ВЛАДИСЛАВ ДВОРЖЕЦКИЙ
Жестокий белогвардейский генерал Хлудов ("Бег"), политический ссыльный Ильин ("Земля Санникова"), пилот Бартон ("Солярис") и еще масса ролей в фильмах "Возвращение святого Луки", "Капитан Немо", "За облаками небо", "Возврата нет", "Легенда о Тиле", "Юлия Вревская". Всё это далеко не полный перечень работ Владислава Дворжецкого. Актера особенного, мало похожего на других.
У него и образование было не такое, как у всех. Всего лишь театральная студия при Омском ТЮЗе. Возможно, необычайный талант был с самого начала заложен родителями Владислава: отец - драматический актер, мать - балерина. Кроме всего прочего, судьбой была начертана магия бесконечного везения. И потому все в его жизни складывалось как будто по мановению доброго ангела-хранителя.
Поначалу он выбрал профессию медика. Даже в армии два года отработал полковым фельдшером. Но именно мать подтолкнула его к сцене. Хотя в родном Омске перспективы стать известным были невелики. Путь из Сибири в столицу тоже был чистой случайностью. Режиссерам А. Алову и В. Наумову, задумавшим съемки "Бега" по роману М. Булгакова, попалась на глаза фотография неизвестного актера. Мнение было единодушным: таким и должен быть Хлудов! Не смутило постановщиков даже то, что пятидесятилетнего белого генерала будет играть тридцатилетний "неоперившийся" юнец, рядом с которым на съемочной площадке были такие гиганты, как Алексей Баталов и Михаил Ульянов.
Дворжецкий целиком и полностью отдал себя в руки режиссеров, которые лепили из него человека, впадающего на каком-то отрезке жизни в оцепенение, и вдруг становящегося абсолютно одиноким, как бы смотрящим внутрь себя. Актер не стал играть жестокосердного генерала - он стал им жить. Он мог долго молчать и не видеть никого вокруг. Мира для него не существовало. Не так уж много у нас актеров, умеющих талантливо молчать. Таким великим немым и был Дворжецкий. На него нужно было смотреть близко, в упор, лицо в лицо. Все было написано на губах, в глазах, в малейшем движении бровей, подбородка. Его Хлудов - человек, существующий на грани жизни и смерти. Говорят, что он играл его даже без грима, а шинель на его роскошной фигуре сидела безукоризненно.
Доказательством тому, что в российском кинематографе появился особенный мастер, стало приглашение молодого омского актера в фильм "Солярис" на роль пилота Бартона. Тарковский кое-кого в свою команду не звал. И сыграть у него уже означало попасть в первый эшелон кинозвезд.
Ситуация у Владислава была непростой - намечались съемки картины, где ему предстояло сыграть вместе с отцом - давняя семейная мечта. Владислав выбирает "Солярис", тем самым смертельно обидев отца.
После выхода картины в прокат для Дворжецкого были распахнуты все съемочные площадки, в том числе и зарубежные. Знак высокого признания - его портреты появляются на обложке журнала "Советский экран".
Следующая картина - "Земля Санникова" - стала еще одним бурным его успехом. Правда, работа шла тяжело - атмосферу на съемочной площадке нельзя было назвать творческой из-за бесконечных споров и скандалов. Владиславу не нравилась манера режиссеров, его поддерживал и Олег Даль, чей характер был тоже не больно покладистым. Кое-как картину отсняли...
Настало время, и омская глава жизни была закрыта - наступила столичная. Первое время вновь взошедшая на киноолимп звезда жила, еле сводя концы с концами: ни квартиры, ни денег. Даже солидный гонорар за фильм "Бег" пришлось потратить на алименты детям.
А их у актера уже было трое: от первой жены - сын Александр, от второй - дочь Лидия, от третьей - сын Дмитрий. Ему суждено было еще раз пойти под венец, женившись по большой любви в четвертый раз, правда, детей от брака с Натальей Литвиненко у него не было. Собственную квартиру Владислав купил именно тогда и сразу вызвал из Омска мать и старшего сына.
Прекрасные отношения были у Владислава и со сводным братом Евгением, тоже известным киноактером. Нежно любил он даже свою мачеху.
Вроде бы можно было жить спокойно и счастливо. Но неожиданно обнаружились нелады с сердцем. Первый звонок прозвучал в 1978 году, когда он был на съемках очередного фильма в Ялте. Инфаркт. С трудом выкарабкался, получив строгое предупреждение медиков - не перегружаться. Съемки же продолжались, как и бесконечные поездки с концертными бригадами по стране. (Тоже ради денег!) В тот же год - второй инфаркт!
Но ни о какой реабилитации Дворжецкий не хотел слышать и продолжал свой безумный "бег", точно знал, что времени ему отведено немного.
Одна из гастрольных поездок должна была быть затяжной. Неожиданно он вернулся раньше времени. Дома объяснил так: "Просто соскучился". Через два дня поезд снова увозил его. И прозвенел последний звонок. В гомельской больнице врачи пытались сделать невозможное - не получилось.
Дворжецкий, как и его брат, ушел из жизни в 39 лет. Совпало и то, что причиной была автокатастрофа. Только Евгений погиб под колесами автомобиля, а Владислава вытащили из-под автообломков живым. Но перенесенный стресс убил сердце. Похоже, что на этот раз его ангел просто устал его спасать. Надо ли ему было все время бежать и бежать? От женщин, от обстоятельств...
Интересны заметки о нем режиссера Владимира Наумова, который его нежно, по-отцовски любил: "Владик особенный. Он уникален, обладая магическим, даже мистическим, свойством притягивать внимание к себе. Он обладал даром внутренней тишины и был зачарован своей немотой". Это был очень сильный человек с марсианской внешностью, а как актер умел жить жизнью своих героев, принимая на себя их ошибки, их преступления".
"Я не оправдывал палача Хлудова, - писал в своих дневниках Дворжецкий. - Есть сила, ум, энергия, но происходит крушение человека, он становится палачом и за это платит". Вот и он заплатил за свое везение столь быстрым концом, открывшим ему дорогу в бессмертие.
Andrey Inockin
Следующая запись: Аромат пленил...))
Лучшие публикации