Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли.

Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник А. А. Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага.

После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе подняли флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч.

Участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, который пересекал все меридианы.
Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол „Арктика“. 17 августа 1977 г.». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штамп был поставлен примерно на 100–120 конвертах и открытках.

«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск.

Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили:
- памятная металлическая плита, на которой был выгравирован - Государственный герб СССР;
- капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна (точная копия капсулы находится в фондах Музея Арктики и Антарктики);
- сувенирный штемпель похода.

Так же, как и дорога к полюсу, обратный маршрут в сторону Мурманска был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. В этой части пути исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. Интерес к этому вопросу объяснялся тем, что существует возможность высокоширотной ледовой проводки: высокоширотный маршрут между Мурманском и Беринговым проливом примерно на треть короче длины трассы Северного морского пути. Из-за возросшей сложности льдов повысились требования к метеорологам, группа ААНИИ продолжала активно выполнять работы, связанные с прокладкой курса судна.

В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.

Первый покоритель Северного полюса — ледокол «Арктика» — был награжден орденом Октябрьской Революции. Весь экипаж — орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции — министр Морского флота СССР Т. Б. Гуженко.
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг ...
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх