Она была самой младшей в большой и дружной семье: у нее было две сестры и два брата. Спустя три года Сазоновы переехали в город Кимры и поселились в коммуналке. И хотя жили они бедно, но у Нины Афанасьевны на всю жизнь осталась память о счастливом детстве.
«Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зелёные улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге», - вспоминала актриса.
Родители Афанасий Михайлович и Матрёна Семёновна и сами хорошо играли на музыкальных инструментах, и детей научили, а маленькая Нина уже тогда хорошо пела. По выходным семья устраивала настоящие концерты, так что жизнь проходила весело.
Актёрское дарование проявилось в Нине Сазоновой уже с юных лет. Ее первая школьная учительница Анна Михайловна Курятникова, заметив это, стала всячески поддерживать и развивать способности девочки.
Нина Афанасьевна рассказывала, как они вместе исполняли романсы и русские народные песни, делали инсценировки сказок. В свободное от учебы время Нина Сазонова вместе с сестрой Татьяной посещала драмкружок «Красный обувщик».
По совету руководителя кружка 16-летняя Нина отправилась в Москву поступать в студию при Центральном театре Красной армии. В студии при Центральном театре Красной армии проходил дополнительный набор, и на три места претендовало огромное количество желающих.
Нина Сазонова с лёгкостью выдержала этот сумасшедший конкурс, покорив комиссию непосредственностью, талантливым исполнением монологов и русских народных песен.
В 1938 году Нина Сазонова закончила обучение и была принята в труппу Центрального театра Красной армии.
Первый день войны Нина Сазонова провела на Белорусском вокзале, выступая вместе с другими артистами перед солдатами, уходившими на фронт.
Все четыре года войны она колесила с концертами, выезжая на передовую, посещая госпитали. В общей сложности Сазонова дала более трех тысяч (!) фронтовых концертов.
После окончания войны Нина Сазонова продолжила работать в Центральном театре Красной армии, который с 1951 года был переименован в Центральный театр Советской армии.
Признание столичной театральной публики актриса обрела благодаря умению оставаться близкой и родной каждому зрителю. Искренне и эмоционально она создала образ Натальи Тузиковой в спектакле «Барабанщица» о подвиге советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Так могла играть только женщина, не понаслышке знакомая с фронтовыми буднями.
Среди работ актрисы в 70-е годы – роли в спектаклях: «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, «Птицы нашей молодости» Друцэ, «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Безусловно, одна из лучших ролей на сцене Театра Советской армии - Васса Железнова по пьесе Горького.
В кино Нина Сазонова начала сниматься, когда ей уже было за сорок. У Шукшина она снялась в фильме "Живет такой парень". Вслед за этой картиной Нина Сазонова получила главную роль в мелодраме Павла Любимова «Женщины» (1965), Ее героиней стала Екатерина Тимофеевна Беднова – женщина, потерявшая на войне мужа и отдавшая себя воспитанию сына.
В итоге получилась честная, непредвзятая история жизни русских женщин, сильных духом, любящих всем сердцем, которые не боятся никаких трудностей.
Столь же проникновенный образ Нина Сазонова создала и в мелодраме Татьяны Лиозновой «Рано утром» (1965). Ее Галина Петровна, немолодая уже женщина, работает кассиршей в гастрономе, влюбляется в соседа-вдовца, воспитывающего двоих детей.
Эта поздняя любовь мила, трогательна и чиста, с замиранием сердца наблюдаешь, как она робко прихорашивается, надеясь на ответное чувство. С какой болью она воспринимает смерть любимого, принимая на себя заботу о его детях.
Еще одна работа 1965 года – роль Марии Ивановой, матери четырех детей в драме Василия Пронина «Наш дом» - доброй, отчасти радостной, местами грустной, а в целом, жизненной истории московской рабочей семьи.
Роль ее кинематографического супруга исполнил Анатолий Папанов. Впоследствии он так характеризовал Нину Сазонову: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она добрый и искренний человек. И ещё - очень скромная».
В мелодраме «Женщины» Нина Сазонова впервые на экране спела в дуэте с Петром Любешкиным задушевный «Вальс расставания» на музыку Яна Френкеля и слова Константина Ваншенкина.
Впоследствии актриса не раз исполняла песни, покоряя зрителей своим голосом, в котором соединялись грусть и нежность, сожаления и надежды. Песни «Ромашки спрятались, проникли лютики» в мелодраме «Моя улица», «Стою на полустаночке» и «Кап-кап» в сериале «День за днем» стали поистине народными.
Особо стоит отметить военную драму Алексея Салтыкова «Бабье царство», посвященную колхозницам, перенёсшими в одиночку ужас фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны.
Нина Сазонова в роли Анны Сергеевны, Римма Маркова в роли Надежды Петровны, Светлана Жгун в роли Насти не играли – а проживали вместе со своими героинями этот ад с гордо поднятой головой, затем с радостью встречали советских солдат-освободителей.
Этапной работой Нины Сазоновой стала роль ткачихи Прасковьи Ивановны Бобровой или попросту тети Паши в 17-серийной мелодраме «День за днём». Этот первый советский сериал вышел на экраны в 1971 году и сразу понравился зрителям.
На протяжении нескольких вечеров перед ними разворачивалась история двух московских семей, живущих в коммуналке, давно сроднившихся друг с другом, и вместе решающих возникающие проблемы.
Роль в фильме «День за днем» принесла актрисе такую популярность, что еще долгое время в Москву из разных концов страны приходили тысячи писем с простым адресом: «Москва. Тёте Паше». И ведь доходили они до Нины Афанасьевны!
В начале 70-х вышло ещё несколько заметных картин с участием Нины Сазоновой. Так в фильме «Моя улица» ее героиней стала Клавдия Петровна Забродина, в военной драме она сыграла Антонину Дмитриевну, в мелодраме «Нюркина жизнь» - Веру Александровну, в фильме «Конец Любавиных» - Агафью Колокольникову, в мелодраме «Не пройдет и года» - Пелагею Васильевну.
С середины 70-х Нина Сазонова перестала сниматься в кино. Играла в театре, много гастролировала с концертами по стране.
Всю жизнь Нина Сазонова создавала образы женщин с нелёгкими судьбами. Её же собственная жизнь оказалась еще более драматичной, чем у многих ее героинь.
Сазонова вышла замуж вскоре после войны за директора художественной галереи Александра Капитоновича Борисова. В этом браке родился сын Михаил. Однако прожили с супругом они недолго.
После развода актриса одна воспитывала сына. В 16 лет Михаил бросил школу и привел в дом жену Наталью. Нина Афанасьевна была против их брака, и он вскоре распался. После этого Михаил пристрастился к алкоголю и к азартным играм, потерял работу, а его многочисленные долги приходилось оплачивать матери.
В последние годы отношения между сыном и матерью, жившими вместе, были испорчены алкоголизмом сына. Михаил старался всячески оградить ее от общения с внешним миром, не пускал никого в квартиру, не давал разговаривать по телефону.
Трагедия в семье Сазоновых произошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 2001 года на 1 января 2002 года. Михаил в пьяном состоянии избил мать. Проснувшись утром, он обнаружил ее лежащей без сознания на полу. Решив, что убил мать, Михаил выбросился из окна.
Нина Сазонова осталась жива, ее в тяжелом состоянии доставили в реанимацию госпиталя Министерства обороны Российской Федерации. Там Нина Афанасьевна получила помощь и впоследствии была выписана.
Однако на этом злоключения Нины Сазоновой не закончились: у нее появилась сиделка-опекунша - медсестра Лариса Свиренко, которая назвалась ее племянницей. Сама Нина Афанасьевна хорошо отзывалась о Свиренко и даже переоформила на нее свою квартиру, которая затем была продана.
Так Нина Сазонова оказалась в больнице в Новозагарье, в доме престарелых. Внук Нины Афанасьевны, Евгений пытался забрать ее оттуда, но врачи ответили отказом.
В конце сентября 2003 года Лариса Свиренко забрала Нину Сазонову и поселилась с ней в квартире, снятой на окраине Москвы. 24 февраля 2004 года состояние здоровья Нины Афанасьевны резко ухудшилось, она была доставлена в 56-ю больницу Москвы, а в ночь на 1 марта 2004 года умерла. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: РУБРИКА "ЛЮБИМЫЕ АРТИСТЫ".
Лучшие публикации