Мимо нее не смог пройти даже Николай II. Самая красивая фрейлина Александры Федоровны Мэри
Николай II в отношении женского пола, как известно, был мужчиной крайне инфантильным. До женитьбы у него был всего лишь один роман - с балериной Матильдой Кшесинской. Да и то, согласно легенде, к Матильде Николая подтолкнул его отец Александр III, желая хоть как-то "расшевелить" наследника. Взойдя на престол, Николай II женился по любви на принцессе Алисе Гессенской, и в последующем всю жизнь сохранял ей верность.
Будучи примерным семьянином, всю свое свободное время без остатка Николай II посвящал жене и детям. В этом последний русский царь пошел в своего отца – Александра III. Предпоследний российский император также обожал свою супругу Марию Федоровну и никогда не заводил романов на стороне.
Красавицы при дворе
При дворе во времена Николая II, как и при его предках, конечно же, служило множество фрейлин. Многие из этих фрейлин были, конечно, красавицами. Однако ни один из современников последнего царя никогда не упоминал о том, чтобы Николай II каким-либо образом обращал внимание на этих девушек. Фрейлин, даже самых хорошеньких, император считал не более, чем обычными дворцовыми служащими, получающими хорошую зарплату.
Лишь одна из многочисленных фрейлин Александры Федоровны оказалась настолько красивой, что ее красота даже привлекло внимание инфантильного императора.
Грузинская княжна
Мария Прокофьевна Эристави была намного моложе и самого императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Родилась она в 1895 г. в Грузии, в Батуми, в семье одного из князей Шервашидзе. Вскоре после ее рождения ее семья переехала из Грузии в Петербург. Связано это было со службой князя Шервашидзе, который отныне должен был заседать в Государственной думе.
Когда Мэри подросла, она, как и многие юные дворянки из самых высокородных семей Российской империи, получила от Александры Федоровны фрейлинский шифр. Отныне княжна должна была появляться при дворе в торжественные дни, помогать императрице и служить украшением двора.
Грешно быть настолько красивой
Неизвестно, нравилось ли Мэри выполнять обязанности фрейлины или же, как многие другие девушки ее времени, она считала это занятие пустым и бессмысленным. Но в любом случае, согласно легенде, на все важные мероприятия Мэри постоянно опаздывала.
Однажды княжна должна была присутствовать на панихиде по графу Муравьеву, и как всегда, задержалась.
При этом опоздала Мэри на этот раз настолько, что даже вошла в зал позже императора Николая II. Подобный просчет в царские времена считался совершенно недопустимым. Присутствующие ожидали, что фрейлина будет наказана. Однако, увидев Мэри, Николай II подошел к ней, лукаво улыбнулся и сказал: «Грешно, княгиня, быть такой красивой».
Поклонники
Был ли такой случай на самом деле или нет, доподлинно неизвестно. Но в любом случае, подобная легенда существует и вполне может иметь под собой основание. Ведь Мэри Эристави была по-настоящему красивой женщиной. Поэты посвящали княжне свои стихи, а художники писали ее портреты.
Всю жизнь Мэри была окружена множеством восхищавшихся ей поклонников. Но при этом в плане отношений с противоположным полом княжна до конца жизни строго придерживалась традиций аристократизма.
С именем Мэри, в отличие от многих других петербургских красавиц тех времен, не было связано абсолютно никаких скандалов. Всю свою жизнь княжна любила лишь одного человека – своего супруга Георгия Николаевича Эристави.
Правнук грузинского царя
Георгий Николаевич носил титул князя, поскольку был праправнуком одного из грузинских царей. Познакомились Мэри и князь при дворе, в 1915 г. В последующем их роман продолжался целых три года, пока они не решили пожениться.
Во время революции оставаться в Петербурге стало крайне небезопасно. Поэтому Мэри вместе с матерью уехала обратно в Грузию и поселилась в Тифлисе. Ее отца – князя Шервашидзе, к тому времени уже год, как не было в живых.
В Тифлисе у княжны, конечно же, сразу же появились поклонники. Одним из таких воздыхателей, к примеру, стал художник Савелий Сорин, написавший, в том числе и портрет Мэри.
Также в Мэри Шервашидзе был влюблен известный поэт Галактион Табидзе. Имелись у бывшей фрейлины и другие воздыхатели. Но Мэри хранила верность лишь Георгию Эристави.
Трагедия поэта
Собственно сама свадьба Мэри и князя состоялась в мае 1918 года. Известно, что это событие, радостное для молодоженов, стало настоящей трагедией для поэта Галактиона Табидзе. После свадьбы Галактион написал посвященные Мэри стихи:
Венчалась Мери в ночь дождей,
И в ночь дождей я проклял Мери.
Не мог я отворить дверей,
Восставших между мной и ей,
И я поцеловал те двери.
Я знал - там упадают ниц,
Колечком палец награждают.
Послушай! Так кольцуют птиц!
Рабынь так рабством утруждают!
Интересным можно считать то, что сама Мэри и не догадывалась о том, что Табидзе был влюблен в нее. Поэт посвящал своей музе стихотворения и поэмы, а княжна даже не умела читать по-грузински. Когда Мэри рассказали о том, какие чувства испытывал к ней Табидзе, она была искренне удивлена.
Галактион Табидзе
Веселая жизнь
До 1921 г, видимо, надеясь на успех белой армии, Мэри и Георгий Эристави жили в Грузии. Но их надежды не оправдались, и они были вынуждены навсегда уехать из России. Сначала Мэри и Георгий, как и многие другие эмигранты, оказались в Константинополе. Здесь, по воспоминаниям некоторых современников, они вели достаточно разгульную жизнь.
Мэри с мужем
Не думая о будущем, супруги поселились в самом дорогом отеле города и каждый вечер ходили в кафе и рестораны. Деньги у Георгия и Мэри однако вскоре кончились. И тогда супруги решили попробовать поискать счастья в Париже. Во Франции они некоторое время сводили концы с концами, продавая вещи. Но вскоре и этот источник дохода у них иссяк.
На подиуме
Неизвестно, на что бы жили супруги, если бы им не повезло и однажды они не встретили в Париже великого князя Дмитрия Павловича. Конечно же, кузен Николая II сразу же узнал самую красивую фрейлину Александры Федоровны. Выслушав печальный рассказ супругов, он вызвался помочь им.
Через некоторое время Дмитрий Павлович свел Мэри со уже знаменитой тогда Коко Шанель. Увидев Мэри, Шанель сразу же предложила ей работу манекенщицы. Внешность княжны под стиль Коко подходила просто идеально.
Разумеется, очень скоро красавица-грузинка стала знаменитой в Париже. Мэри хорошо зарабатывала, ее часто приглашали на званые вечера, а фотографы всех мастей обожали ее фотографировать.
Но тем не менее, как только представилась возможность, Мэри бросила работу манекенщицы. Как истинная аристократка, княжна очень стеснялась этого рода деятельности и в последующем даже скрывала тот факт, что она когда-то ходила по подиуму.
Жизнь Мэри после того, как она ушла от Шанель, к сожалению, сложилась довольно-таки печально. После кончины мужа в 1946 году княгиня совершенно отошла от светской жизни. Единственной ее отрадой стали племянники Константин и Нануко. Но и их княжне в последующем было суждено пережить. После кончины Константина Мэри настолько переживала, что несколько дней не выходила из дома.
В доме престарелых
Через некоторое время один из воздыхателей – всю жизнь любивший княгиню сын адмирала Макарова Вадим, оставил ей в наследство все свое состояние. После этого, чувствуя себя совершенно одинокой, Мэри Эристави переселилась из своей парижской квартиры в люксовый пансионат для престарелых дворян. Здесь она заняла несколько роскошных комнат.
По воспоминаниям современников, до конца жизни Мэри оставалась очень красивой женщиной, восхищавшей мужчин. Поклонник у княгини был даже в пансионате. Один из стариков, встречая княгиню в коридоре, обязательно дарил ей букетик цветов. Скончалась Мэри в январе 1986 г. в пансионате. На момент ухода ей было целых 93 года.
Следующая запись: Дневник ученика. Российская империя, 1915 год
Лучшие публикации