
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли.
Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник А. А. Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага.
После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе подняли флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч.
Участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, который пересекал все меридианы.
Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол „Арктика“. 17 августа 1977 г.». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штамп был поставлен примерно на 100–120 конвертах и открытках.
«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск.
Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили:
- памятная металлическая плита, на которой был выгравирован - Государственный герб СССР;
- капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна (точная копия капсулы находится в фондах Музея Арктики и Антарктики);
- сувенирный штемпель похода.
Так же, как и дорога к полюсу, обратный маршрут в сторону Мурманска был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. В этой части пути исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. Интерес к этому вопросу объяснялся тем, что существует возможность высокоширотной ледовой проводки: высокоширотный маршрут между Мурманском и Беринговым проливом примерно на треть короче длины трассы Северного морского пути. Из-за возросшей сложности льдов повысились требования к метеорологам, группа ААНИИ продолжала активно выполнять работы, связанные с прокладкой курса судна.
В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
Первый покоритель Северного полюса — ледокол «Арктика» — был награжден орденом Октябрьской Революции. Весь экипаж — орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции — министр Морского флота СССР Т. Б. Гуженко.
Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник А. А. Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага.
После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе подняли флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч.
Участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, который пересекал все меридианы.
Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол „Арктика“. 17 августа 1977 г.». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штамп был поставлен примерно на 100–120 конвертах и открытках.
«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск.
Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили:
- памятная металлическая плита, на которой был выгравирован - Государственный герб СССР;
- капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна (точная копия капсулы находится в фондах Музея Арктики и Антарктики);
- сувенирный штемпель похода.
Так же, как и дорога к полюсу, обратный маршрут в сторону Мурманска был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. В этой части пути исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. Интерес к этому вопросу объяснялся тем, что существует возможность высокоширотной ледовой проводки: высокоширотный маршрут между Мурманском и Беринговым проливом примерно на треть короче длины трассы Северного морского пути. Из-за возросшей сложности льдов повысились требования к метеорологам, группа ААНИИ продолжала активно выполнять работы, связанные с прокладкой курса судна.
В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
Первый покоритель Северного полюса — ледокол «Арктика» — был награжден орденом Октябрьской Революции. Весь экипаж — орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции — министр Морского флота СССР Т. Б. Гуженко.

Следующая запись: «Я чувcтвую нocтaльгию пo ушeдшим дpузьям. Иx нeт, нo внутpeннe, пo душe, oни вceгдa pядoм. ...
Лучшие публикации