Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Жильцы спали, а дом ехал..

Гуляя по улицам Москвы и любуясь историческими зданиями, мало кто задумывается о том, что некоторые из этих домов каких-нибудь сто лет назад стояли совсем в другом месте. При этом многотонные здания не разбирали, а перемещали как есть – иногда вместе с жильцами. Причины, по которым двигали здания, могли быть разными. А вот результат, как правило, был один – успех. Такой профессионализм инженеров и строителей просто восхищает!

Представьте, что еще в начале XIX века, а точнее в 1812 году, крестьянин Дмитрий Петров из города Моршанска вызвался увезти старую церковь, чтобы расчистить место под новую. В результате деревянная постройка была сдвинута на 30 м вместе с находящимися внутри прихожанами.

Массовое «переселение» домов началось в 1935 году, когда утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Документ предполагал расширение центральных улиц города, для чего требовалось разрушить многие постройки, в том числе памятники архитектуры. Поскольку делать этого никто не желал, советские руководители сформировали специальную организацию, которая занялась передвижением зданий. Специальное подразделение называлось "Трест по перестройке и перемещению зданий". Его основу составляли метростроевцы. В качестве "тренировок" были передвинуты 6 небольших зданий - это позволило инженером понять, как наиболее эффективно и менее рискованно проводить работы. Удивительно, но жизнь в переезжающем доме сохранялась на прежнем уровне. В домах была вода, электричество и даже газ. Все блага подавались в дом благодаря гибким коммуникациям. Жители даже не всегда замечали начало движения, настолько плавным оно было.

Один из примеров — «переезд» жилого дома на улице Осипенко (ныне Садовническая улица). Он был построен буквой Г, длинная сторона которой пересекалась с новым Краснохолмским мостом. Сложность заключалась в том, что дом стоял на заболоченном грунте, а его каркас обладал недостаточной жесткостью. Эммануил Гендель предложил решение: разделить дом на две части, а затем переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Задумку осуществили за 3 дня. Все это время жители находились в своих квартирах.

Советские инженеры перемещали объекты настолько плавно, что жильцы не всегда сразу это замечали. Так произошло с бывшим Саввинским подворьем, которое теперь находится по адресу Тверская, 6/1. О новом месте жительства люди узнали только наутро, когда проснулись. Им намеренно не озвучивали точные сроки проведения операции, поэтому в назначенный день все были в квартирах и ни о чем не догадывались. Пока жильцы спали — метростроевцы трудились. Это сооружение оказалось самым тяжелым из всех, что перевозили ранее: оно весило 23 тыс. тонн. Результат впечатлил всех. Бригада Эммануила Генделя провернула все так ловко, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую накануне вечером сложила 6-летняя девочка.
А между тем дом «уехал» вглубь улицы почти на 50 метров.

Чтобы добиться плавности и не повредить здания, требовалось огромное количество рабочих рук и строгое соблюдение технологии. Для тяги использовали гидравлические домкраты и паровые двигатели. Рабочим нужно было аккуратно отделить здание от фундамента, а затем приподнять его и отправить на новое место. Подготовка к транспортировке домов была очень основательной: на это уходило не меньше полугода, тогда как сама операция занимала от 1 до 6 дней — в зависимости от расстояния.

Всего в довоенной Москве успели передвинуть 23 каменных сооружения. Постепенно советские инженеры стали выполнять все более сложные задачи, в частности, научились передвигать дома вместе с подвалами. Яркий пример — передвижка здания Моссовета, где теперь находится мэрия.

В послевоенные годы денег на осуществление подобных проектов не хватало, поэтому перенос домов пришлось прекратить. Одним из последних место прежней дислокации сменил МХТ имени Чехова. Во время капитальной реконструкции в 1983 году здание театра сначала разделили надвое, а затем отодвинули одну из частей вглубь квартала. Этот прием позволил расширить сценическое пространство и установить новые механизмы для сценических эффектов. С тех пор практика передвижек ушла в прошлое.
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится8
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх