
Александр Головин, больше известный публике как театральный художник, в своем творчестве обращался и к жанру портрета. Его моделями становились люди искусства или те, кто был интересен ему как художнику. К ним относится, например, пятилетняя девочка Фрося, чей портрет написал живописец.
В 1913 году художник переселился из шумного Петербурга в Царское село, во флигель Екатерининского дворца. Там в уютном, обставленном вазами и цветами доме, Головин писал натюрморты. Сидящая в комнате дочь царскосельского дворника, как он вспоминал, поразила его: «Девочка в красном платьице сидела на банкетке, обитой зеленым рипсом, и эти два пятна, в сочетании с пестрыми красками фарфора давали живую, радостную гамму».
Единственной задачей художника было написание «цветовой картины». Красное. Белое. Зеленое. Яркой полосой лежит белая скатерть, на ней громоздится пестрый натюрморт. На фоне ткани с орнаментальной вышивкой взмывают стебли гладиолусов и маков, ютится голубой сервиз, на фарфоровых вазах улетают ангелы.
Все словно вторит тревожному детскому взгляду. «Радостная гамма», вдохновившая художника, для девочки звучит оглушительно. Фрося будто зажата между столом и банкеткой. Дочке царскосельского дворника неуютно в пышной обстановке, непривычно позировать сосредоточенному на своей работе художнику.
Сам того не желая, Головин создал, быть может, один из самых ярких психологических образов в своей портретной галерее. Лицо девочки, написанное подчеркнуто натуралистично, становится смысловым и эмоциональным акцентом картины.
Увидеть работу можно в постоянной экспозиции Третьяковской галереи
А. Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916.
В 1913 году художник переселился из шумного Петербурга в Царское село, во флигель Екатерининского дворца. Там в уютном, обставленном вазами и цветами доме, Головин писал натюрморты. Сидящая в комнате дочь царскосельского дворника, как он вспоминал, поразила его: «Девочка в красном платьице сидела на банкетке, обитой зеленым рипсом, и эти два пятна, в сочетании с пестрыми красками фарфора давали живую, радостную гамму».
Единственной задачей художника было написание «цветовой картины». Красное. Белое. Зеленое. Яркой полосой лежит белая скатерть, на ней громоздится пестрый натюрморт. На фоне ткани с орнаментальной вышивкой взмывают стебли гладиолусов и маков, ютится голубой сервиз, на фарфоровых вазах улетают ангелы.
Все словно вторит тревожному детскому взгляду. «Радостная гамма», вдохновившая художника, для девочки звучит оглушительно. Фрося будто зажата между столом и банкеткой. Дочке царскосельского дворника неуютно в пышной обстановке, непривычно позировать сосредоточенному на своей работе художнику.
Сам того не желая, Головин создал, быть может, один из самых ярких психологических образов в своей портретной галерее. Лицо девочки, написанное подчеркнуто натуралистично, становится смысловым и эмоциональным акцентом картины.
Увидеть работу можно в постоянной экспозиции Третьяковской галереи
А. Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916.

Следующая запись: ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ - 8 февраля 2023 в 14:27
Лучшие публикации