Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Париж, 1932 год.

Эмигрантка, уроженка Томска на автобусной остановке прочла объявление: художнику требуется ассистентка. Далёкая от живописи Лидия Делекторская маститого художника Анри Матисса тогда увидела и услышала впервые. Ему к тому времени исполняется 63 года, Лидии - 22. Поработав несколько месяцев моделью для грандиозного панно "Танец", Лидия покинула его мастерскую, но тут тяжело заболела жена художника Амели, и супруги вспомнили исполнительную русскую девушку, пригласив её в качестве сиделки.
Амели не чувствовала опасности, потому что была уверена, что художнику не нравятся светловолосые девушки. Не нравились...Пока в его жизни не появилась Лидия. Она стала для Матисса всем: музой, служанкой, экономкой. Она стала для него просто абсолютно необходимой практически во всём. Супруга этого не стерпела. Амели Матисс уехала к дочери, Анри с Лидией остались вдвоём.

Во многом благодаря Лидии, Матисс прожил долгую жизнь и был счастлив в свои последние годы. В 1941 году ему диагностировали рак, он практически не мог уже ходить, но прожил ещё 13 лет, активно занимаясь творчеством. Когда художник умер в 1954 году, Лидия за один день собрала свои вещи и навсегда покинула его дом. На похороны её никто не позвал. Всё время жизни Лидии в доме Матисса художник дважды в год (на Рождество и на её день рождения) дарил ей свои картины. Он понимал, что ей ничего не достанется из его наследства и хотел хоть как-то обеспечить её жизнь после своего ухода. Кроме того, в какой-то момент Лидия из своего не очень большого жалованья, которое платил ей Матисс, стала покупать у него же по разумной цене его рисунки.
К моменту смерти художника у неё скопилась весьма приличная коллекция работ Матисса, которая, продай она её, могла бы обеспечить ей роскошную жизнь до конца дней. Она не продала ни одной вещи из этой коллекции. Она передала все принадлежащие ей картины и другие предметы, связанные с Матиссом в дар Эрмитажу и московскому музею имени Пушкина.

Всю жизнь она очень скромно и одиноко прожила в маленькой парижской квартире, ездила на общественном транспорте, была самым авторитетным в мире экспертом по творчеству Матисса, но до конца дней категорически отказывалась давать любые интервью. Лидия Николаевна дружила с писателем Константином Паустовским и перевела все 11 томов его сочинений на французский язык.

Покончила жизнь самоубийством 16 марта 1998 года в Париже. Согласно её воле, прах был привезён из Франции и погребён под Санкт-Петербургом, в Павловске. На памятнике были представлены слова Пикассо: «Матисс сохранил её красоту для вечности», а также текст, характеризующий её отношения с мастером: «Муза. Друг. Секретарь Анри Матисса».

Лидия Николаевна с гордостью говорила:
«Я подарила Франции Паустовского, а России Матисса!»
Париж, 1932 год. Эмигрантка, уроженка Томска на автобусной остановке прочла объявление: художнику ...
Рейтинг записи:
5,5 - 10 отзывов
Нравится10
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх