СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ: образ русского солдата - Николай Олялин...
Когда в День Победы Николай Олялин появлялся на параде или на месте встречи фронтовиков, люди, прошедшие войну, бросались к нему со словами: «Коля, помнишь, как мы с тобой под Курском? А помнишь, как мы с тобой на Лютеже?
Слыша такое, артист не мог сдержать слёз. И ведь люди понимали, что он гораздо моложе, а значит, физически не мог с ними вместе воевать. Созданный актёром собирательный образ бойца Великой Отечественной - солдата, офицера, разведчика, командира - давно жил отдельно от него…
СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ
К сожалению, большинство молодых людей его почти не знают. Между тем для нашей страны и искусства это кинозвезда первой величины, один из символов великой эпохи. Он сыграл в шести десятках самых разных фильмов, но главный кинообраз Николая Олялина - выразительно-фактурный и мужественно-убедительный советский офицер. Исхудалый, изможденный или победно шествующий по освобожденному городу - это воин-защитник, выполняющий главную и трудную мужскую работу. Само его лицо и весь облик говорит, что он чужую боль чувствует, как собственную. А ведь сам артист не воевал, даже в армии не служил. Откуда же ощущение, что этот человек знает о войне всё?! А он действительно знал - собственной детской памятью.
Николай Олялин родился на Вологодчине в деревне Опихалино (вот откуда эта красивая русская фамилия) 22 мая 1941 года, ровно за месяц до начала Великой Отечественной, которую от начала до конца прошёл его отец, человек с мирной профессией портного. Но, кроме отцовских рассказов, были и собственные незабываемые детские впечатления. Казалось бы, далёкая от фронта вологодская деревня, куда оккупанты не добрались, тоже была полна войной: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди, - рассказывал артист. - Я помню, у меня всё время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тёти и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришёл ко мне смысл этих слёз, я сам уже начал плакать».
Потому неудивительно, что, окончив школу, по настоянию отца-фронтовика Николай отправился в Ленинград поступать в военное училище. Удивителен внезапный крутой поворот в выборе профессии: в 1959 году Николай Олялин стал студентом знаменитого Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Хотя Коля и ходил в драматический кружок, доставались ему там роли эпизодические, и те не очень-то получались, а однажды и вовсе освистали. А ещё был у юноши заметный вологодский говорок, да и вообще земляки актёрство серьезной и достойной профессией не считали. Однако талант и волевой характер северянина взяли своё - его актёрская судьба сложилась сразу.
По окончании института в 1964 г. Олялина распределили в только что созданный Красноярский ТЮЗ. Любопытно, что вначале он проявил себя в жанре комическом и быстро стал лучшим комиком Красноярского края. Но тут же проявился и непростой своевольный характер, обернувшийся конфликтами режиссером. Вроде бы именно Николаю принадлежит охальная эпиграмма на главрежа, и поныне живущая в актерском фольклоре. Но и главреж не остался в долгу: эффективно отомстил подчиненному за острый язык, утаивая от актёра приходившие от киностудий приглашения. Но в знаменитую эпопею Озерова «Освобождение» Олялин все-таки попал вопреки всем козням театрального руководства. Для поездки на пробы пришлось сказаться больным и даже придумать байку о направлении в санаторий.
«Освобождение» с триумфом прошло по 115 странам. И с первой же кинороли потряс и запомнился всем артист с уникальным лицом, придававшим трагический, почти религиозный смысл любому образу, в котором представал.
И как горько переживали зрители великую жертву артиллериста Цветаева-Олялина — гибель в затопленном метро — в освобождаемом от гитлеровского мракобесия Берлине! Рассказывали, даже боевой генерал Г.Н. Орел, консультант «Освобождения», не мог смириться и говаривал актеру: «Да как же так, что ты утонул, да я режиссёру скажу, пусть выведет тебя из проклятого метро через какой-нибудь люк». ..
«КОЛЯ, ТЫ БУДЕШЬ ЗНАМЕНИТЫМ!»
Побеждать на экране и противостоять житейским невзгодам Николаю Владимировичу помогала большая любовь. А для рождения этой замечательной долгой любви навсегда потребовался всего какой-то месяц.
- Это была очень красивая, романтическая история, - вспоминает сын артиста Владимир Олялин. - . Моя мама была тогда вторым секретарём райкома комсомола — кстати, очень хорошим, в Красноярске её помнят до сих пор. А ещё она любила стихи и часто бывала на поэтических вечерах - тогда в 60-е годы молодые люди часто собирались где-нибудь в кафе и взахлеб читали стихи. Папа работал в то время в ТЮЗе, играл роли из разряда «кушать подано», но в искусстве декламации ему равных не было. Думаю, если бы он не стал киноартистом, из него получился бы великий чтец.
Одно из самых ярких моих детских воспоминаний: папа готовится к правительственному концерту — ходит по коридору и читает Маяковского. А я, 10-летний пацан, стою, буквально раскрыв рот, и по коже у меня бегают мурашки: сложный текст и драйв Маяковского благодаря отцовским интонациям ложатся мне на душу. «Надо почитать!» — думаю. Беру книгу, нахожу это стихотворение и — ничего не понимаю! А как он читал «Жди меня» Симонова — слёзы на глаза наворачивались. В общем, папа часто устраивал поэтические вечера, и мама как-то пришла на один из них. После этого в её дневнике появилась запись: «Как хорошо Николай читает — просто завораживает!». И когда она по комсомольской линии организовывала праздничный вечер к 7 ноября, пригласила актёра Олялина почитать стихи. Это была их вторая встреча. Третья состоялась на Новый год, когда они случайно столкнулись на каком-то мероприятии. О том, что произошло потом, мама тоже записала в своем дневнике: «Он подошёл, обнял меня и поцеловал». В новогоднюю ночь они ходили по подъездам — было очень холодно! — и целовались, а 6 января расписались… Они очень любили друг друга. Конечно, как и все, иногда ссорились, но всё больше по каким-то ерундовым, бытовым поводам, неизбежным в каждой семье. Возможно, у них случались и более серьёзные ссоры, но мы с сестрой Олей их не слышали. Для отца семья была самым главным в жизни, поэтому он считал невозможным выяснять отношения при детях.
Видно, он был однолюбом: его замечательная семья сложилась хотя и быстро, но по-северному прочно - раз и на всю жизнь. Это она, Нелли, которую он ласково называл Нэки, ещё тогда, в Красноярске, провожая мужа на первые киносъемки, убежденно сказала ему: «Коля, ты только верь, что чудо свершится — ты будешь знаменитым!» . И сколько раз потом, когда что-то не получалось, возникали вдруг перед ним глаза Нэки и те незабвенные слова веры в него: «Невероятно, но в следующем дубле я чувствовал, что «поймал» суть своего героя…». Но она же была и самым строгим его критиком.
НЕ УМЕЕШЬ? - УЧИСЬ. НЕ МОЖЕШЬ? - ОБЯЗАН!
К выходу военно-приключенческого фильма Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость» о советском разведчике, где Олялин сыграл главную роль, он действительно уже был знаменитым, и сам Олег Ефремов звал его в МХАТ, обещая московскую квартиру, но Николай Владимирович предпочёл Киев. Там и свалились новые испытания. Глава семьи, как, к сожалению, многие его коллеги, не выдержал внезапно свалившейся славы: бесконечные банкеты, вина, коньяки… стали затягивать в омут, даже шла речь об увольнении со студии Довженко. Всё катилось по наклонной, спасало, что Нелли всегда оставалась рядом: «Свою последнюю рюмку отец выпил 2 декабря 1973 года, когда родилась моя сестра Оля, - рассказывает сын артиста Владимир. - У нас тогда гуляла вся киностудия Довженко. Но потом мама вышла из роддома и сказала: «Хватит!»…Пришлось всерьёз лечиться, зато, в отличие от большинства коллег, хватило ума и воли: с тех пор ни капли не только вина, водки или пива — даже лекарства на спирту не употреблял.
Но на встречи с фронтовиками 9 Мая, которые Николай Владимирович не пропускал даже когда из-за болезней стало трудно ходить, шёл, непременно захватив с собой фляжку с водкой и две чашки, однако сам не пил, но ветеранам наливал. .Да и вообще компаний не чурался. Высокий, стройный, элегантный, собранный и бесконечно весёлый, любил рассказывать истории из детства, как мастеровые посылали его за водкой и как отец, когда шил ему новые штаны, спрашивал. «Колька! Тебе карманы на две или на три бутылки шить?». И гениально подыгрывал общему застолью: наливал в рюмку минералку без газа, говорил тост, готовился, выдыхал, опрокидывал рюмку и смачно закусывал. Готовил феноменальные шашлыки, по собственному рецепту замачивая мясо на ночь в Кока-Коле. А ещё любил руль и блестяще водил машину, так как в молодости поработал водителем грузовика. Он вообще сохранил в себе много из детства и юности - например, виртуозно точил пилы - обычным напильником обычную ножовку, зато дрова под такой пилой просто таяли…А все свое свободное время проводил с книжкой. И детей приучал к чтению. «И ведь как хитро это делал! - рассказывает сын. - Возьмет томик, сядет в кресло и, читая, начинает либо громко смеяться, либо вслух комментировать. Мы из любопытства тоже заглядывали в эту книжку, ну а, прочитав пару страниц, уже не могли от неё оторваться».
А ещё очень любил лыжи — не горные, обыкновенные и постоянно таскал гири - пудовку и двухпудовку. Потому сам, без дублёров выполнял сложные трюки во многих фильмах — и на МАЗе гонял в фильме «Мировой парень», и на саблях рубился в «Думе о Британке», и на лошадях скакал. Не всегда это было безопасно. Однажды на съёмках фильма «Долг» ему в последний день Олялину заменили спортивное седло на кавалерийское. Домой актёр приехал весь в крови — стер этим седлом себе кожу до самого копчика. Но никогда не жаловался, мог сниматься с температурой, с воспалением лёгких… Наверняка потому так убедительны его герои-воины - он сам работал по армейскому принципу: «Не умеешь? - Учись! Не можешь? -Обязан!».
Немалой проблемой для семьи были поклонницы, и их можно понять. Стоит только вспомнить кадры из «Освобождения», когда капитан Цветаев-Олялин с сигаретой в губах спокойно и уверенно идёт по горящему и взрывающемуся Берлину «Гитлера брать» - сегодня сказали бы: «настоящий секс-символ!» Но и здесь Нелли проявила замечательную мудрость :«Когда мне было лет пятнадцать и мой голос стал похож на папин, одна поклонница перепутала меня с отцом и прямо по телефону стала ко мне приставать, -.вспоминает Владимир Олялин. - Видимо, во мне взыграл юношеский максимализм, потому что я очень грубо ей ответил, за что тут же получил нагоняй от мамы. «Пойми, — говорила она мне тогда, — папа нравится женщинам, и тут ничего не поделаешь. Не будешь же ты ругаться с каждой особой, которая ему симпатизирует!»
Да что там поклонницы - сам актёр вспоминал случай совершенно невероятный: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А мне милиционеры почему-то отдают честь и пропускают…».
И в семье авторитет был непререкаемый. “Папа нас не ругал - просто в этом не было необходимости, - вспоминает сын. - Достаточно было одного его взгляда, чтобы всё расставить по своим местам. Если у нас с мамой начинался какой-то серьёзный спор, всё решал вопрос «А что папа скажет?». При этом отец ни разу в жизни не поднял на меня руку. Если у меня возникали какие-то проблемы, мы с ним спокойно их обсуждали, и сначала он давал высказаться мне, а потом говорил сам. А однажды, вернувшись с очередных съёмок, папа услышал, как я повысил голос на маму. Он как раз пил кофе на кухне и очень спокойно, но строго спросил меня: «А чего это ты с утреца на маму орёшь? Не сметь орать на неё! Запомни: мать — это святое». Он очень ее любил».
Как и многие родители, он хотел, чтобы дети продолжили его дело. Но когда сын выбрал профессию дедушки-портного, отнёсся к его выбору с пониманием: разве сам когда-то не стал актёром вопреки родительскому желанию?.
НИ ШАГУ НАЗАД
Актёрской судьбе Николая Владимировича можно позавидовать .Но, конечно же, были и несбывшиеся мечты. Например, он грезил ролью Ивана Грозного, готовился к ней — изучал документальные материалы, читал историческую литературу. Он мог часами говорить об эпохе царствования Ивана Грозного, как будто сам жил в то время. Даже на несколько лет переехал из Киева в Вологду, Дело в том, что Иван Грозный, решая, где быть российской столице, колебался между Москвой и Вологдой? Но, по преданию, во время службы в одном из соборов вологодского кремля оторвался кусок потолка и упал на царя. Грозный посчитал, что это знак свыше, и столицей стала Москва. А он любил Вологду и в начале 90х мечтал сделать из неё русский Голливуд. Даже нашёл спонсоров, начал строить киностудию, но потом всё как-то заглохло... Как и запуску картины, помешала грянувшая перестройка Ещё одна невоплощенная мечта — Остап Бендер, где развернулся бы во всю давно неиспользуемую силу комика.
С глобальными переменами в стране пришло много новых трудностей. В 1990 году Олялин выступил как режиссёр двух мелодраматических картин — «Тёплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка» по собственному сценарию, где исполнил одну из главных ролей. Но ни у прокатчиков, ни у телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не нашли спроса. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное — получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой “методы” я не могу», - - с горечью констатировал Николай Владимирович И - просто стал писать очерки о коллегах. В сентябре 2008 года ему была назначена государственная стипендия как выдающемуся деятелю культуры и искусства Украины.
И многие режиссёры не забыли о его выдающемся таланте - до последнего Олялин был востребован как актёр и запомнился в статичной роли Инквизитора из Дневного и Ночного «Дозоров» (2004, 2005 годы), которую сам предпочёл после предложения Т. Бекмамбетова «выбрать любую», а также в сериале «Охота на изюбря» (2005 год). Но с самым большим удовольствием на самом излете 90-х Олялин сыграл Кольку Полуянова в фильме «Окраины» П. Луцика. Роль одного из главных героев в экстремальной «притче об обездоленных сатанинским олигархом крестьянах, в своей непреклонной жажде справедливости доходящих по трупам до самой Москвы и покидающих её охваченной пламенем» - своеобразный гражданский ответ Олялина волчьим временам 90-х, когда, по его словам, «пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что всё, даже ехать некуда, предел». В отличие от официальной критики, назвавшей картину «ироническим вестерном», «чёрной комедией», «стебом», Олялин вместе с автором были убеждены в полной серьёзности и важности повествования о людях социальной окраины, чья жизнь и судьба и сейчас мало кого интересует. Однако они есть и готовы драться за то, что у них отнимают
Последние лет десять Николай Владимирович сильно болел, перенёс несколько тяжёлых операций на сердце. Но продолжал оставаться собой. Каждая встреча с друзьями, каждое приветствие - это был ритуал. Не было наверное случая, чтобы он не рассказал какой-то новый анекдот, и даже самый старый, «бородатый» в его исполнении оживал заново. Даже когда у него почти пропал голос, продолжал шутить над собой и улыбаться. Ни разу не сказал, что чья-то работа коллег в кино ему не понравилась - в таких случаях просто отмалчивался. Зато, уж если ему что-то нравилось, всегда говорил об этом с радостью, от чистого сердца. .В общении ценил простоту и душевность, ненавидел хамство и вычурность и сам был человеком доступным, своим в доску -: недаром все одноклассники детей называли его просто дядей Колей. А на праздники в их доме собирались самые разные люди - строители, водители, милиционеры…Конечно, дружил и с актёрами. Добрые отношения были с Софией Ротару и Иосифом Кобзоном. А как трогательно они общались с «буржуем» Валерием Николаевым!. Валерий приезжал к старшему другу отовсюду, даже из Америки в Москву летал через Киев. Они каждый день созванивались — обсуждали сценарии, спорили. А на поминках Николаев пообещал воплотить в жизнь все задумки Николая Владимировича
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Развлечения /
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
/
СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ: образ русского солдата - Николай Олялин... Когда в День Победы Николай Олялин ...
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Рейтинг записи:
6,5
- 124 отзыва
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 8 фотографий
Жизнь во время путешествия — это мечта в чистом виде.
Посмотреть ещё 7 фотографий
Сайт знакомств Кущевская для серьезных отношений без регистрации
Сайт знакомств Кущевская с мужчинами с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Кущевская кому за 35 без регистрации
Сайт знакомств Кущевская с девушками без регистрации
Секс знакомства Кущевская бесплатно
Сайт знакомств Кущевская для взрослых без регистрации
Сайт знакомств Кущевская с телефонами и фото без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 299 991 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ - 27 марта 2023 в 11:56
Лучшие публикации