
СТАНИСЛАВ ЛЮБШИН
Станислав Любшин родился в 1933году 6 апреля в подмосковной деревне Владыкино (теперь это уже давно Москва). Родители работали в совхозе, и мальчик помогал им с ранних лет. Но среди трудовых будней нашлось место и творчеству.
При совхозе был театральный кружок, в котором участвовала мама Станислава. А сам он в школьные годы стал ходить в драмкружок. После школы учился в кислородно-сварочном техникуме, служил в армии. Но душа тянулась к светлому, к искусству, и парень решил поступать в театральное училище. Дело ответственное, надо было посоветоваться с родителями. «У соседа телевизор КВН был, с линзой, — рассказывал Станислав Андреевич. — Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Иван Семенович Козловский поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он (показал на Козловского), иди. А если как те, что за ним, то не надо». Отцовскую волю Любшин выполнил сполна: он никогда не пел в хоре, всегда был солистом, актером с яркой индивидуальностью.
В 1959 году Станислав Любшин окончил Театральное училище имени Щепкина. И сразу поступил в «Современник», где прослужил четыре года. В этом театре он дебютировал в роли Славки в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Эта пьеса вообще для него оказалась счастливой. В 1978 году он вновь встретился с ней, уже в кино: в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров» сыграл главную роль — Ильина. Партнершей Любшина в этом удивительно нежном, тонком, виртуозном фильме была неподражаемая Людмила Гурченко. За роль Ильина благодарные зрители популярнейшего в те годы журнала «Советский экран» назвали Станислава Любшина лучшим актером года. И, кстати, он уже второй раз удостаивался этого народного и такого дорогого звания. Первый — в 1968 году за фильм «Щит и меч».
«Меня всегда поражали и восхищали его глаза, он говорил и говорит ими больше, чем текстом. Помню потрясающий эпизод в «Пяти вечерах». Там его герой, оставшись совсем один, в какой-то столовой пьет горькую, а потом начинает петь: «Не для меня поет весна и в небе жаворонок вьется…» Для меня эта сцена автобиографична: как-то, облепленный черными мыслями, я вот так же сидел со стаканом и мурлыкал песенку, но никак не мог вспомнить слова, и такая тоска была… А Любшин, не зная про меня, все это понял. Он вообще все понимает».
Драматург Александр Володин.
а, это высочайший актерский пилотаж, когда все делается одними глазами, без помощи слов. Станислав Любшин владеет этой техникой безупречно. Много можно вспомнить его ролей, пронзительных, берущих за душу, таких, например, как Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей», или Федор Петров в фильме «Ксения, любимая жена Федора», или Горшков в «Забавах молодых».
Точка зрения
Евгений Киндинов, актер:
- Есть хорошая заповедь из нашей профессии: "Уходя со сцены, не забывай выйти из образа". Так вот Слава, несмотря на то, что он и в кино, и в театре автор интереснейших ролей, которые в памяти у всех зрителей, он не забывал выходить из образов. Никогда не нес на себе свою популярность и знаменитость: видите, вот мол я!
В жизни Слава чрезвычайно интересный человек. Сильная, самодостаточная личность. Наша профессия такая, понимаете, что много разного о нас говорят, и часто про то, чего и не было в помине. В обыденной жизни я никогда не видел, чтобы Слава ругался, или громко на кого-то кричал, - например, на режиссера. Хотя, судя по репетициям двух небольших спектаклей, которые мы вместе играли, можно было заметить, что некоторым режиссерам, действительно, сложно с ним работать. Потому что у Славы всегда есть четкая для себя точка зрения, что он хочет в роли, и когда это не совпадает с тем, что от него требует режиссер, Слава отстаивает свою позицию. Как актер, сыгравший ни один десяток ролей, он имеет право, - это не каприз, это его убеждение. Есть в нем, я бы сказал, внутренняя несгибаемость, что ли. Да, это присутствует.
Но настаивает на своем он всегда достойно. Это интеллигентный человек. А интеллигентность - это, прежде всего, сущность человека, умение держать себя в определенных рамках и вести соответственно, внутреннее содержание, природа, воспитание, родители, и, конечно, ни одна прочитанная книга.
Из киноролей все помнят "Щит и меч" с блистательным дуэтом Любшина и Янковского. А одной из лучших его работ в нашем театре, я считаю, стал "Тартюф" - потрясающий спектакль во МХАТе, попасть на него было невозможно. Потом мы встретились с ним в спектаклях "Мишин юбилей", "Художник, спускающийся по лестнице"… Я не могу сказать, что актерская профессия для него - это все, другого мира нет. У него замечательная семья. Он в этом смысле живой, нормальный человек.
Станислав Любшин родился в 1933году 6 апреля в подмосковной деревне Владыкино (теперь это уже давно Москва). Родители работали в совхозе, и мальчик помогал им с ранних лет. Но среди трудовых будней нашлось место и творчеству.
При совхозе был театральный кружок, в котором участвовала мама Станислава. А сам он в школьные годы стал ходить в драмкружок. После школы учился в кислородно-сварочном техникуме, служил в армии. Но душа тянулась к светлому, к искусству, и парень решил поступать в театральное училище. Дело ответственное, надо было посоветоваться с родителями. «У соседа телевизор КВН был, с линзой, — рассказывал Станислав Андреевич. — Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Иван Семенович Козловский поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он (показал на Козловского), иди. А если как те, что за ним, то не надо». Отцовскую волю Любшин выполнил сполна: он никогда не пел в хоре, всегда был солистом, актером с яркой индивидуальностью.
В 1959 году Станислав Любшин окончил Театральное училище имени Щепкина. И сразу поступил в «Современник», где прослужил четыре года. В этом театре он дебютировал в роли Славки в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Эта пьеса вообще для него оказалась счастливой. В 1978 году он вновь встретился с ней, уже в кино: в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров» сыграл главную роль — Ильина. Партнершей Любшина в этом удивительно нежном, тонком, виртуозном фильме была неподражаемая Людмила Гурченко. За роль Ильина благодарные зрители популярнейшего в те годы журнала «Советский экран» назвали Станислава Любшина лучшим актером года. И, кстати, он уже второй раз удостаивался этого народного и такого дорогого звания. Первый — в 1968 году за фильм «Щит и меч».
«Меня всегда поражали и восхищали его глаза, он говорил и говорит ими больше, чем текстом. Помню потрясающий эпизод в «Пяти вечерах». Там его герой, оставшись совсем один, в какой-то столовой пьет горькую, а потом начинает петь: «Не для меня поет весна и в небе жаворонок вьется…» Для меня эта сцена автобиографична: как-то, облепленный черными мыслями, я вот так же сидел со стаканом и мурлыкал песенку, но никак не мог вспомнить слова, и такая тоска была… А Любшин, не зная про меня, все это понял. Он вообще все понимает».
Драматург Александр Володин.
а, это высочайший актерский пилотаж, когда все делается одними глазами, без помощи слов. Станислав Любшин владеет этой техникой безупречно. Много можно вспомнить его ролей, пронзительных, берущих за душу, таких, например, как Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей», или Федор Петров в фильме «Ксения, любимая жена Федора», или Горшков в «Забавах молодых».
Точка зрения
Евгений Киндинов, актер:
- Есть хорошая заповедь из нашей профессии: "Уходя со сцены, не забывай выйти из образа". Так вот Слава, несмотря на то, что он и в кино, и в театре автор интереснейших ролей, которые в памяти у всех зрителей, он не забывал выходить из образов. Никогда не нес на себе свою популярность и знаменитость: видите, вот мол я!
В жизни Слава чрезвычайно интересный человек. Сильная, самодостаточная личность. Наша профессия такая, понимаете, что много разного о нас говорят, и часто про то, чего и не было в помине. В обыденной жизни я никогда не видел, чтобы Слава ругался, или громко на кого-то кричал, - например, на режиссера. Хотя, судя по репетициям двух небольших спектаклей, которые мы вместе играли, можно было заметить, что некоторым режиссерам, действительно, сложно с ним работать. Потому что у Славы всегда есть четкая для себя точка зрения, что он хочет в роли, и когда это не совпадает с тем, что от него требует режиссер, Слава отстаивает свою позицию. Как актер, сыгравший ни один десяток ролей, он имеет право, - это не каприз, это его убеждение. Есть в нем, я бы сказал, внутренняя несгибаемость, что ли. Да, это присутствует.
Но настаивает на своем он всегда достойно. Это интеллигентный человек. А интеллигентность - это, прежде всего, сущность человека, умение держать себя в определенных рамках и вести соответственно, внутреннее содержание, природа, воспитание, родители, и, конечно, ни одна прочитанная книга.
Из киноролей все помнят "Щит и меч" с блистательным дуэтом Любшина и Янковского. А одной из лучших его работ в нашем театре, я считаю, стал "Тартюф" - потрясающий спектакль во МХАТе, попасть на него было невозможно. Потом мы встретились с ним в спектаклях "Мишин юбилей", "Художник, спускающийся по лестнице"… Я не могу сказать, что актерская профессия для него - это все, другого мира нет. У него замечательная семья. Он в этом смысле живой, нормальный человек.
Следующая запись: Наталья Бехтерева о вещих снах
Лучшие публикации