2 ноября в 1938 году звание Героя Советского Союза присвоено первым женщинам. Этой чести был удостоен экипаж самолета АНТ-37 «Родина» в составе командира Валентины ГРИЗОДУБОВОЙ, второго пилота Полины ОСИПЕНКО и штурмана Марины РАСКОВОЙ.
25 сентября они завершили сверхдальний беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток. За 26 часов 29 минут их самолет преодолел расстояние в 6 450 км, что по прямой составило 5 908,61 км – мировой рекорд для женских экипажей. До недавнего времени о многих обстоятельствах рекордного полета, потребовавшего от экипажа, кроме таланта и мастерства, немалого мужества, просто не рассказывалось. Между Новосибирском и Красноярском, когда из–за плохой погоды пришлось набрать высоту, отказала аппаратура связи – как приемная, так и передающая. Расковой ничего сделать не удалось, а когда она решила очистить иней на стеклах кабины и приоткрыла форточку, в нее сразу же упорхнули все полетные карты. Самолет стал не только глухим, но и слепым, и летчицы вели его, полагаясь на свою интуицию. Столь непрофессиональные действия штурмана объяснились просто: у нее было всего 30 часов подготовки, и она в буквальном смысле была подсажена в экипаж как офицер особого отдела. Гризодубова не зря боялась ненароком приземлиться на территории Китая.
Штурман не справилась еще раз, когда вместо обещанных трех с половиной часов полета горючего хватило всего на полчаса. Пришлось идти на экстренную посадку, а под крылом было болото с чахлыми деревьями. Посадка на «брюхо» была особенно опасна как раз для штурмана, располагавшегося в носовой кабине, почему командир приказала Расковой покинуть самолет на парашюте. После удачной посадки им оставалось только ждать спасателей, ведь из–за отсутствия связи никто не знал, где самолет и что с ним случилось. Обнаружили самолет только на девятый день – 3 октября. А Марина тем временем плутала по тайге, утопила в болоте унты и отморозила ноги. Вышла к подругам только 5 октября, заметив кружащиеся поисковые самолеты. Выносили ее на носилках, еще несколько месяцев пришлось провести в больничной палате. Когда же подморозило, АНТ-37 извлекли из болота, поставили на лыжи, заправили, он взлетел и взял курс на Комсомольск.
Что сталось с героинями потом? Осипенко погибла через полгода в авиакатастрофе. Раскова в Великую Отечественную войну формировала женские авиаполки и погибла при исполнении служебных обязанностей. Обе похоронены у Кремлевской стены. А Гризодубова, совершившая в войну более 200 боевых вылетов и возглавлявшая затем НИИ Гражданского воздушного флота СССР, после присвоения в 1986 году звания Героя Социалистического Труда стала дважды Героем.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Загадка портрета Марии Лопухиной... В истории живописи немало примеров, когда за той или иной ...
Лучшие публикации