Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Изумрудная парюра Марии-Луизы Австрийской: Кто и зачем повредил подарок Наполеона Бонапарта, заменив изумруды на иранскую бирюзу.

Император французов Наполеон Бонапарт не испытывал особых чувств при выборе второй жены. Ему была нужна обычная настоящая принцесса, способная подарить наследника. И всё.
Жребий пал на 18-летнюю Марию-Луизу, дочь императора Австрии и внучатую племянницу казнённой королевы Марии-Антуанетты.
Естественно, Мария-Луиза отнеслась к браку, мягко говоря, без восторга. Недавний враг отечества и взрослый, по тем временам почти старый, человек на двадцать лет старше. Кому такое понравится? Но что было делать, если жених мог в случае отказа уничтожить родную Австрию без следа?
А вот сам Наполеон неожиданно влюбился. И поспешил осыпать Марию-Луизу драгоценностями. Это должны были быть выдающиеся украшения, достойные императрицы, чтобы не нашлось желающих сомневаться в статусе великого императора великой Франции.
Среди прочих даров Бонапарт преподнёс принцессе изящную изумрудную парюру (парюра - это набор украшений в одном стиле с одинаковыми камнями): диадема, ожерелье, серьги и гребень. Изготовили гарнитур придворные ювелиры Наполеона Мари-Этьен Нито, основатель ювелирного дома Chaumet, и его сын Франсуа-Рено. Мари-Этьен Нито был учеником Обера, придворного ювелира королевы Марии Антуанетты, и одним из самых талантливых мастеров своего времени.
Для изготовления парюры Нито нашли первоклассные колумбийские изумруды общим весом 290 карат.
Камни отличались не только невероятными размерами, глубоким насыщенным бархатисто-зеленым цветом и мастерским подбором.
Двенадцать из них имели форму «бриолет» (гранёная капля). Это было просто невероятно. Изумрудные бриолеты чрезвычайно редки. Из-за хрупкой кристаллической структуры изумруды трудно обработать таким сложным способом, поэтому они почти всегда имеют квадратную или изумрудную огранку, а то и просто шлифовку кабошонами, чтобы не создавать слишком большого внутреннего напряжения. Два таких крупных, при этом одинаковых изумрудных бриолета – явление уже необычное, но дюжина – нечто нереальное. Вполне годный повод для шока и зависти других монархов, ведь бриолеты были очень популярны в начале XIX века.
На весь комплект в общей сложности ушло 138 изумрудов, 382 алмаза огранки «роза» и 2162 алмаза старой бриллиантовой огранки (это около 700 карат в общей сложности), золото и серебро. Гарнитур был доставлен принцессе Марии-Луизе 30 марта 1810 года:
Наполеон выполнял все прихоти юной супруги и, возможно, в конце концов, Мария Луиза разглядела бы в муже что-то хорошее, но времени не хватило. В 1814 году Наполеон отрёкся от престола и отправился в ссылку.
Почему-то после падения Бонапарта оказалось, что изумрудная парюра не входит в состав коронных драгоценностей, а подарена как личная собственность. Так что бывшая императрица смогла забрать её с собой при отъезде из Франции.
В ссылку с супругом Мария-Луиза не поехала и вообще уклонялась от встреч с ним до самой его смерти.
Зато сразу же после вступила в морганатический брак (морганатический - неравнородный брак члена семьи монарха с более низким по знатности человеком) с давним поклонником, с которым долгое время уже вела совместное хозяйство. Он, правда, тоже как-то быстро умер, но бывшая императрица не растерялась и снова вышла замуж, опять морганатически, на этот раз уже до собственной кончины.
Прожила Мария-Луиза Австрийская не то, чтобы долгую жизнь, и скончалась в 1847 году в возрасте всего лишь пятидесяти шести лет. Всё это время она бережно хранила драгоценности, подаренные Наполеоном, в отличие от памяти о нём.
По завещанию изумрудная парюра перешла кому-то из родни. Его личность точно не установлена. Ясно лишь одно – это был представитель семейства Габсбургов.
В 1953 году наследники, плевавшие уже и на Наполеона, и на саму Марию-Луизу, выставили парюру на продажу.
Van Cleef & Arpels купили диадему и, предположительно, – застёжку и кольцо. Сделано это было с одной дикой и варварской целью – распродать исторические изумруды по отдельности.
В 1955 году ювелирный дом продемонстрировал диадему в витрине и разместил в газетах объявление: «Изумруд из исторической наполеоновской тиары для вас»:
Из камней Марии-Луизы изготовили множество новых украшений. Ажиотаж, конечно, возник мгновенно. Через сутки секретарь Van Cleef & Arpels Фред Вермонт заявил «Юнайтед Пресс», что изумруды уже закончились, но фирма всё ещё завалена заказами со всей страны.
После изъятия изумрудов диадема утратила свою материальную ценность. Её следовало разобрать, алмазы переогранить, а основу расплавить.
Вместо этого Van Cleef & Arpels совершили новое преступление против здравого смысла – заменили 79 изумрудов на 79 вставок из лучшей иранской бирюзы общим весом около 540 карат.
Немного похоже на браки Марии-Луизы, не находите? Уникальное и единственное в своём роде заменяется тоже хорошим, но, понятное дело, абсолютно не сравнимым.
Конечно, это был спорный выбор. С одной стороны, бирюза непрозрачна, она создает совершенно иной эстетический эффект. С другой стороны, без новых камней диадема полностью прекратила бы свое существование.
«Вариантом Б» оставались синтетические изумруды, но в 50-60-х их качество оставляло желать лучшего. Так что сошлись на бирюзе. Основу застёжки и кольца, если оно было, скорее всего, всё-таки уничтожили.
В период с 1953 по 1962 год анонимный покупатель приобрёл у наследников ожерелье и серьги.
В 1962 году новый владелец согласился показать ожерелье и серьги на выставке «Десять веков французских украшений». Van Cleef & Arpels выставили там же бирюзовую версию диадемы. Можно сказать, на короткое время парюра почти полностью воссоединилась.
Позже диадему у ювелирного дома купила Марджори Мерриуезер Пост, одна из самых знаменитых коллекционеров украшений. Как минимум, один раз миссис Пост надевала диадему. Она посетила в ней бал Красного Креста в Палм-Бич в 1967 году.
Несмотря на то, что миссис Пост была американкой, она отлично осознавала историческое значение приобретаемых ею ювелирных изделий. В 1971 году она подарила диадему Национальной коллекции драгоценных камней Смитсоновского института, который находится в США.
Многие считают, что диадему просто испортили, когда изъяли изумруды и заменили их вовсе не подходящей бирюзой. Но те, кто видел украшение «вживую», утверждают, что фотографии не способны передать прелесть иранской бирюзы.
Но всё равно, бесконечно жаль, что бесценная диадема с неподдающейся подсчётам художественной и исторической ценностью безжалостно демонтирована, а изумруды распроданы тупо в погоне за сверхприбылью. Однако радует, что Van Cleef & Arpels не повели себя совсем уж как вандалы и оставили потомкам хотя бы историческую основу и аутентичные алмазы.
Ещё отраднее, что ожерелье и серьги тоже доступны для всеобщего обозрения. В 2004 году музей Лувр выкупил их у владельца за 3,7 миллиона евро. Это самая крупная сумма, заплаченная Лувром за ювелирные изделия. Продавец остался неизвестным, а покупка осуществлялась через посредников. Прямо-таки жаль, что продавец скрыл личность. Хотелось бы принести ему публичную неоднократную благодарность за бережное отношение к реликвии. Ожерелье и серьги сохранились в полностью первозданном виде.
Упоминалось, что из гребня сделали тиару, след которой в настоящее время утерян. Музей Лувр, очевидно, разыскивал украшение и теперь обтекаемо сообщает, что гребень «подвергся изменениям». Скорее всего, это значит, что ювелирное изделие пропало для истории. Не исключено, что и оно, в конце концов, попало в лапы Van Cleef & Arpels или подобных хищников.
Изумруды из диадемы до сих пор время от времени всплывают на аукционах.
Например, как эта брошь, которая принадлежала миссис Сибил Б. Харрингтон, жене американского нефтяного магната. Центральный изумруд в броши вынут из диадемы Марии Луизы:
Кроме броши, у Сибил Б.Харрингтон было ещё и кольцо с одним из этих исторических изумрудов в окружении бриллиантов. Возможно, фото из архива – всего лишь изображение её кольца.
Брошь и кольцо Сибил Б.Харрингтон выставлялись на аукционе Christie's в Нью-Йорке в ктябре 1999 года. Затем брошь продали отдельно на том же аукционе в апреле 2014 года.
История подарка императора Бонапарта продолжается и двести лет спустя.
Что ж, Наполеон был щедрым и любящим супругом. Он нисколько не осуждал жену и до конца продолжал говорить о ней с приязнью. Последний подарок, предназначенный Марии-Луизе, должны были прислать ей после его смерти. Император завещал заспиртовать своё сердце и передать его нежно любимой жене.
Завещание не исполнили. Но вряд ли Марию-Луизу это хоть каплю огорчило.
Рейтинг записи:
5,5 - 12 отзывов
Нравится12
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх