8 января известной актрисе Марине Нееловой исполняется 77 лет. Коллега артистки по театральному цеху, Фаина Раневская так отзывалась о Нееловой: «Её талант нуждается в заботе режиссёра, товарищей по сцене, всех, кто отвечает у нас за театральное искусство, ибо талант — драгоценность». И такие люди находились. Артистка играла в самых известных театрах («Современнике», Театре имени Моссовета) и снималась у мэтров отечественного кинематографа (Георгия Данелия, Никиты Михалкова, Эльдара Рязанова).
Актерскому мастерству Неелова посвятила всю жизнь. После школы она поступила в академию театрального искусства и с тех пор не переставала играть — на сцене и на экране. А вот родители желали ей другой судьбы: отец видел дочь художницей, а мама — балериной. По ее инициативе девочка начала заниматься балетом в 4 года.
В первом классе будущая актриса выиграла классный стихотворный конкурс. Потом школьный. Потом районный и городской. Ученица должна была поехать на Всесоюзный конкурс, а потом — на Кубу. Но родители не отпустили девочку за границу — вместо Кубы она отправилась к бабушке, на Волгу. Зато после этого ее зачислили в кружок художественного слова — полученные умения ей потом отлично пригодились в актерской карьере.
После того, как аттестат о среднем образовании был получен, Марина Неёлова поступила на актерский факультет ЛГИТМиКа. Во время учёбы состоялся и её первый кинодебют – 21-летняя актриса сыграла Принцессу в детском фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка». Партнёром по съемочной площадке был Олег Даль. Как позже актриса призналась, на первых в своей жизни пробах она чувствовала такой страх, что защитной реакцией стала чрезмерная раскованность. Так что съёмочная группа поразилась наглости дебютантки. «Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты», — вспоминала актриса.
ак случалось и позже – еще в институте характер Нееловой называли стервозным, а сама она заявляла: «Надо сказать, что в отличие от театра, где никто мне не говорит, что у меня ужасный характер, в кино, пожалуй, думают именно так. Хотя я считаю, что характер у меня не ужасный, а он у меня просто есть. Но так или иначе, мои встречи с режиссерами в работе почти всегда упираются в споры, что вызывает у режиссеров негодование».
Во многих случаях это было лишь способом отгородиться от окружающего мира – актриса всегда была довольно закрытым человеком и близко к себе подпускала немногих. Ее коллеги по театру говорили, что «она – та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, выпуская наружу злобные слова, словно роза – шипы».
Для Нееловой театр всегда оставался на первом месте. По ее признанию, она пошла в кино для того, чтобы попасть в театр. Благодаря успеху первой киноработы актрису заметили и пригласили в Москву, в Театр имени Моссовета, а позже – в «Современник», который стал для нее вторым домом. Так в 25 лет коренная ленинградка стала москвичкой. В кино она продолжала сниматься, но при этом отказывалась от многих предложений. Неелова это объясняла так: «Самый мой любимый фильм – «Монолог».
А нелюбимые я даже не хочу вспоминать. Они есть, и я вообще в последнее время боюсь сниматься в кино. Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть. И, к ужасу своему, я понимаю, что это так и будет продолжаться. Кого-то одного винить нельзя...».
Сама себя Марина Неелова красавицей не считала, и когда она впервые, еще в институте, обратила внимание на то, сколько вокруг красивых актрис, решила, что ей «надо брать чем-то другим». При этом и на публику, и на режиссеров, и на коллег она действовала просто магнетически. Один из театральных критиков о ней писал: «По сцене она двигается, как беспокойная кошка... У нее голос избалованной девочки и эротичная внешность, которая электризует публику».
Мужчины всегда обращали на нее внимание, и актрисе приписывали романы буквально со всеми ее партнерами по съемочной площадке. Однако эти романы были только на экране, а о том, что происходило в ее личной жизни, никто не догадывался. Для многих стало шоком, когда годы спустя Марина Неелова призналась в том, что в 37 лет у нее случился роман с 21-летним шахматистом Гарри Каспаровым. Они были вместе 2 года, но он жил в Баку, она – в Москве, он был полностью сосредоточен на своей начинающейся карьере, и семья в его планы не входила. Поддавшись уговорам матери, Каспаров расстался с актрисой. А она родила ему дочь Нику, родства с которой он так и не признал. Неелова не смогла простить ему этого предательства и навсегда прекратила с ним общение.
Тем временем актерская карьера Нееловой была на пике – в год расставания с Каспаровым она получила звание народной артистки РСФСР, спустя год актриса сыграла главную роль в фильме «Дорогая Елена Сергеевна», которая подняла ее на новую волну популярности, сравнимую с успехом «Осеннего марафона» в 1979 г., 9 лет назад. Казалось, ей были подвластны все роли и все амплуа. Сама она говорила, что больше всего ценит те роли, которые были наиболее далеки от ее внутренней сути, – ведь именно этим и можно измерить уровень актерского мастерства. Очень требовательный и скупой на похвалы Андрей Тарковский в своем дневнике о ней писал: «Очень хорошая актриса Неелова – первый класс».
В кино она редко играла счастливых женщин, а в жизни эта роль ей досталась – правда, только после 40 лет. В 40 актриса родила дочь, а спустя 2 года познакомилась с дипломатом Кириллом Геворгяном, который стал ее мужем и остается рядом с ней до сих пор.
олько с ним Неелова наконец узнала о том, что такое настоящее семейное счастье. В 1990-х актриса провела 3 года во Франции, в 2000-х – 6 лет в Нидерландах, где ее супруг служил послом. А во время приездов в Москву она продолжала выходить на сцену театра «Современник», где спектакли специально подстраивали под ее график.
В последнее время Марина Неелова снимается в кино очень редко, за последние 10 лет вышло всего 2 работы с ее участием – сериал «Предлагаемые обстоятельства» в 2009 г. и трагикомедия «Карп отмороженный» в 2017 г. Зато ей наконец удалось найти необходимый баланс между работой и личной жизнью, ведь вплоть до 40 лет все свои силы она отдавала профессии.
А сегодня Неелова признается: «Позволяю себе все, что может доставить мне радость или счастливые мгновения! Не уверена, что счастье рассчитано на всю жизнь, но, может быть, именно этим оно и ценно». Остается только поздравить замечательную актрису с праздником и пожелать ей, чтобы это ощущение счастье оставалось с ней всегда!
Здесь выдают
ставки
ставки
Неурожайка тож...
Некрасов.
Следующая запись: И даже чайник шумит по-разному... Утром – торопливо и бодро. Вечером – сыто и умиротворённо.
Лучшие публикации