безукоризненно сшитом костюме, с маникюром, идеальной прической, благоухая французскими духами, словно бросая вызов времени и всем вокруг…
По легенде, осенью 1941 года Надежда Петровна сказала своей подруге Вере Мухиной: «Знаешь, я скоро умру. У меня осталось всего две капли французских «Коти»… В октябре она должна была эвакуироваться вместе с труппой Художественного театра, но не успела. Сердечный приступ застал её прямо на улице возле Большого театра...
Культурология
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
ПреЛЮДИи чувств
/
Одевала и императрицу, и советских дам… Как Надежда Ламанова стала легендой российской моды. В те ...
ПреЛЮДИи чувств

Многим читателям это понравилось

Огуречные роллы
105ккал. на 100гр.
— свежий огурец (крупный) — 1 шт.
— креветки — 100 г
— яйцо — 1 шт.
— творожный сыр — 2-3 ст. л.
— сливки — 2-3 ст. л.
— пучок петрушки
— листья салата
— соль, пере...
105ккал. на 100гр.
— свежий огурец (крупный) — 1 шт.
— креветки — 100 г
— яйцо — 1 шт.
— творожный сыр — 2-3 ст. л.
— сливки — 2-3 ст. л.
— пучок петрушки
— листья салата
— соль, пере...

Посмотреть ещё 4 фотографии
Девушки Фотостраны, которые знакомятся и общаются в конкурсе «Лицо с обложки»!
Мужчины, опрос для вас:
Мужчины, опрос для вас:
Сайт знакомств для секса в Калаче-на-Дону бесплатно
Сайт знакомств онлайн в Калаче-на-Дону без регистрации
Сайт знакомств в Калаче-на-Дону для брака без регистрации
Сайт знакомств в Калаче-на-Дону с номерами телефонов без регистрации
Сайт знакомств в Калаче-на-Дону кому за 40 без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Калаче-на-Дону с мужчинами
Сайт знакомств в Калаче-на-Дону
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 623 118 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: https://www.youtube.com/watch?v=OAxY8W9A-88&t=1047s
Лучшие публикации