Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
ФЕНОМЕН ПОРТРЕТА
Впервые о "феномене портрета" заговорил сто лет назад, в начале XX века, молодой тогда писатель Корней Чуковский. Был он юношей любопытным и падким на острое словцо. Вот и на одном из художественных вечеров шутливо попенял мэтру русской живописи Илье Ефимовичу Репину: "Что за зловещая сила в ваших портретах? Кого не изобразите, всяк тотчас и помрет!" Все заулыбались - в начале XX века модно было декаденство с его культом мистики. Однако в глубине души каждый из присутствующих тотчас же припомнил, что в словах молодого шутника была большая доля правды, о которой, впрочем, было не принято говорить открыто.
Между тем давно было подмечено, что великий Репин с трудом находит себе натурщиков. Мешает плохая слава: не живут долго изображенные. Уж на что бурлаки - люди здоровые! Да и то - те, кого художник рисовал на этюдах для своей картины "Бурлаки на волге", быстро перебрались в мир иной. А с "натурщиками" великого полотна "Иван Грозный и его сын Иван" вообще трагедия приключилась. Художник Мясоедов, с которого Илья Ефимович написал царя-убийцу, и сам в гневе чуть не убил своего малолетнего сына, которого, между прочим, звали так же, как и беднягу царевича, - Иваном. Пришлось приятелю Мясоедова, пейзажисту Киселеву, забрать мальчишку от греха подальше и воспитать в своей семье. Еще ужаснее оказалась судьба писателя Гаршина, которого Репин уговорил позировать для образа "убиенного царевича": он сошел с ума и покончил с собой, бросившись в пролет лестницы.


Но хуже всего выходило с "героями" портретов. Написал, например, Репин портреты Мусоргского, Писемского, Пирогова, итальянского мастера сцены Мерси дьАржанто - их тут же и не стало. Конечно, можно было бы вспомнить, что Мусоргский слыл запойным пьяницей, Пирогов давно болел, а Аржанто был весьма невоздержан в удовольствиях. Но загадка их ухода из жизни непосредственно после художественного сеанса у Репина поражала. Дошло до того, что известный собиратель живописи, создатель Третьяковской галереи Павел Третьяков решил не заказывать Репину портрет престарелого поэта Тютчева. Но все же не сдержался - заказал. И что бы вы думали? Едва художник взялся за кисть, поэт заболел и вскорости помер.
Среди художников поползли мистические догадки: мол, "Репин обладает необычайной способностью переплавлять в краски живую кровь и плоть. У него реализм становится жуткой реальностью".


Заказ общественности
Репин, конечно, ни в какую мистику не верил. Но однажды на очередной выставке художник услышал, как один из зрителей, переходя от портрета к портрету, шепчет:"Этот помер, и этот помер, и этот..." И тут же другой зритель, узнав Репина, повернулся к нему и проговорил с сарказмом:"Господин художник, что ж вы гениев нашей культуры рисуете? Написали бы лучше членов Государственного Совета!" остальные посетители выставки поддержали сарказм "любителя живописи": "госсоветчиков" все ненавидели.
Вскоре Репину действительно поручили написать огромное монументальное полотно "Торжественное заседание Государственного Совета". Работа оказалась выматывающей. Хотя живописцу помогали художники Б.Кустодиев и И.Куликов, Репин в процессе создания столь масштабного полотназаболел. Картина оказалась законченной только к концу 1903 года. И...тут же начались всяческие революционные волнения, а в 1905 году - первая русская революция. И что бы вы думали? Почти все изображенные стали ее жертвами - кто поплатился постами и званиями, а кто-то и самой жизнью. Вот вам и заказ общественности!
Как-то раз, вспомнив о мистических особенностях кисти Репина, модный в то время писатель О.П.дьОр умоляюще-карикатурно обратился к Репину:"Илья Ефимович, сделайте милость, изобразите Столыпина! Уж так он всех достал!" Присутствующие дружно засмеялись. Но какова же была оторопь той же интеллигенции, когда через некоторое время Саратовская дума заказала Репину портрет Столыпина. Едва Илья Ефимович успел закончить работу, Столыпин отправился в Киев, где его и застрелили.


Немного истории
Может только кисть Репина оказалась такой роковой? А как обстаит дело с портретами других живописцев - хотя бы самых известных?
Вот небольшой экскурс в историю. Как известно, великий Рембрандт обожал свою жену Саскию и сына Титуса, часто их изображал. Помните сверкающий счастьем "Автопортрет с Саскией на коленях"? так вот, бедная Саския скончалась, не дожив до тридцати, а потом умер и любимый сын Титус.
Почти на всех своих полотнах изображал любимую суптугу Изабеллу Бранд и великий Рубенс. Она тоже недолго прожила. Как и любимая жена Василия Сурикова - Мария, которую художник то и дело писал на своих исторических полотнах (вспомните, например, полотно "Меншиков в Березове": именно Мария сидит, закутавшись в шубку, изображая больную младшую дочь опального Меншикова). И вновь - "совпадение": дочь самого Сурикова, названная в честь матери Марией, скончалась вскорости после написания трагического полотна. Таких роковых совпадений в истории живописи множество.
Зато с полотнами не столь талантливых художников мистические истории случаются редко. И тут вспоминаются примечательные строки из дневника герцога Веллингтона. Дело в том, что в английских семьях было принято заказывать портреты наследников еще с юношеского возраста. Так вот, великий полководец пишет, что вернувшись в Англию после сражения при Ватерлоо, он заметил один странный факт: большинство офицеров, чьи портреты для родовых галерей были выполнены первоклассными художниками, погибли. Те же, чьи портреты писались третьеразрядными живописцами, вернулись живыми. Странный факт, верно?


Мистический вывод
Так в чем же тут дело? Вопрос уже не к художникам и ценителям, а к историкам мистики. В трактате "Оккультная философия" известнейшего алхимика, философа-чернокнижника Корнелия Агриппы Неттешеймского, жившего в XV веке, сказано, что "вся Вселенная проникнута соответствиями и двойниками. Но часто двойники эти начинают войну. И тогда выживает тот, кто сильнее". А в трактате "О несоответствии наук" Агриппа пишет: "бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал". Вот и напрашивается вывод: если портрет удается, как живой, и живописная "копия" ничуть не уступает оригиналу из плоти и крови, портрету и портретируемому становится тесно вдвоем на одном свете. Приходится тому, кто слабее, уходить...
Чтиво
ФЕНОМЕН ПОРТРЕТА.Впервые о "феномене портрета" заговорил сто лет назад, в начале XX века, ...
Рейтинг записи:
5,5 - 2 отзыва
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!

Следующая запись: ЖЕНИТЬБА

Лучшие публикации
Наверх