Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
Мифология / Дворовой
Одним из самых уважаемых представителей "нечистой силы", живущих по соседству с людьми, у наших предков был дворовой (дворовик, дворный, дворовушко, вазила, а в Беларуси - хлевник). Как домовой следит за порядком в доме, так и дворовой следит за тем, чтобы на дворе всё было как положено. Поэтому его сфера влияния довольно велика. Сюда попадают все постройки, скотина, хозяйство и инструменты.
Согласно народным поверьям, днем дворовой имеет облик змеи с петушиной головой и гребнем, а ночью приобретает цвет волос и облик хозяев дома. Кроме того, в поверьях многих мест дворовой почти не отличается по своему облику и занятиям от домового: так, он, по народному убеждению, похож на человека (на старика или на хозяина дома), только мохнатый; появляется и на дворе, и в доме; следит за хозяйством, ухаживает за скотиной; понравившимся ему людям и лошадям заплетает в косы волосы и т.д. Практически все былички о дворовом могли относиться к домовому.
Живет дворовой, по народному убеждению, в подвале, клети или подклети; нередко также верили, что он обитает где-то вне избы, например, в хлеву со скотиной, зачастую рядом с лошадьми (рассказывали, например, что он любит сидеть на перемете). В некоторых местах полагали, что дворовой обычно живет в подвешенной на дворе сосновой или еловой ветке с густо разросшейся хвоей, именуемой "матка", "матошник", "куриная лапа" или "шапка".
По некоторым поверьям, число дворовых в доме бывает равно числу членов семьи. Управляет ими большак (называемый "избенный большак"), у которого так же, как у хозяина дома, есть жена-большуха и дети. В некоторых местах считали, что дворовые живут так же, как обычные люди: они едят, пьют, женятся и т.п. Вероятно, такие поверья о дворовом связаны с древним культом предков-"дзядов". Так, в некоторых местах считали, что во время поминального пиршества каждый из присутствующих живых родственников находится под особым покровительством одного из умерших предков; возможно, подобные верования и объясняют такое соотношение числа дворовых с числом членов семьи.
По народному убеждению, дворовому подвластен весь двор и все его обитатели. В некоторых местах полагали, что дворовой заведует только двором, а над домом он не властен (там хозяин — домовой); однако существовали и места, где домовой был неизвестен, а полновластным хозяином всего хозяйства (исключая баню и овин) считался именно дворовой. Так, по некоторым поверьям, во дворе дворовому не подвластны только куры, а все домашние животные находятся в его власти: он может ухаживать и присматривать за ними, но может также обижать и мучить их, если они ему не приглянутся. Так, купив новую скотину, хозяин вводил ее во двор и приговаривал: "Мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми хозяииушко, рукавичкой гладь"; после этого он смотрел: если скотина не гладка, то она "не пришлась ко двору", и дворовой ее не любит, нужно ее скорее продавать, пока "хозяииушко" ее не замучил.
Дворовой, по поверьям, дружит только с собакой и козлом. Он терпеть не может сорок, поэтому, чтобы усмирить дворового, на потолке в хлеву хозяева нередко вешали убитую сороку. Считалось также, что дворовой не любит белых кошек и белых собак; он часто обижает сивых, соловых и буланых лошадей, предпочитая им вороных и серых (поэтому, если уж приходилось покупать лошадей нелюбимой дворовым масти, их вводили во двор через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх). Кроме того, дворовой, по поверью, не любит телят и овец, поэтому новорожденных животных хозяйки уносили в избу и тут же совали головой в устье печи (т.е. "вдомляли", сродняли с домом), чтобы дворовой их "не изломал" и не задушил.
Согласно поверьям, дворовой вообще обычно ходит за скотиной и оберегает ее. Понравившимся ему лошадям он заплетает гривы и хвосты; чистит их скребницей, гладит и холит, подстригает им уши и щетки, таскает им корм от чужих или нелюбимых коней; сердится, когда их продают, и т.д. В угоду ему держали лошадей его любимой масти; рассказывали, что дворовой сам иногда дает знать, каких лошадей хочет видеть на конюшне ("Захенькало: Хынь, хынь! Хоть бы худу да пегую").
Если же дворовой невзлюбит лошадь или корову, то будет всячески мучить ее: станет таскать у нее корм и не давать ей есть, свивать гриву в колтун, ездить на ней по ночам, так что к утру она окажется вся в мыле, и т.п. Лошадь, которую невзлюбил дворовой, будет худеть, чахнуть, биться всю ночь в стойле; если хозяин не опомнится и не продаст ее, то дворовой может замучить ее до смерти: перешибет у нее зад, протащит ее в подворотню, забьет под ясли или закинет в ясли кверху ногами.
Для того, чтобы вовремя узнать, "ко двору" ли будет скотина, прибегали к разным способам. Так, купив новую лошадь или корову, клали на перемет кусок хлеба и смотрели: если кусок будет съеден или уронен с перемета, то это к благополучию. Старались также узнать масть, которая нравится дворовому; так, согласно поверьям, какого цвета домашняя ласка или большинство голубей, живущих во дворе, такой масти и должны быть лошади и скот.
Если дворовой сильно и зло "шалил" на дворе, хозяева нередко старались запугать его, тыкая навозными вилами в нижние бревна двора с приговором: "Вот тебе, вот тебе, за то и вот это". Использовали иногда и другой способ: хозяин дома запасался ниткой из савана мертвеца, вплетал ее в треххвостую ременную плеть и залеплял воском; в самую полночь он засвечивал эту нитку и, держа ее в левой руке, шел во двор, где бил плетью по всем углам хлева и под яслями — "авось как-нибудь попадет в виноватого".
По народным поверьям, до Михайлова дня (8/21.XI) непременно нужно задобрить дворового, иначе он уйдет, а на свое место пришлет "лихого" (черта). Поэтому рано поутру, до "белой зорьки", старая бабка выносила чашку с пивным суслом и ставила ее на поветь (крышу над двором); перед полуднем хозяин садился на лошадь, любимую дворовым, и ездил на ней взад и вперед по двору, в то время как старуха, стоя на крыльце избы, махала во все стороны помелом, приговаривая: "Батюшка дворовой, не уходи! Не разори двор, животину не погуби! Лихому пути-дороги не кажи!" После этого помело обмакивали в дегтярницу и где-нибудь на подворье проводили дегтем по стене полосу; это называлось "отмечать на лысине у дедки зазубрину". Верили, что, завидев эту зазубрину, "лихой" за версту обойдет двор.
Дворового нередко задабривали и по-другому. Так, когда дворовой начинал вредить хозяйству, хозяева брали разноцветные лоскутки, мишуру из блесток, овечью шерсть, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и старинную копейку с изображением коня; все это они несли в хлев и оставляли в яслях с приговором: "Царь дворовой, хозяин домовой, соседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими, — попой, накорми".
Согласно народным поверьям, увидеть дворового можно через хомут или борону; можно также увидеть его, если спуститься на 3-ю ступень внутренней лестницы, ведущей в хлев или в подпол, и, нагнувшись, посмотреть промеж ног. Этот последний способ, возможно, в своем основании имеет связь с глубокой древностью, когда умерших предков хоронили под очагом, под порогами, под полом. Вероятно, некогда такой способ применяли для того, чтобы увидеть своих "дзядов"; позже его стали использовать девушки в своих гаданиях, так как, по поверью, если таким образом посмотреть в подпол, то можно увидеть дворового, принявшего облик суженого.
Для того, чтобы увидеть дворового и заручиться его расположением, старались как можно скорее, лучше первым, получить от священника по окончании заутрени на Пасху красное яйцо; с ним и со свечкой, которую держали в руках в продолжение службы, шли домой и ночью, до петухов, брали в одну руку зажженную свечу, а в другую красное яйцо и, став перед отворенной дверью хлева, говорили: "дядя дворовой, приходи ко мне, не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я — я тебе христовское яичко дам!" Согласно поверьям, после этих слов из хлева выйдет мужик в таком же "лопотье", как и спрашивающий, такого же вида, т.е. двойник. С ним можно разговаривать; взамен своих услуг дворовой требует от хозяина тайны их свидания и знакомства, "чтоб ни в сонной грезе, ни в пьяном виде, ни отцу, ни матери, ни попу" не говорил об этом свидании. Если этого условия не выполнить, дворовой сожжет избу, переведет весь скот и т.д., доведя хозяина до того, что тот сам наложит на себя руки.
источник
славянская мифология
Мифология / Дворовой.Одним из самых уважаемых представителей "нечистой силы", живущих по ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится6
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх