Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
6 июня в 1973 году Звание Героя Советского Союза присвоено членам экипажа воздушного лайнера Ту-104, совершавшего рейс из Ленинграда в Москву, – командиру корабля Вячеславу ЯНЧЕНКО и бортмеханику Викентию ГРЯЗНОВУ (посмертно).

Орденом Красного Знамени были награждены второй пилот Владимир КРИВУЛИН и штурман Николай ШИРОКОВ, орденом Красной Звезды – бортпроводницы Лидия ЕРЕМИНА и Марина ХОХРЕВА. Указ о награждении был закрытым, имена героев вспомнили в связи с 40-летием совершенного ими подвига.

События 23 апреля 1973 года, когда преступник совершил попытку захвата воздушного судна, сразу попали под гриф «секретно». «Погиб при исполнении служебных обязанностей» – так завершалась биографическая справка о Грязнове для энциклопедического словаря. «Спас с товарищами город Вольск при падении самолета» – было про своего выпускника в книжке о Вольском военном училище. Впервые же подлинную историю рассказали в газете «Воздушный транспорт» в апреле 1989-го, но в те годы она прошла стороной, заслоненная разоблачительными и чернушечными публикациями. Поднятые тогда вопросы об увековечении памяти героя остаются актуальными и сегодня.

...Полет проходил нормально, когда пассажир с портфелем через бортпроводниц передал записку для экипажа. В ней было требование изменить курс и совершить посадку в Швеции. В противном случае злоумышленник угрожал взорвать самолет с 51 пассажиром. После общения с террористом стало ясно, что обезвредить его не удастся. Взрывная цепь замкнулась бы, едва он разжал руку, если бы экипаж применил имевшееся у него оружие. Передав, что его требования приняты, решили возвращаться в Пулково, но так, чтобы в иллюминатор нельзя было увидеть городские шпили и купола. Грязнов тем временем вывел преступника из пассажирского салона, но не позволял войти в кабину пилотов. Когда на высоте 200 м командир выпустил шасси, отчаявшийся террорист привел бомбу в действие. Взрывом вырвало переднюю дверь, заклинило рули высоты, не фиксировалась передняя стойка, но командир сумел выровнять падавший самолет и благополучно его посадить.

Умелые действия экипажа помогли предотвратить панику. До взрыва пассажиры не ведали о происходящем на борту, и никто из них не пострадал: от взрывной волны и осколков всех заслонил бортпроводник. От взлета до посадки прошло 40 минут.

Преступником оказался не вполне психически здоровый человек, ничего не добившийся в жизни, нигде не работавший, ранее осужденный за три удара топором по голове своей сожительницы, а теперь рассылавший всем письма (вплоть до генсека Леонида БРЕЖНЕВА), как решать хозяйственные и государственные проблемы. В Ленинград он приехал с Украины, чтобы взять билет на московский рейс. При посадке багаж ни у кого не досматривали, даже не всегда требовали паспорт – достаточно было билета.

После этого ЧП были приняты экстренные меры по предупреждению и пресечению возможных попыток захвата и угона воздушных судов, а 12 июля, когда приняли соответствующее постановление Совмина СССР, считается днем рождения служб авиабезопасности в Советском Союзе.
6 июня в 1973 году Звание Героя Советского Союза присвоено членам экипажа воздушного лайнера Ту-104, ...
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх