
Муза великих: Вера де Боссе
Вера родилась 25 декабря 1888 года в Санкт-Петербурге. Мать её была шведкой, отец – французом. Вскоре семья переехала в Москву.
Верочка училась в лучшей московской гимназии, которую окончила в 1908 году с золотой медалью и правом преподавания математики и французского языка. Параллельно она получила прекрасное музыкальное образование. В 1910 22-летняя Вера поступила в Берлинский университет на факультет искусства и попала в романтический водоворот. У нее случился бурный и страстный роман со студентом по фамилии Люри.
Первый и второй её браки просуществовали недолго. Один расстроили родители, другой распался сам. Вера Артуровна меняла кавалеров и мужей почти так же, как обеспеченная дама - перчатки.
Но стоит поговорить о двух главных мужчинах, которые сыграли огромную роль в её жизни. А она, в свою очередь, способствовала их карьере и славе.
Вернувшись из Германии в Москву, Вера поступила в балетную школу – её давно привлекали театр и музыка. Карьеру в танцах она делать не планировала – понимала, что с её высоким ростом в балете делать нечего. Ей хотелось обрести грацию, умение двигаться, что для драматической актрисы тоже нужно. И она стала актрисой знаменитого Камерного театра под руководством Таирова. Там-то в 1915 году статную красотку и заприметил уже знаменитый и весьма популярный в то время художник Сергей Судейкин.
Увидев Веру в кулисах театра, Сергей тут же убедил Таирова, что только прелестная Вера сможет в "Женитьбе Фигаро" станцевать страстный испанский танец. Он создает для нее великолепные сценические костюмы, восторгается и шепчет слова любви...
Их встреча с Судейкиным разделила жизнь Веры на "до" и "после". Она бросает театр, кино, Москву и переезжает к Сергею в марте 1916 года в Петербург, бросившись в любовь как в омут.
Но тут оказывается, что Судейкин женат на очаровательной балерине Ольге Глебовой, подруге Анны Ахматовой. Сергей уверяет, что с Ольгой давно покончено: "Вера, милая, я пропаду без тебя. Только ты мне нужна!"
Но кроме Ольги в его жизни столько объектов страсти, что Вера недоумевает: здесь и петербургские красавицы, и известные поэтессы, и горничные.
Шокирующим для нее становится признание Судейкина, что он испытывает чувства не только к женщинам...
Их роман вызвал бурную реакцию богемы. Ну, как же, у Судейкина есть чудесная жена Ольга! Не чурался он и однополых отношений. А тут в этот и без того запутанный клубок вклинивается Вера! Как не возникнуть толкам? Веру в свете называли "Бякой" и переживали за брошенную "всеобщую любимицу" Ольгу Судейкину. Однако резкого разрыва не было, и Судейкин некоторое время держит около себя обеих женщин. Он изображает их вместе на картинах, вдвоем Ольга и Вера демонстрируют придуманные им наряды.
Для Судейкина Вера старается быть "идеальной". В отличие от Ольги, Вера сразу же решительно отказалась от артистической карьеры и сама становится художницей. Сознавая талант своего мужа, она жертвует всем.
В начале совместной жизни она записала в своем дневнике правила, которыми намерена была руководствоваться с этого момента.
Сев за стол, Вера педантично вывела заголовок: "Обязанности жены художника". И начала перечисление:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Неизвестно, сколько бы Вера выдержала быть "идеалом". Но время внесло свои коррективы. В середине лета 1917 года Судейкин и Вера поехали в Крым.
Там Вера вынуждена доставать продукты, готовить пищу, убирать, мыть, стирать… Но жалоб от неё никто не слышал, лишь в дневнике она фиксирует то, что её тревожит. В ноябре 1917 года она писала: "Мы так перевернуты тем, что делается в Москве и Петрограде, что не находим себе места. Скифы, разрушающие свои собственные храмы!"
В феврале 1918 года они расписались, Вера Шиллинг стала Судейкиной. Связь с родными и домом была потеряна. Теперь им не было за что держаться: они держались друг за друга и выживали благодаря друг другу.
Жизнь на "чемоданах" сделала из музы прислугу. В спешке они бегут от разрухи, голода, неразберихи, социальных и политических перемен. Через Батум, продав Верины драгоценности, в мае 1920 года супруги сели на пароход и добирались до Марселя, а потом до Парижа.
Работа у Судейкина в Париже появилась почти сразу же: вместе с Никитой Балиевым, они возродили в Париже кабаре "Летучая мышь", началось сотрудничество с Дягилевым и "Русской оперой".
Деятельная Вера не сидит на месте. Они с подругой художницей открывают модный магазин театральных аксессуаров Tulavera. Вера также по заказу Дягилева создает костюмы для его балетной труппы.
В Париже Судейкин оформляет два спектакля для труппы Анны Павловой. Для Веры нашлась небольшая партия в роли Королевы, танцевать почти не нужно, нужно просто царить на сцене, а она это умела.
19 февраля 1921 года Дягилев пригласил Судейкина на деловой обед, чтобы они со знаменитым композитором Игорем Стравинским обсудили будущее сотрудничество. Сергей пришел в ресторан с Верой.
И тут случилось неожиданное: Вера и Игорь понимают, что их встреча - это судьба. Игорь, правда, был женат, да и Вера замужем, но жена Стравинского ни о чем не догадывалась, а вот Судейкин жалобно протестовал: "Что ты в нем нашла?"
Действительно, Стравинский внешне производил двоякое впечатление: богемный щеголь, обожавший перчатки и шейные платки, в безупречном костюме, благоухающий парфюмом, с одной стороны; а с другой - невысокий, лысеющий, близорукий, с огромными ушами и носом, с головой, по его собственному признанию, похожей на яйцо...
Были у него и странности: вечно кутался, опасаясь заболеть; педант и аккуратист, у которого каждая вещь должна быть на определенном месте; патологически скупой (говорят, экономил даже в телеграммах на словах). Да к тому же - выпивающий. О себе он иронично говорил: "Зовите меня Стра-виски!"
И в тоже время: фонтанирующий идеями, потрясающе остроумный, гордый, сложный, необыкновенный, талантливый, безоглядно влюбленный...
И вскоре Вера ушла от мужа и попросила приюта у подруги. А в мае 1922 года Сергей Судейкин отбыл с труппой Никиты Балиева в Нью-Йорк без жены и так там и остался.
Говоря о Вере, надо отметить, что она понимала: Стравинский никогда не бросит свою Катю, ведь слишком многое их связывает. Игорь с Катей были знакомы с детства - Екатерина Носенко приходилась кузиной Стравинскому. Родственники всячески препятствовали их браку, но упрямый Игорь знал, что только с Катей будет счастлив.
Милая, добрая, бесконечно преданная и верящая в талант Стравинского, Екатерина все-таки стала его женой в 1906 году. Она родила ему четверых детей.
Отношения Веры и Стравинского были тайными 15 лет. Катя тяжело болела и Игорь не мог нанести ей последний удар. И отказаться от Веры не мог. В обществе опять возникают сплетни и пересуды. Двойная жизнь композитора была тяжела для обеих женщин. Вера возьмет на себя все, что сможет, станет и музой его, и нянькой, и секретарем. Так продолжалось до 1936 года.
В 1936 году умерла мать Стравинского. Вслед за ней скончалась дочь Стравинских - Людмила, а за ней ушла и Екатерина Гавриловна Стравинская. Друзья считали, что Стравинский даже после этого на Вере не женится, да и она ни на что не рассчитывала.
Но друзья ошиблись. Композитор был человеком весьма вспыльчивым - клубок нервов, а Вера на него действовала успокаивающе, а в жизни Стравинского это было необходимо.
В 1940 году Игорь и Вера переедут в Америку и поженятся (почти через 20 лет после первой встречи). Стравинские купят дом и проживут вместе почти 30 лет, объездят весь мир, рукоплещущий композитору, при жизни ставшему классиком.
Вера Артуровна была человеком волевым, деловитым, предприимчивым и уверенным в себе. Она умела заботиться, умиротворять и создавать такой порядок, который бы способствовал творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и нервного Стравинского. Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов.
Когда Игорь Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход.
Но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся Вера – практичная, сильная, несгибаемая.
Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года. Он был погребен в Венеции на "русской" части кладбища Сан-Микеле. Вера Артуровна пережила мужа на 11 лет. Она часто его вспоминала, издавала книги о нём и считала единственным великим человеком, которого ей удалось встретить в жизни.
До последних дней Вера Судейкина-Стравинская была активной, деятельной, здравомыслящей и при этом совершенно необыкновенной. Вот как вспоминал о Вере Артуровне Соломон Волков: "Самой экзотической женщиной, которую мне довелось встретить, была, без сомнения, Вера Стравинская, вдова великого композитора. Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было 88 лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила…"
Ушла из жизни Вера Артуровна 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена она рядом с последним мужем.
Вера родилась 25 декабря 1888 года в Санкт-Петербурге. Мать её была шведкой, отец – французом. Вскоре семья переехала в Москву.
Верочка училась в лучшей московской гимназии, которую окончила в 1908 году с золотой медалью и правом преподавания математики и французского языка. Параллельно она получила прекрасное музыкальное образование. В 1910 22-летняя Вера поступила в Берлинский университет на факультет искусства и попала в романтический водоворот. У нее случился бурный и страстный роман со студентом по фамилии Люри.
Первый и второй её браки просуществовали недолго. Один расстроили родители, другой распался сам. Вера Артуровна меняла кавалеров и мужей почти так же, как обеспеченная дама - перчатки.
Но стоит поговорить о двух главных мужчинах, которые сыграли огромную роль в её жизни. А она, в свою очередь, способствовала их карьере и славе.
Вернувшись из Германии в Москву, Вера поступила в балетную школу – её давно привлекали театр и музыка. Карьеру в танцах она делать не планировала – понимала, что с её высоким ростом в балете делать нечего. Ей хотелось обрести грацию, умение двигаться, что для драматической актрисы тоже нужно. И она стала актрисой знаменитого Камерного театра под руководством Таирова. Там-то в 1915 году статную красотку и заприметил уже знаменитый и весьма популярный в то время художник Сергей Судейкин.
Увидев Веру в кулисах театра, Сергей тут же убедил Таирова, что только прелестная Вера сможет в "Женитьбе Фигаро" станцевать страстный испанский танец. Он создает для нее великолепные сценические костюмы, восторгается и шепчет слова любви...
Их встреча с Судейкиным разделила жизнь Веры на "до" и "после". Она бросает театр, кино, Москву и переезжает к Сергею в марте 1916 года в Петербург, бросившись в любовь как в омут.
Но тут оказывается, что Судейкин женат на очаровательной балерине Ольге Глебовой, подруге Анны Ахматовой. Сергей уверяет, что с Ольгой давно покончено: "Вера, милая, я пропаду без тебя. Только ты мне нужна!"
Но кроме Ольги в его жизни столько объектов страсти, что Вера недоумевает: здесь и петербургские красавицы, и известные поэтессы, и горничные.
Шокирующим для нее становится признание Судейкина, что он испытывает чувства не только к женщинам...
Их роман вызвал бурную реакцию богемы. Ну, как же, у Судейкина есть чудесная жена Ольга! Не чурался он и однополых отношений. А тут в этот и без того запутанный клубок вклинивается Вера! Как не возникнуть толкам? Веру в свете называли "Бякой" и переживали за брошенную "всеобщую любимицу" Ольгу Судейкину. Однако резкого разрыва не было, и Судейкин некоторое время держит около себя обеих женщин. Он изображает их вместе на картинах, вдвоем Ольга и Вера демонстрируют придуманные им наряды.
Для Судейкина Вера старается быть "идеальной". В отличие от Ольги, Вера сразу же решительно отказалась от артистической карьеры и сама становится художницей. Сознавая талант своего мужа, она жертвует всем.
В начале совместной жизни она записала в своем дневнике правила, которыми намерена была руководствоваться с этого момента.
Сев за стол, Вера педантично вывела заголовок: "Обязанности жены художника". И начала перечисление:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Неизвестно, сколько бы Вера выдержала быть "идеалом". Но время внесло свои коррективы. В середине лета 1917 года Судейкин и Вера поехали в Крым.
Там Вера вынуждена доставать продукты, готовить пищу, убирать, мыть, стирать… Но жалоб от неё никто не слышал, лишь в дневнике она фиксирует то, что её тревожит. В ноябре 1917 года она писала: "Мы так перевернуты тем, что делается в Москве и Петрограде, что не находим себе места. Скифы, разрушающие свои собственные храмы!"
В феврале 1918 года они расписались, Вера Шиллинг стала Судейкиной. Связь с родными и домом была потеряна. Теперь им не было за что держаться: они держались друг за друга и выживали благодаря друг другу.
Жизнь на "чемоданах" сделала из музы прислугу. В спешке они бегут от разрухи, голода, неразберихи, социальных и политических перемен. Через Батум, продав Верины драгоценности, в мае 1920 года супруги сели на пароход и добирались до Марселя, а потом до Парижа.
Работа у Судейкина в Париже появилась почти сразу же: вместе с Никитой Балиевым, они возродили в Париже кабаре "Летучая мышь", началось сотрудничество с Дягилевым и "Русской оперой".
Деятельная Вера не сидит на месте. Они с подругой художницей открывают модный магазин театральных аксессуаров Tulavera. Вера также по заказу Дягилева создает костюмы для его балетной труппы.
В Париже Судейкин оформляет два спектакля для труппы Анны Павловой. Для Веры нашлась небольшая партия в роли Королевы, танцевать почти не нужно, нужно просто царить на сцене, а она это умела.
19 февраля 1921 года Дягилев пригласил Судейкина на деловой обед, чтобы они со знаменитым композитором Игорем Стравинским обсудили будущее сотрудничество. Сергей пришел в ресторан с Верой.
И тут случилось неожиданное: Вера и Игорь понимают, что их встреча - это судьба. Игорь, правда, был женат, да и Вера замужем, но жена Стравинского ни о чем не догадывалась, а вот Судейкин жалобно протестовал: "Что ты в нем нашла?"
Действительно, Стравинский внешне производил двоякое впечатление: богемный щеголь, обожавший перчатки и шейные платки, в безупречном костюме, благоухающий парфюмом, с одной стороны; а с другой - невысокий, лысеющий, близорукий, с огромными ушами и носом, с головой, по его собственному признанию, похожей на яйцо...
Были у него и странности: вечно кутался, опасаясь заболеть; педант и аккуратист, у которого каждая вещь должна быть на определенном месте; патологически скупой (говорят, экономил даже в телеграммах на словах). Да к тому же - выпивающий. О себе он иронично говорил: "Зовите меня Стра-виски!"
И в тоже время: фонтанирующий идеями, потрясающе остроумный, гордый, сложный, необыкновенный, талантливый, безоглядно влюбленный...
И вскоре Вера ушла от мужа и попросила приюта у подруги. А в мае 1922 года Сергей Судейкин отбыл с труппой Никиты Балиева в Нью-Йорк без жены и так там и остался.
Говоря о Вере, надо отметить, что она понимала: Стравинский никогда не бросит свою Катю, ведь слишком многое их связывает. Игорь с Катей были знакомы с детства - Екатерина Носенко приходилась кузиной Стравинскому. Родственники всячески препятствовали их браку, но упрямый Игорь знал, что только с Катей будет счастлив.
Милая, добрая, бесконечно преданная и верящая в талант Стравинского, Екатерина все-таки стала его женой в 1906 году. Она родила ему четверых детей.
Отношения Веры и Стравинского были тайными 15 лет. Катя тяжело болела и Игорь не мог нанести ей последний удар. И отказаться от Веры не мог. В обществе опять возникают сплетни и пересуды. Двойная жизнь композитора была тяжела для обеих женщин. Вера возьмет на себя все, что сможет, станет и музой его, и нянькой, и секретарем. Так продолжалось до 1936 года.
В 1936 году умерла мать Стравинского. Вслед за ней скончалась дочь Стравинских - Людмила, а за ней ушла и Екатерина Гавриловна Стравинская. Друзья считали, что Стравинский даже после этого на Вере не женится, да и она ни на что не рассчитывала.
Но друзья ошиблись. Композитор был человеком весьма вспыльчивым - клубок нервов, а Вера на него действовала успокаивающе, а в жизни Стравинского это было необходимо.
В 1940 году Игорь и Вера переедут в Америку и поженятся (почти через 20 лет после первой встречи). Стравинские купят дом и проживут вместе почти 30 лет, объездят весь мир, рукоплещущий композитору, при жизни ставшему классиком.
Вера Артуровна была человеком волевым, деловитым, предприимчивым и уверенным в себе. Она умела заботиться, умиротворять и создавать такой порядок, который бы способствовал творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и нервного Стравинского. Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов.
Когда Игорь Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход.
Но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся Вера – практичная, сильная, несгибаемая.
Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года. Он был погребен в Венеции на "русской" части кладбища Сан-Микеле. Вера Артуровна пережила мужа на 11 лет. Она часто его вспоминала, издавала книги о нём и считала единственным великим человеком, которого ей удалось встретить в жизни.
До последних дней Вера Судейкина-Стравинская была активной, деятельной, здравомыслящей и при этом совершенно необыкновенной. Вот как вспоминал о Вере Артуровне Соломон Волков: "Самой экзотической женщиной, которую мне довелось встретить, была, без сомнения, Вера Стравинская, вдова великого композитора. Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было 88 лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила…"
Ушла из жизни Вера Артуровна 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена она рядом с последним мужем.
Следующая запись: ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ - 2 октября 2022 в 15:35
Лучшие публикации