Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
ЧТО НАША ЖИЗНЬ - ИГРА?...

"Я предпочел бы умереть, чем не играть."
А.С.Пушкин

До нас дошли воспоминания Николая Гоголя о его первой попытке познакомиться с Пушкиным. Без приглашения, но с великим почтением, молодой Гоголь пришёл к дому поэта и позвонил в звонок. Он робел так сильно, что по пути даже выпил для храбрости. Но слуга не доложил о посетителе.

— Почивают.
Время сна уже давно прошло, и Гоголь взволнованно спросил:
— Верно, всю ночь работал?
— Как же, работал, — отвечал слуга, — в картишки играл!
* * *
Кстати, азартные игры, подобные банку, в России были запрещены. За игроками велось наблюдение, их имена докладывали лично императору. В полицейском «картёжном списке» поэт значился под номером 36. Существует литературный анекдот о Пушкине, который объяснял императору Николаю I:
— Карты спасают меня от хандры!
— Но что ж после этого твоя поэзия? — удивлялся государь.
— Она служит мне средством к уплате карточных долгов, Ваше Величество.
*****
Несомненно, страсть к картам приносила Пушкину неприятности: отнимала и время, и деньги, и, возможно, здоровье. Но, вместе с тем, благодаря этой страсти появились на свет произведения, без которых мы не мыслим пушкинского наследия. Надо признать: помимо долгов и сомнительной репутации, игра давала поэту пищу для творчества, вдохновение.

Удивительно, но иногда он умудрялся, чуть ли не одновременно, и работать, и играть. Эпиграф к "Пиковой даме", вспоминала Анна Керн, был создан буквально за ломберным столом. Причём, даже не на столе, а на рукаве мелом записал поэт знаменитые строчки:
"А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули - бог их прости! -
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом,
Так, в ненастные дни,
Занимались они
Делом."

Появились бы "Пиковая дама" или повесть "Выстрел", не имей Пушкин страсти к азартному банку?
Такие произведения могли быть написаны только настоящим игроком, знающим о картах не понаслышке, знакомым с победами и поражениями. Даже самый первый прозаический опыт Пушкина, отрывок "Наденька", и тот описывает игорный дом: "Тузы, тройки, разорванные короли, загнутые валеты сыпались веером, и облако стираемого мела мешалось с дымом турецкого табаку"...

"...При дворе нашли сходство между старой графиней
и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся".
А.С.Пушкин, 1834 г.

Мистическая повесть "Пиковая дама" была написана Пушкиным в 1833 году.
Написанию этой повести предшествовал рассказ князя Сергея Голицына о своей бабушке. Родившаяся при Елизавете, блиставшая при Екатерине и Павле, увенчанная высокими почестями при Александре и Николае. Молодые годы Княгиня долго жила в Париже, была тепло принята дворе Марии Антуанетты. Ее величали Московской Венерой. Ей оказывал знаки внимания английский король Георг II и даже подарил свой портрет с автографом. В Париже у княгини был прекрасный особняк. Балы, приемы, воспитание подрастающих детей... и любовь к картам.
По легенде, именно парижская жизнь и стала причиной "подпорченной" репутации Голи­цы­ной. Якобы там она познакомилась с алхимиком и масоном Сен-Жерменом. Тот был вхож в самые модные парижские салоны, представлен Людовику XV, на глазах у которого якобы создал крупицу золота. Чушь, конечно, но в Париже в могущество Сен-Жермена верили. Равно как и в то, что алхимик умел превращать медные монеты в золотые и знал рецепт эликсира вечной молодости.
Внук Сергей Голицин поведал, что Наталья Петровна будто бы получила в дар от алхимика тайну трех карт, с помощью которых можно выиграть любую сумму денег. Мол, если играть в фараон (эта популярная в XVIII–XIX веках карточная игра известна также как штосс) и ставить на тройку, семерку, туза, то проиграть невозможно. По легенде, Сергей Голицын признался Пушкину, что однажды он попросил у бабки денег, чтобы вернуть крупный карточный долг, а вместо этого получил сен-жерменский секрет. Внук послушно поставил на указанные карты и отыгрался. Услышав эту историю, Пушкин практически без изменений вложил ее в уста Томского — одного из героев "Пиковой дамы".
Княгиня Голицина умерла в один год с Пушкиным, не дожив всего четырех лет до своего столетия.
Повесть начинается карточной игрой у конногвардейца Наумова. По завершении игры некий Томский рассказал присутствующим о своей бабушке, знакомой с тем же графом Сен-Жерменом. Друзья посмеялись, не восприняв этот рассказ всерьез, но присутствующий во время игры Германн воспринял рассказ близко к сердцу. Это молодой человек, с довольно неустойчивой психикой, тяжело воспринимавший свою бедность. Он жил на жалование, и не мог позволить себе играть. Но некие тайные мечты его удерживали в обществе игроков. Можно предположить, что он, наблюдая за игроками, делал анализ и мечтал разгадать арифметику игры.

Томский, один из участников игры и внук старой графини, довольно метко охарактеризовал Германна Лизавете Ивановне, заметив: "Этот Германн— лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля".
Он все-таки не лишен ума и здравого смысла. Расчет, умеренность и трудолюбие помогли ему сколотить небольшой капиталец, который он весь поставил на кон.

N.B.: Когда великий поэт умер, после него осталось 60 000 рублей долгов. Огромная сумма. Как известно, долги эти заплатил царь Николай I. Как обычно, в официальной биографии Пушкина не акцентируется внимание на том, что это были за долги, а долги были по большей части карточными. И действительно, странно было бы, если б это были долги, связанные с нуждой в деньгах на жизнь. Хоть Пушкин богат и не был, но издатели платили ему по двадцати пяти рублей за строчку. За одну строчку! Так что, если бы не карточная игра, Александр Сергеевич отнюдь бы не нуждался...
ЧТО НАША ЖИЗНЬ - ИГРА?... "Я предпочел бы умереть, чем не играть." А.С.Пушкин До нас дошли ...
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх