Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, НАШ СЛАВНЫЙ БАСИК!..»
90 лет назад, 26 сентября 1934 года,
родился блистательный артист, мой друг
Олег Валерьянович Басилашвили.

РОСТОМ он высок, лицом – выразителен, голос красив, и вообще – «манеры»... Звезда сцены, экрана. Давно – «Народный СССР»... И коллеги, и друзья зовут его ласково: «Басик»...

До поры до времени всё никак не мог я понять: ну зачем моему давнему другу, милому «Басику», Олегу Валерьяновичу Басилашвили, ведущему артисту БДТ, плотно загруженному к тому же и в кино, и на телевидении, и на эстраде, нужно было ещё и окунаться «в политику», несколько лет истово выполнять обязанности народного депутата России? Да и сейчас остаётся одним из главных оппонентов для многолетних хулителей Гайдара – неужто ему нервы больше не на что тратить?
Однажды, когда мы сидели у него дома, буквально допёк хозяина квартиры: мол, на фига актёру Кремль? Олег усмехнулся:

– Вот-вот, и ты туда же! Ах, как привыкли мы за прошлые годы все наши проблемы обсуждать тихо, дома, на кухне, в узком кругу. Но от этого, увы, ничего не менялось. Почему же, когда мне предложили принять посильное участие в судьбе своей страны, своей республики, я должен был уйти в сторону? Помнишь, тогда, в самом начале девяностых, у нас был повальный дефицит – в стране не было н и ч е г о! Но я-то был убеждён, что этот дефицит, так сказать, «материальный», был прежде всего вызван другим дефицитом – нравственности, духовности... Он был порождён той самой тоталитарной системой, которая превращала людей из индивидуальностей в послушные винтики безликой гигантской массы – «коллектива». Я ненавидел эту систему, которая, например, пыталась изничтожить такие спектакли Товстоногова, как «Три мешка сорной пшеницы» и «История лошади»; которая изгнала из нашего города Сергея Юрского – замечательного актёра и истинного петербуржца; которая вытолкнула из Ленинграда гениального Аркадия Исааковича Райкина...

– И значит, – продолжал я подначивать хозяина дома, – знаменитый театральный актёр решил «поиграть» в другом театре, политическом. Олег поморщился:

– Едва ли бывший Верховный Совет России можно называть т е а т р о м. В театре – действие условное, и актёры в нём – друзья. Даже если не любят друг друга, всё равно заняты одним делом. А тут всё было взаправду, и не игра шла, а жесткое противостояние, яростная битва – между старым, сгнивающим режимом, крепко держащимся за свои кормушки, и нарождающейся, ещё неизвестно какой, но всё-таки демократией. Не могу сказать, что сегодня мы живём в идеальном демократическом мире, ничего похожего, но первый шаг к разрушению тоталитарной системы мы тогда всё же сделали...

***

ДЛЯ ЕГО будущих ролей там были колоритнейшие персонажи, один Хасбулатов чего стоил!.. Не раз выступая против действий хасбулатовской клики со съездовской трибуны, Басилашвили, казалось бы, давно привыкший к сцене, к лучам софитов, понял: нет, здесь ощущения – совсем другие. Потому что в театре зрительская доброжелательность помогает актёру освободиться от излишнего творческого волнения, на съезде же, где – такое противостояние, всё совсем наоборот...
Конечно, жизнь, за которую он с Гайдаром и другими сподвижниками бился, ещё ой как далека от идеала. Да, магазины полны, но зато и цены дикие... Вот и ему, ведущему артисту БДТ, было непросто: в пересчёте на доллары получал их примерно раз в двадцать меньше, чем средний американец. Выручали (до пандемии) гастроли – и дома, и за границей... И всё-таки считал: здорово, что наконец-то стал свободным человеком, который, если надо, может без проблем отправиться в другие страны. И не питаться там привезёнными из дома консервами, и не бегать там, как прежде, по магазинам за всяким разным шмутьём...

Кстати, его темперамент проявлялся и прежде, даже в самые застойные брежневские времена. Например, пригласили как-то, перед Новым годом, выступить на одной обувной фабрике, только что награждённой переходящим Красным Знаменем, хотя её продукцию давно никто не покупал. Концерт шёл вяло. Зрители (в основном – администрация и кое-кто из райкома, горкома) в предвкушении банкета артистов почти не слушали. А тут вдруг ещё Басилашвили со стихами Маяковского. В общем, в зале рос шумок. Тогда артист прервал чтение и сказал: «Вас это не интересует, поэтому продолжать не стану. Желаю, чтоб продукция вашей фабрики в будущем году была не хуже, чем в этом...». И двинулся за кулисы. За спиной раздались жидкие хлопки. Тогда он приостановился и добавил: «Ибо хуже – некуда». В зале случился лёгкий шок...

***

НУ А КАКОЙ он – в семье? «Негромкий», задумчивый. Может, так на его темперамент влияет тутошнее женское (хотя дочь Ксюша – теперь в Москве) окружение? Наверное, тем более что к прекрасному полу у Олега Валерьяновича отношение вообще возвышенное. Часто и нежно вспоминает самого строгого своего зрителя – маму, Ирину Сергеевну Ильинскую, которая работала в Институте русского языка Академии наук СССР и за монографию «Лексика Пушкина» была удостоена звания доктора филологических наук. У них в доме было мало мебели, зато много книг... Еще вспоминает артист своих наставниц по школе-студии МХАТ, особенно – Марию Степановну Воронько, преподававшую танец, которая сразу поняла: ждать балетной выразительности от Олега Басилашвили и Жени Евстигнеева – дело абсолютно безнадёжное... И, конечно, партнёрш по сцене, экрану вспоминает бесконечно...

– Ах, какие дамы! – мечтательно восклицает Олег Валерьянович. – Люся Гурченко... Как нам было хорошо обоим в «Вокзале для двоих»!.. Наташа Гундарева в «Осеннем марафоне»! Всякий раз, когда она появлялась на съёмочной площадке, ощущение было такое, будто это вовсе и не знаменитая актриса, а робкий новичок. А потом, во время съёмки, давала понять партнёру, что делает всё так великолепно лишь благодаря ему... Светочка Немоляева! Снимаясь с ней, всякий раз испытываю восторг не только как актёр, но и как мужчина, который видит перед собой непостижимый женский идеал...

Впрочем, подобное случалось с ним и на сцене родного БДТ. Например, играя в свое время с Леночкой Поповой заключительную сцену в «Нашем городке», всякий раз ощущал внутреннюю дрожь – от того, насколько богата и разнообразна фантазия актрисы... Признаётся, что в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» образ Мамаева давался ему трудно. Почему? Да именно потому, что роль его нелюбимой супруги там попеременно исполняли Людмила Макарова и Светлана Крючкова, которых он – наоборот! – пылко обожал. И в «Визите старой дамы» его герою было тоже ой как мучительно не любить свою супругу: ведь в этой роли очаровывала Нина Ольхина! Зато в «Дяде Ване» боготворить Елену Сергеевну у него получалось очень легко, поскольку на сей раз оказался в паре с дивной Ларисой Малеванной... Что же касается Ивана Александровича Хлестакова, который, как известно, любил «приударить», чтобы «сорвать цветы удовольствия», то от этого своего персонажа артист решительно отмежевывается – так же, кстати, как и от Самохвалова из «Служебного романа». Этот негодяй Самохвалов, как известно, письма от любящей женщины, не читая, передавал в местком. В противовес ему Олег Валерьянович ни одного письма, полученного от зрительницы, не может оставить без внимания.
И на автографы щедр. Как-то, ещё советской порой, в очереди за сосисками одна юная покупательница ошарашила артиста тем, что попросила расписаться на... чеке. Другая, получив после концерта автограф, с обескураживающей непосредственностью предложила «дружбу и верность на всю жизнь». Пришлось объяснить, что уже пообещал это жене и двум дочкам...

***

КОГДА в тёмную осеннюю пору мне бывает особенно грустно, ставлю на магнитофон одну заветную кассету. Там сначала – звуки вечерней улицы, столь знакомая всем нам «музыка города»... А потом возникает песня:

«...В небо за Троицким проспект летит стрелою,
В вечность, в вечность унося стихи и души...
Этот, этот длинный путь последней боли,
Этот длинный путь последней боли
Знали и Ахматова, и Пушкин...»

Душа замирает: ведь и правда: когда-то по этому Каменноостровскому Александр Сергеевич следовал к Чёрной речке, а Анну Андреевну увозили под комаровские сосны, к последнему пристанищу... И мелодия, и стихи завораживают, а негромкий, очень знакомый голос исполнителя, его манера добавляют и этой, и другим песням некую «волшебность»... Сочинил их Виктор Мальцев, а исполнил – Олег Басилашвили:

– С удовольствием решился на такое по двум причинам. Во-первых, в этих песнях можно выразить аромат сырых петербургских будней, их тоскливую туманную атмосферу. Во-вторых, они – совсем не «попсовые»... Мои песенные пристрастия с юных лет связаны с творчеством Александра Вертинского, Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Эдди Рознера, Марка Бернеса, а в современной эстрадной музыке не разбираюсь, просто не воспринимаю этих «пузочёсов», которые с электрогитарами, в дыму, что-то орут...

Прежде выступать в вокальном жанре Олегу Валерьяновичу доводилось редко: на сцене БДТ ещё шесть десятков лет назад, в «Гибели эскадры», его герой, мичман Кноррис, исполнял романс Вертинского, а после, в «Истории лошади», его князь Серпуховской – романс Розовского. Кроме того, в одном музыкальном телефильме, спешно заменив заболевшего Броневого, спел: «Наш уголок нам никогда не тесен...» А в мультяшке про обезьянку Анфиску вместе с детским хором выдал дивные песенки Григория Гладкова... Сам к своему «вокалу» всерьёз не относится, «певцом» себя не считает, на вопрос о том, какой у него голос, отвечает: «понятия не имею». Однако, слава богу, есть у него не только голос, но и нечто большее – шарм, чувство меры да и умение вытаскивать из текста порой новый смысл и особые нюансы...

***

ПОСЛЕ кончины Товстоногова его главной партнёршей в БДТ стала Алиса Фрейндлих. Оба были хороши в «Дядюшкином сне» (недаром за роль Князя К. отмечен и «Золотой маской», и «Золотым софитом»). С «Калифорнийской сюитой» триумфально объехали полмира. Вместе с Зинаидой Шарко и Кириллом Лавровым (которого потом сменил Валерий Ивченко) оба блистали в «Квартете». Ещё я Олегом и Алисой восхищался в спектакле «Лето одного года». И в еженедельном антрепризном спектакле на столичной сцене Олег Валерьянович тоже был великолепен. К тому же его общественная позиция всегда остаётся безупречной – за что абсолютно справедливо назван «Почётным гражданином Санкт-Петербурга».

Ему не нужны шумные компании и светские рауты. Обожает жену. (Галочку Мшанскую более полувека назад встретил на студии телевидения, и Сергей Юрский тогда другу сразу сказал, что у него есть большие «мшансы»). Полон нежности к дочкам Оле и Ксюше. Души не чает в дивных внучатах – Маринике и Тимоше…

Когда в театре торжественно отмечалось его 60-летие, я со сцены прочитал весёлую оду, где были, например, такие строки:

«Театр – Ваш Бог, пароль, призванье!
А список послужной каков:
Барон, Мамаев, дядя Ваня,
Джингль, Илл, Людовик, Хлестаков…

Вы стали нашим идеалом!
Нет, не с «Интернационалом»
Воспрянул мигом род людской,
А с Князем, что – Серпуховской!

Бледнеют все на Вашем фоне!
Разите зрительниц своих
И на «Осеннем марафоне»,
И на «Вокзале для двоих»…»

А завершил оду так:

"...Ах, юбиляр! Великий классик
Сказал бы, глянув Вам в глаза:
"Люблю тебя, наш славный Басик!
Ты весь – как божия гроза!"»

А с Пушкиным не поспоришь…

Лев СИДОРОВСКИЙ

Таким я запечатлел Олега Валерьяновича
однажды у него дома…
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, НАШ СЛАВНЫЙ БАСИК!..».90 лет назад, 26 сентября 1934 года,родился блистательный артист, ...
Рейтинг записи:
5,5 - 10 отзывов
Нравится10
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх