Их любовь, горькая, как дикий мед, не была похожа на другие. Все шесть лет, которые Валентина Малявина прожила с Александром Кайдановским в гражданском браке, они постоянно ссорились, расходились, мирились и вновь ссорились. Они не могли прожить друг без друга даже несколько дней. Но и вместе им было невыносимо трудно.
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону в семье сотрудника КГБ Леонида Кайдановского, для которого самым главным в жизни было соблюдение правил. Чего нельзя сказать о его жене, красавице и хохотушке, предпочитающей дух анархии. Однажды, решив стать актрисой, она бросила семью и уехала в Москву. Спустя некоторое время мама Саши вернулась ни с чем, и любящий муж все ей простил. В конце 50-х годов в семье разыгралась еще одна драма — отца выгнали из органов, а мать каждый день стала приходить домой с новым провожатым. Отец безумно ревновал и постоянно хватался за табельное оружие.
В 1961 году Кайдановский был принят в Ростовское училище искусств, а после окончания попал по распределению в Ростовский театр. На первой же репетиции молодой актер потребовал от худрука главную роль. Не получив желаемого, он развернулся и уехал покорять Москву. В 1965 году блестяще сдал экзамены в Школу-студию МХАТа, став единственным студентом, который бросил это престижное учебное заведение, не проучившись и месяца. «Не могу я там, портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя», — объяснял свой поступок Кайдановский. Затем он поступил в Щукинское училище, но и там моло; дому актеру показалось скучно. «Подыхаю с тоски», — почти каждый день писал он любимой девушке.
В 1966 году Александр Кайдановский женился. На свадебной фотографии, хранящейся в архиве его первой жены Ирины, жених задорный и веселый, а невеста в пышной фате едва сдерживает слезы: «Я здесь грустная, Сашке обручальное кольцо еле-еле на мизинец налезло».
В 1973 году молодого актера призвали в армию. Местом его службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он сыграл свою первую звездную роль поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Во время съемок Кайдановский поссорился с режиссером из-за трактовки сложного образа, который ему предстояло воплотить на экране. За это рядовому Кайдановскому пришлось отсидеть «на губе» и выходить на съемочную площадку только в сопровождении конвоя. Но и здесь Кайдановский проявил характер. Он отказался принимать участие в съемках до тех пор, пока Михалков не принесет ему свои извинения. Это противостояние длилось очень долго, и поскольку картина вышла на экран, значит, молодой амбициозный актер добился невозможного. После выхода фильма в широкий прокат артист проснулся суперпопулярным. Слава опьянила его. Кайдановский любил посидеть за столиком в дорогом ресторане. Небритый, полупьяный, в ослепительно-белом костюме, он читал вслух стихи Арсения Тарковского. А если кто-то из посетителей пытался сделать ему замечание — сразу же бросался в драку.
В эти годы актер получил условную судимость (статья «Злостное хулиганство»). В семейной жизни у него намечался полный разлад. Ира часто плакала и грозилась уехать к маме в Ростов-на-Дону. Кайдановский не угрожал, он просто ушел однажды к другой женщине, актрисе Валентине Малявиной.
Многие близкие друзья актера считают, что ни с какой другой женщиной его не связывала такая страсть и душевная близость, как с ней. Конечно же, к Малявиной относились по-разному. Но в одном ее коллеги и друзья были единодушны: Валентина была неправдоподобно красива. Особенно поражали ее глаза — два огромных, глубоких омута. Многие актрисы завидовали ее судьбе, считая Малявину очень счастливой, и завидовать действительно было чему.
Валя родилась в очень обеспеченной и благополучной семье. Ее отец, политработник, дослужился до генерала. Детство Малявиной прошло на Арбате, где ее родители жили в огромной по тем временам квартире, в их распоряжении была машина с персональным шофером и дача. Девочка училась в престижной школе, расположенной возле посольства США. Когда Валя подросла, то почувствовала, что имеет огромную власть над парнями. 17-летней девушке удалось покорить сердце знаменитого арбатского хулигана Саши Збруева. Их роман развивался стремительно. И через месяц Малявина забеременела. Влюбленные поженились, но спустя какое-то время Валя потеряла ребенка по вине матери и свекрови: они обманом заставили ее пойти к врачу, и тот сделал укол, после которого случился выкидыш. Збруев очень хотел ребенка и, не поверив жене, сильно избил ее. С этого момента в их семейной жизни наступил разлад. Хотя супруги и продолжали жить вместе, они почти не виделись, пропадая в киноэкспедициях. Збруев уехал на съемки фильма «Мой младший брат», а Малявина снималась у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве».
Это время она по праву могла назвать счастливым. К 19-летней актрисе пришла новая любовь. Тарковский полностью перевернул ее жизнь. Их роман не выходил за рамки платонического. Сама актриса признавалась: «Наши отношения были даже более сексуальными, томительными, чем если бы мы делили одну постель. Хотя никто не верил в чистоту наших чувств, никто». Их роман продлился недолго.
Вскоре Малявину утвердили на главную роль в фильме «Подсолнух», режиссером которого был Павел Арсенов. Он покорил актрису поразительным сходством с Жаном Маре. Чувство было настолько сильным, что Малявина впервые решилась на развод. Вместе со своим новым возлюбленным она пришла к себе домой и сказала мужу: «Вот, Саш, случилось то, чем ты меня долго мучил. У меня появился другой мужчина, женой которого я буду».
И вскоре она вышла замуж. Поначалу этот брак был очень счастливым. Валя родила девочку, но ребенок погиб в роддоме от заражения крови. Чтобы как-то заглушить боль, Валентина начала понемногу выпивать: «Тогда я подружилась с коньяком. По полстакана в день выпивала стабильно. Павлик тоже много пил. Появилась пустота в душе. Со временем ее заполнила любовь, но не к Павлу, а к Александру Кайдановскому.
Началось всё с того, что Арсенов встретил Кайдановского на улице и пригласил его в гости. Молодой актер смешался, густо покраснел и еле выдавил из себя согласие. Но в назначенное время так и не пришел. Позднее он так объяснял свой поступок: «Валя, я давно втайне тебя любил, ходил на все твои спектакли, но прийти к Павлику, который так чутко ко мне отнесся, не смог...». Новый повод пригласить Кайдановского в гости появился, когда Павел Арсенов привез со съемок, проходивших в Болгарии, два ящика коньяка «Плиска». Супруги решили позвать близких и друзей в гости. Малявина сама позвонила Кайдановскому в общежитие. «Вахтер позвал Сашу, и я, — вспоминала актриса, — в приказном тоне: "Бери машину, приезжай к нам". Мы мило провели вечер втроем: пили коньяк, Павлик пожарил мясо, слушали музыку. Ничего особенного, но именно тогда между мной и Сашей проскочила искра».
Но само чувство разгорелось намного позже. Малявина и Кайдановский должны были вместе сниматься в картине «Красная площадь». Выехав на съемку, актеры случайно оказались в одном купе. Позднее в своей книге «Услышь меня, чистый сердцем» Валентина Малявина вспоминала: «Было прохладно, и Саша попросил меня лечь. Накрыл одеялом, приобнял — мне стало тепло, уютно. Так молча мы и ехали до самого Ярославля... После стала навещать его в общежитии: сидим в маленькой комнатке, болтаем, смеемся. Вдруг раз, утонули взглядами друг в друге. И молчим — зачем слова, когда все ясно».
Они стали близки не сразу. Впервые влюбленные были вместе в мастерской у скульптора Лавинского. «Мы лежали обнаженные и долго-долго молчали, поняв, что "влипли друг в друга всерьез"», — рассказывала Малявина. В дальнейшем развитию их отношений помогло романтическое приключение в Новосибирске, куда Театр им. Вахтангова приехал на гастроли. Провожая Валентину в гостиницу, Кайдановский случайно встретил своего старого друга. Обрадовавшись встрече, тот пригласил влюбленных к себе на дачу, чтобы там отметить день рождения. Кайдановский и Малявина охотно согласились. Дача стояла в лесу. Поужинав, отправились на прогулку. Они целовались, а потом догоняли друг друга, отойдя далеко от дачи. Поняв, что окончательно заблудились, Кайдановский и Малявина залезли в чужую дачу и провели там ночь. Проснувшись утром, они поняли, что дача принадлежала одному из высоких государственных чиновников. Чудом им удалось выйти за пределы охраняемой автоматчиками территории.
Приехав в Москву, Валентина честно призналась мужу о своей близости с Кайдановским. Павел Арсенов смог только произнести: «После потери доченьки ты заполнила вакуум Сашей. Все пройдет». И ни слова упрека. Больше эта тема никогда не обсуждалась. Спустя некоторое время Арсенов уехал в Ялту снимать кино.
А Малявина окончательно перешла жить к Кайдановскому. Постоянного жилья у него не было. И влюбленные устроились в мастерской Лавинского, которого Александр считал вторым отцом. Постелью им служил только матрац-пуховик, положенный прямо на пол. Ванную, которую скульптор использовал для отмывки статуй, они вычистили, и, наполняя водой, подолгу плескались в ней, как расшалившиеся дети. К ним приходили и первая жена Кайдановского Ира, и муж Малявиной, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, определить, как жить дальше. Валентина вспоминала: «Павлик не давал мне развода, просил: "Не торопись, вот я начну новую картину, приедешь ко мне с Сашей. Хочешь, снимайся, хочешь — нет. Но не афишируй, что мы не вместе". Павлик был воспитан в патриархальном духе. Для него много значило общественное мнение. Меня оно не волновало, но ранить Павлика не могла. Ира решила уехать обратно в Ростов... Я ей сказала: "Сашу у тебя не отбираю, с Павликом не расхожусь, а ты решай сама"».
Кайдановский не пускал Валентину к мужу, запирал двери на ключ. Однажды зимой его возлюбленная перелезла на соседний балкон. Кайдановский искал ее на земле, боясь самого страшного, а она в это время в теплой компании пила вино.
Александр очень хотел, чтобы Валентина стала его женой. Он даже повез ее в Ростов, чтобы познакомить с родителями, представив как свою жену. Актер часто повторял: «Странное дело, я холостой, ты замужем за другим, а все принимают нас за супругов...» Кайдановский очень любил Малявину и не замечал разницы в возрасте (Валентина была старше его на пять лет). Актер искренне недоумевал, когда она начинала переживать по этому поводу: «Дура ты, Валентина, какая разница, если я тебя хочу».
Однажды они вдвоем решили уйти из жизни, как Ромео и Джульетта. Валентина вскрыла себе вены, к счастью, неглубоко. Поняв, что любимый не решается сделать то же, она помогла ему. И резанула так, что крохотная квартира на Таганке была залита кровью. После этого они двое суток провели в больнице.
Благодаря Малявиной Кайдановский снялся в культовом фильме «Сталкер». Известная актриса вспоминала: «Однажды сидим с Сашей в ресторане ВТО, оборачиваюсь — вижу Андрюшу Тарковского. Он отозвал меня. "Твой кавалер — кто такой? У него уникальное лицо. Я бы хотел его снять". И через какое-то время Андрей пригласил Сашу на главную роль в "Сталкере"». Об этих съемках актер очень не любил рассказывать. К тому же он избегал каких-либо расспросов о Тарковском. Работа над фильмом была очень тяжелой. Картину два раза переснимали с разными операторами.
Фильм вышел на экраны, превратив Кайдановского в культового актера. После триумфа пришла пустота. «Я ни кем не могу быть после Сталкера, — жаловался Кайдановский близким друзьям. — Это все равно, что, сыграв Христа, взяться за роль главного бухгалтера».
А дома по-прежнему не ладилось. Очень часто Александр устраивал сцены, запрещал любимой красиво одеваться, а на работу она могла выходить только в длинном свитере, совершенно скрывающем фигуру. «Он ревновал меня к театру», — позднее признавалась актриса.
Вместе им действительно было очень трудно. У каждого сложный, непредсказуемый характер. «Когда меня начинало буквально трясти от него, — рассказывала Малявина, — хлоп дверью — ухожу. Через месяц возвращаюсь». Бесконечные ссоры не прошли бесследно. В их отношениях постепенно наметился надлом. И Валентина первая изменила. Во время съемок в Одессе у нее возник бурный роман с актером Иваном Гаврилюком. Доброжелатели, конечно, тут же рассказали об этом ее гражданскому мужу, а Кайдановский в отместку завел роман с красивой стюардессой.
Александр всегда мечтал о ребенке и очень хотел, чтобы Валентина родила ему дочь. Она несколько раз беременела, но никогда не признавалась в этом своему любимому, а просто делала аборт. «Он был слишком непредсказуемым», — объясняла свои поступки Малявина.
Все годы, пока они были вместе, Кайдановский настаивал на том, чтобы Малявина стала его женой. Но она вообще не хотела выходить замуж. Александр говорил: «Мы губим себя. Ты веришь в Бога, а Бог есть любовь. Он подарил нам любовь, а мы ведем себя кое-как. Если сегодня же, сейчас же мы не будем вместе, то все закончится скверно». Кайдановский и Малявина со времени первых измен хоть и жили под одной крышей, но постепенно становились чужими людьми. У каждого была своя жизнь.
Со своей будущей женой Евгенией Симоновой Кайдановский познакомился благодаря именно Малявиной. Женя еще со школьной скамьи была без ума влюблена в известного актера. Кайдановский женился на ней, надеясь, что ее любовь спасет его от одиночества. К этому времени Малявина подала на развод с Павлом Арсеновым. «Я уже со столькими переспал, а ты только развелась. Опять девушка на выданье», — с горечью говорил Валентине бывший любовник. Спустя некоторое время брак Кайдановского стал распадаться. Малявина как могла пыталась сохранить его семью: «Саша начал мучить Женю ревностью (точь-в-точь, как до этого меня). Я уж ругала его, ругала: "Зачем себя растравляешь, очнись. У вас только-только дочь родилась. А ты... опять идешь в никуда. Бабье тебя окружит, прихлебаи..."». Но Кайдановский все-таки ушел из семьи.
А Малявина жила своей жизнью. «Никого я не любила так, как Сашу», — говорила актриса. По иронии судьбы он сам познакомил бывшую возлюбленную с начинающим артистом Стасом Жданько, даже не подозревая о том, какую страшную роль сыграет этот человек в ее судьбе. Поймав взгляд Стаса, устремленный на Валентину со сцены, Александр произнес: «Все, это гибель. Или моя, или его». Молодой актер стал очередным любовником Малявиной. В своих мемуарах актриса вспоминала: «Стас был странным. Он жил в комнате, на стене которой висели ножи, топоры. В свой собственный автопортрет в область лба Стас вбил гвоздь. Однажды взял топор и разбил зеркало. Я очень испугалась. Потом он обнял меня и сказал: "Не бойся, я убил себя прежнего, такого, каким был до тебя"».
Спустя годы трудно объяснить, что же произошло в тот роковой вечер, когда Стае Жданько был обнаружен мертвым на кухне. Экспертиза установила, что молодой актер зарезал сам себя кухонным ножом, и дело закрыли. Но спустя пять лет после этих трагических событий Малявина вновь была арестована: «Все пять лет меня подозревали. Я ушла из Театра им. Вахтангова. Помогали друзья. Ко мне в парикмахерской как-то обратилась Галина Брежнева. Советовала уехать за границу: "Мы тебе верим, но как только папа умрет, тебя сразу посадят". Но я не могла все бросить... Однажды ко мне пришли. Провели обыск, а затем меня увезли в Бутырку, и больше я не возвращалась». Состоялся суд. Близкие друзья свидетельствовали в пользу Малявиной. Конечно же, среди них был и Кайдановский, который своими показаниями только запутал следствие. «Во всем виноват Достоевский», — сказал он.
Известная актриса была осуждена на девять лет, но отсидела только четыре с половиной года. Выйдя на свободу, Валентина вернулась домой. Среди немногих друзей, которые поддержали ее в это трудное время, был Александр Кайдановский.
Любовь к мужчине стала трагедией всей жизни этой красивой женщины и талантливой актрисы. Но она ни о чем не жалеет, потому что именно любовь и помогла ей эту трагедию пережить. Не погибнуть, скатившись в бездонную пропасть подлинной беды, а возродиться.
Александр Кайдановский так и остался для Валентины Малявиной человеком-загадкой, неземным, сложным, необъяснимым и в то же время самым родным и близким.
Следующая запись: 7 сентября — день Внуков и Внучат! Поздравления всем, кто имеет эту Радость!!! Здоровья, ...
Лучшие публикации