Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
"В свою первую жену — Екатерину Райкину — МихМих (так в семье называли Михаила Михайловича Державина) влюбился с первого взгляда. Как сам говорил: «Сначала влюбился, потом познакомился». Он встретил ее в Щукинском училище, куда вернулся после годового перерыва. МихМиху пришлось учиться со следующим набором, а там как раз и была Екатерина. А год учебы дядя пропустил из-за съемок в Ленинграде в фильме Юрия Егорова «Они были первыми». Вообще-то, студентам «Щуки» категорически запрещалось сниматься, но для Державина сделали исключение, потому что он рано потерял отца — ведущего артиста Театра Вахтангова Михаила Степановича Державина — и в училище знали о бедственном материальном положении его семьи.
Кстати, отцы Екатерины Райкиной и МихМиха были знакомы. Аркадий Исаакович даже самого Мишу помнил ребенком.
Екатерине Миша Державин тоже понравился, и роман развивался стремительно. Правда, поженились они только года через два… Какое-то время молодые жили у нас на Арбате. Не представляю, как они там все размещались в 40-метровой квартире: Мишина мама (моя бабушка) и сестры Аня и Таня (моя будущая мама)… Но жили дружно. А потом Аркадий Исаакович снял для дочери и зятя комнату у каких-то своих знакомых. Сам Райкин еще к тому времени не перебрался в Москву, а жил с женой и маленьким сыном Костей в Ленинграде.
Как-то Аркадий Исаакович дал зятю для выступления свой костюм. Державина впервые пригласили в сборный концерт, но предупредили, что нужно, как бы сейчас сказали, соблюсти дресс-код. А у МихМиха вообще никакого пиджака не было. И вот он набрался смелости и обратился к тестю: мол, одолжите костюм. «Да пожалуйста!» — сказал Райкин. Потом, получая свои вещи назад, Аркадий Исаакович спросил: «Ну как все прошло?» — «Аркадий Исаакович, потрясающе, мне так аплодировали!» — «Еще бы. Мишенька, даже если бы ты вышел на сцену и вообще ничего не делал, тебе бы все равно аплодировали. За мой костюм!»
Увы, брак МихМиха с Екатериной Райкиной был недолгим. После «Щуки» его пригласили в «Ленком», который чуть позже возглавил Эфрос, а ее — в Театр Вахтангова. И там Екатерина влюбилась в партнера по сцене — Юрия Васильевича Яковлева и ушла к нему. Конечно, МихМих переживал, но не в его характере было таить зло — с Екатериной они расстались совершенно мирно. Он вообще за всю свою жизнь, кажется, ни разу ни с кем не поссорился.
А когда спустя много лет в Театр сатиры, где играл Державин, поступила молодая актриса Алена Яковлева, МихМих ужасно обрадовался: «Ой, Аленочка, ты же первая дочка второго мужа моей первой жены! Мы же практически родственники». И такой непосредственностью и добротой совершенно растрогал Алену.
После развода с Екатериной Райкиной МихМих некоторое время оставался один, и друзья уже начали за него беспокоиться. Переводчик Виктор Суходрев (он тогда был женат на актрисе «Ленкома» Инне Кмит и через нее передружился со всей труппой) сказал: «Миша, хочу тебя познакомить с чудесной девушкой, журналисткой Ниной Буденной. Между прочим, она дочка того самого маршала!» Державина сначала смущала ситуация сватовства, и он отказывался, но Суходрев применил хитрость: привел на спектакль внучку Хрущева Юлию Леонидовну, познакомил ее с Державиным, и та пригласила его к себе в гости. Причин отказываться у него не было, МихМих пошел. А среди гостей была и Нина Семеновна Буденная — действительно чудесная девушка, которая Михаилу очень понравилась. Так он познакомился со своей второй женой. Через два года у них родилась дочь Маша. Этот брак оказался более продолжительным, хотя тоже кончился разводом через 18 лет. Причину я не знаю, но и с Ниной Семеновной МихМих остался в добрых отношениях.
Когда Буденный умер, МихМих, как ближайший родственник, шел за гробом в первых рядах. Прощальную церемонию с Красной площади транслировали по телевидению. В какой-то момент редакторы трансляции переполошились: «А этот, из «Кабачка», чего там крутится? Срочно его уберите!» Видимо, были не в курсе, кем Державин приходится маршалу. Но тут Леонид Ильич Брежнев подошел выразить соболезнования семье и первым расцеловал МихМиха. Редакторы еще больше переполошились: «Этого, из «Кабачка», снимайте крупным планом!»
Идею «Кабачка «13 стульев» подсказал Александр Белявский. Он снимался в Польше в фильме «Четыре танкиста и собака», там посмотрел передачу «Кабаре Старых Панов» и предложил адаптировать ее для нашего телевидения. И первым ведущим «Кабачка» тоже был Белявский. Потом эта роль перешла к Андрею Миронову. Но зрители, при всей любви к Андрею Александровичу, стали писать письма: «Миронов замечательный, но он своей харизмой затмевает других артистов, замените его!» Кто предложил МихМиха, сказать не могу, он еще и в Театре сатиры-то тогда не работал (а все артисты «Кабачка» — из «Сатиры»). Они с Ширвиндтом к тому времени ушли из «Ленкома» — вслед за Эфросом в Театр на Малой Бронной. Правда, в актерской среде они уже прославились своими капустниками, наверное, поэтому Державина позвали в «Кабачок». А вскоре Миронов переманил их в «Сатиру».
Популярность «Кабачка» в то время была немыслимой. Кажется, только один-единственный человек в стране на дух не выносил эту передачу: художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек. «На первом месте у артистов должен быть театр!» — настаивал он. И так ревновал к «Кабачку», что, возможно, с удовольствием запретил бы всем этим «панам» и «пани» там сниматься. Но не решался: поклонниками передачи были не только простые зрители, но и высшее руководство страны во главе с Брежневым. МихМих рассказывал, как генсек в «Останкино» беседовал с работниками телевидения и его спросили, какие у него любимые передачи. Брежнев стал перечислять: «Время», спортивные программы… И тут его взгляд упал на Державина в костюме Пана Ведущего. Тут Леонид Ильич расплылся в улыбке: «И, конечно, «Кабачок «13 стульев»!»
Вспоминал МихМих и другую историю. По случаю какого-то юбилея «Сатиры» Плучека с артистами пригласил к себе тогдашний министр культуры Петр Нилович Демичев. Вошли в здание, стали подниматься по ступенькам парадной лестницы, худрук идет на несколько шагов впереди своих артистов. И тут за ними бежит вахтер и орет на весь холл: «Товарищ Державин! Когда «Кабачок»-то будет?» Дело в том, что передача выходила нерегулярно, случались перерывы, и тогда зрители волновались. Плучек, не обернувшись, ускорил шаг, а МихМих знаками показал вахтеру: тихо, мол, потом поговорим. По раздраженному виду худрука было понятно: месть не за горами, дай только выйти от министра. И вот они в кабинете Демичева. Валентин Николаевич рапортует о делах в театре, министр в ответ кивает. А потом задает один-единственный вопрос: «А когда «Кабачок»-то будет?»
Самой главной удачей в жизни Миши была, конечно, встреча с Роксаной Бабаян, ставшей его третьей женой. Сначала он был с ней знаком заочно. Просто вел на радио программу «После полуночи», в которой звучали записи молодых зарубежных и отечественных эстрадных исполнителей, в том числе и Роксаны. И вот полетели они однажды вместе с моим папой Борисом Владимировым и Вадимом Тонковым — папа с Тонковым и сами были суперзвезды со своим знаменитым комическим дуэтом Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны — в Джезказган на День города. В том концерте участвовала и стройная очаровательная темноволосая девушка, которой МихМих сразу увлекся. «Ты ее знаешь?» — спросил он у моего папы. «Конечно, это же Роксаночка Бабаян, моя любимая певица», — ответил папа. И познакомил их.
Потом всей компанией обратно летели в Москву, Роксана с Михаилом устроились в соседних креслах. Весь салон хохотал над его шутками, но он старался, конечно, для нее. Они оба были свободны на тот момент, и довольно скоро МихМих сделал предложение. Роксана ответила согласием, своей радостью жених поделился с другом Ширвиндтом. И тут Александр Анатольевич стал настаивать на смотринах. Мол, нет, так нельзя, надо еще хорошенько приглядеться к этой невесте, все обдумать, взвесить, и если влюбленный Миша на это не способен, то, слава богу, у него есть трезвомыслящие друзья... И вот Ширвиндт придумал повод собрать у себя дома гостей, пригласил Эльдара Рязанова, Зиновия Гердта, Андрея Миронова и Державина с Роксаной. Едва та вошла в дверь, не успела еще и поздороваться, Ширвиндт на нее посмотрел и тут же повернулся к Державину: «Миша, надо брать!»
Мне было года четыре, когда Миша женился на Роксане. А в 11 лет я потерял папу. С тех пор МихМих заменил мне отца. Я часто бывал у них дома. Как говорила Роксана: «Мишка (то есть я) к нам пристегнут большой пуговицей!» Она сразу стала своей в семье. Мы и ее родню полюбили. Я дружу с ее братом Юрием, мы часто встречаемся, ездим вместе на дачу. Папы Роксаны уже нет в живых, но я хорошо помню Рубена Михайловича, такой добродушный и колоритный армянин, в детстве он напоминал мне старика Хоттабыча. По профессии он был инженером. Дядя Миша очень его любил. Когда ему говорили: «У вас такие знаменитые тести были!» — отвечал: «Конечно! Первый — Райкин, второй — Буденный, а третий — сам Бабаян!» Все недоумевали, кто этот загадочный Бабаян, но на всякий случай соглашались: «Ну да, еще и сам Бабаян!»
Державин, Ширвиндт знакомы были с детства и даже на свет появились в одном роддоме имени Грауэрмана, с разницей в два года . С Андреем Мироновым Державин познакомился, когда они вместе смотрели какой-то спектакль в Театре Вахтангова. А с Александром Анатольевичем Ширвиндтом — на елке у известного чтеца Журавлева, каждый год устраивавшего праздник для актерских детишек. А вот в Щукинском училище они почти не соприкасались. Разве что Миронов в составе бригады первокурсников ставил и разбирал декорации для спектаклей дипломников, среди которых был Державин. А Ширвиндт, к тому времени уже окончивший «Щуку», преподавал там фехтование. Теперь Ширвиндт, кого ни возьми, про всех говорит: «Это же мой ученик! И Андрюша Миронов тоже мой ученик, и Миша Державин, и Ленька Ярмольник!» Разница в возрасте с Мироновым и Державиным у него была совсем небольшая. Правда, МихМиху она почему-то казалась очень существенной, и он не уставал подчеркивать, что моложе Ширвиндта на целых два года. Хоть ненароком, будто случайно, но обязательно упоминал об этом в любом разговоре. Александра Анатольевича это ужасно забавляло. Помню, когда мы отмечали 80-летний юбилей МихМиха, Ширвиндт сказал, что наконец-то его друг уже не такой юный и моложавый, и, может быть, теперь уже даже можно попробовать избавиться от комплекса, что рядом с ним, стариком, просто какой-то пацан.
В общем, в итоге их детское знакомство переросло в очень близкую взрослую дружбу: все трое оказались в одном театре. Потому они так и любили фильм «Трое в лодке...», что он — про них.
Актеры — люди очень ревнивые, когда речь идет о хорошей роли. Но с Мишей Державиным поссориться было невозможно, не такой у него был характер. Он слова худого ни о ком никогда не сказал! И люди платили ему тем же. Я сам уже больше 20 лет играю в «Сатире», многое про многих слышал. Но чего не слышал никогда — так это чтобы МихМиха вспоминали как-то иначе, чем по-доброму..."

/Воспоминания племянника Михаила Державина, актера Театра cатиры Михаила Владимирова/
Рейтинг записи:
5,5 - 13 отзывов
Нравится13
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх