
«Золотая баба»: миф или реальность
Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Существует ли мифические сокровища или все это вымысел?
Самое первое упоминание содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Там говорится, что около 1023 года норвежские викинги совершили поход в Биармию. На реке им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён — Йомали — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Один из викингов отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.
На Руси впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская первая летопись (датированная 1398 годом), в связи с сообщением о смерти просветителя Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Что удивительно, после этого о «Золотой бабе» не было больше никаких упоминаний из русских источников на протяжении целых трехсот лет.
А иностранцы, наоборот, все чаще рассказывали о знаменитом идоле, когда упоминали Русское государство. Так, около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь упоминает «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», жители которого «поклоняются Золотой старой бабе».
А более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В этих описаниях говорится:
о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук;
об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук;
о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках;
о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, «подобно Дельфийскому оракулу», предсказывать будущее.
Стоит отметить, что проезжавший в 1675 году через Сибирские земли русский дипломат Николай Спафарий писал: «А около Березова есть капища идолские остяцкие, и про тех пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»
Не обошлось и без знаменитого покорителя Сибири. Как говорят легенды, перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд, чтобы найти путь к Оби. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».
Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли — язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.
В работах русских учёных XVIII века, в частности И.И. Лепехина, появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как «изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях», которой остяки приносили жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».
Разумеется, что загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и серьезными предположениями, с годами накопилось немало откровенных вымыслов. Многие из которых до сих пор пугают туристов во время их путешествий.
Однако, большинство исследователей все-таки утверждает, что идолы северных народов не были золотыми. Но почему тогда «баба золотая»?
Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы. Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.
Видимо именно так и родилась та самая легенда о «Золотой бабе».
А все-таки, где ее искать?
Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».
В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.
Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Существует ли мифические сокровища или все это вымысел?
Самое первое упоминание содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Там говорится, что около 1023 года норвежские викинги совершили поход в Биармию. На реке им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён — Йомали — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Один из викингов отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.
На Руси впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская первая летопись (датированная 1398 годом), в связи с сообщением о смерти просветителя Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Что удивительно, после этого о «Золотой бабе» не было больше никаких упоминаний из русских источников на протяжении целых трехсот лет.
А иностранцы, наоборот, все чаще рассказывали о знаменитом идоле, когда упоминали Русское государство. Так, около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь упоминает «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», жители которого «поклоняются Золотой старой бабе».
А более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В этих описаниях говорится:
о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук;
об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук;
о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках;
о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, «подобно Дельфийскому оракулу», предсказывать будущее.
Стоит отметить, что проезжавший в 1675 году через Сибирские земли русский дипломат Николай Спафарий писал: «А около Березова есть капища идолские остяцкие, и про тех пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»
Не обошлось и без знаменитого покорителя Сибири. Как говорят легенды, перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд, чтобы найти путь к Оби. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».
Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли — язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.
В работах русских учёных XVIII века, в частности И.И. Лепехина, появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как «изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях», которой остяки приносили жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».
Разумеется, что загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и серьезными предположениями, с годами накопилось немало откровенных вымыслов. Многие из которых до сих пор пугают туристов во время их путешествий.
Однако, большинство исследователей все-таки утверждает, что идолы северных народов не были золотыми. Но почему тогда «баба золотая»?
Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы. Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.
Видимо именно так и родилась та самая легенда о «Золотой бабе».
А все-таки, где ее искать?
Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».
В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.
Следующая запись: ЖЕНЩИНА ЗА РУЛЁМ - ЗВЕЗДА В НЕБЕ.... Всем привет от Звезды... Вчера села за руль... Дальше ...
Лучшие публикации