Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
:) Он был тем самым актёром, которого знала вся страна. Его герои заставляли зрителей хохотать до слёз, а фразы разлетались на цитаты.

Но за этим гротеском, за этой буйной, неуёмной энергией скрывалась совсем другая история — история одиночества, потерь и нелепой, несправедливой смерти.

Легенда советского кино пришел в этот мир в третий день мая (по новому стилю) 1900-го в небольшом городе Прилуки, расположенном в Черниговской области Украины.

Кроме него, родители Федор Иванович и Параскевия Ивановна воспитывали четверых детей: Сергей стал бухгалтером, Александра — телефонисткой, Мария — учителем русского языка и литературы, а старшая сестра Елена вышла замуж за местного священника, потерявшего голову от ее красоты.

Выдающиеся актерские способности проявились в мальчике еще в детстве — энергия била ключом, и Коля рос сорванцом и хулиганом, часто практиковавшимся в срыве уроков. Беспокойный характер привел юношу в самодеятельность — дебют на любительской сцене состоялся в 18 лет.

Новое увлечение быстро захватило парня, и вскоре без его участия не проходил ни один спектакль в домах культуры и провинциальных театрах Симферополя, Черкасс, Лубён, Чернигова, Днепропетровска и Харькова.

А в 1928-м талантливого молодого человека приняли в драмтеатр имени Ивана Франко, где он впервые предстал перед зрителями в шекспировском «Сне в летнюю ночь».

За свою продолжительную творческую биографию Яковченко поступал на службу в разные храмы Мельпомены — Театр Филиппа Хмары («Савва», «Дни нашей жизни»), Театр революции в Харькове («Коварство и любовь», «На западе бой»), Театр музыкальной комедии в Киеве («Мистер Икс», «Коломбина») и вновь в Театр драмы Ивана Франко («За двумя зайцами», «Богдан Хмельницкий»).

Народный артист Украинской ССР, обладатель двух Георгиевских крестов прошел Советско-финскую войну, а во время Великой Отечественной, оставив семью в эвакуации, выступал на фронтах, в батальонах, призывных пунктах и госпиталях (в том числе и накануне Сталинградской битвы), за что и получил две медали.

К слову, отец (по профессии торговец рыбой) с матерью-домохозяйкой поначалу были против рода деятельности сына. Это подтверждает и единственная племянница:

«Мама дяди Коли звонила ему и говорила: “Микола, вертайся до дому и займись настоящим делом!” А он страшно обижался. Те годы ведь были голодными, их семья пережила две войны, и надо было думать о том, как прокормить себя. Но у Николая Федоровича был дар от Бога, и его мать однажды признала это».

Личная жизнь

Дело всей жизни мужчины «устроило» и его личную жизнь: во время гастролей в Харькове он познакомился с молодой красавицей Татьяной Евсеенко. Несмотря на отсутствие выдающихся внешних данных и 10-летнюю разницу в возрасте, Николаю удалось покорить девушку природным талантом и харизмой, обойдя даже ее известного ухажера Виктора Добровольского.

В 1931-м в Киеве влюбленные сочетались законным браком, а весной следующего года принимали поздравления с рождением первенца Ирины. В 1937-м на свет появилась и младшая сестра девочки Юнона, но обретенное счастье оказалось недолгим.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны внезапно скончалась любимая супруга, и безутешный вдовец искал успокоение в алкоголе. И, возможно, пропал бы в нем совсем, если бы не дочери, пошедшие по стопам родителей и ставшие актрисами, в которых мужчина души не чаял.

К несчастью, причина их смерти в дальнейшем была такая же, как и у матери — неизлечимая болезнь.

Не сложилась судьба и у двух других мужчин в семье: единственный внук Николай, сын Юноны, в армии пристрастился к запрещенным веществам, впоследствии исчез с крупной суммой денег и, предположительно, умер. А его отец Владимир Бохонко покончил с собой, выпрыгнув с 14-го этажа.

Фильмы

Первой работой в богатой фильмографии Яковченко значилась военная драма «Щорс», снятая Александром Довженко и Юлией Солнцевой и вышедшая на экраны 1 мая 1939-го.

Следующее появление на съемочной площадке состоялось только в середине 50-х, среди нескольких проектов самым запоминающимся оказался «Максим Перепелица», где Николаю Федоровичу доверили роль отца главного героя, сыгранного Леонидом Быковым. Также внимательные зрители могли заметить актера в эпизоде комедийной мелодрамы «Она Вас любит» с Георгием Вициным.

Слава и всеобъемлющая любовь публики обрушились на артиста после премьеры кинокартины «Штепсель женит Тарапуньку», а фразы, произнесенные его персонажем («Пришлите мне вахтера Нестеренко, я голову ему буду снимать!», «Киностудия — это не место для всяких рандеву!») ушли в народ и стали крылатыми.

Благосклонное отношение зрителей украинский Чарли Чаплин закрепил с помощью легендарных «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Его знахаря Пацюка обожал и стар, и млад, и, кажется, не было такого человека, кто не желал обладать сверхсилой и угощаться галушками и варениками со сметаной без помощи столовых приборов.

Впоследствии советские граждане познакомились и с иными виртуозными перевоплощениями любимца: «За двумя зайцами» — в Прокопа Свиридовича Сирко, в «Королеве бензоколонки» — в дорожного начальника Лопату, в «Стежках-дорожках» — в сторожа Архипа, в «Смеханических приключениях Тарапуньки и Штепселя» — в контролера на речном трамвайчике.

Удивительно, но ведущие роли он получил только в конце жизни в фильмах «Дед левого крайнего» и «Веселые Жабокричи».

Смерть

Николай Федорович обладал нереальным чувством юмора. Например, на вопрос, почему он гуляет по городу с любимой таксой Фанфан на длинном поводке, невозмутимо пояснял, что собака не выносит запаха спиртного. Или, встретив зимой на улице коллегу, который остановил артиста, спешащего в магазин за выпивкой в одном халате, крикнул тому на бегу непревзойденное: «Летом, летом поговорим!».

Комик с душой трагика, как его назвали, и перед кончиной не растерял своего «боевого настроя». 11 сентября 1974-го у народного любимца случился приступ аппендицита, и все бы обошлось, если бы врачи скорой помощи не возили пациента слишком долго по столице Украины, решая, куда бы положить. Когда его все же определили в медучреждение, у актера уже началось воспаление брюшины.

«В итоге, когда его привезли в медучреждение, то уже был перитонит. Николая Федоровича тут же отправили к хирургам, за минуту до операции он сказал: “Клоуны идут на манеж”. Что бы ни случалось, дядя никогда не терял оптимизма, он сумел пошутить даже над собственной смертью», — поведала его племянница.

Сотрудники одной из киевских газет готовившие сообщение о смерти Яковченко, столкнулись с неожиданной проблемой.

Выяснилось, что у знаменитости, чья могила расположена на Байковом кладбище Киева, не нашлось ни одной официальной «серьезной» фотографии, а на имеющихся изображениях он то пребывал в образе, то заразительно улыбался, то находился на рыбалке. В итоге пришлось выкручиваться и пририсовывать на более или менее подходящем снимке рубашку, галстук и пиджак.

Память

В 2000-м в Киеве напротив Театра имени Ивана Франко к 100-летию со дня рождения Николая Яковченко установлен памятник работы скульптора Владимира Чепелика.

В 2003, 2006, 2007 годах вышли документальные фильмы, посвященные памяти Николая Яковченко.

17 мая 2008-го в родном городе актера Прилуках на Театральной площади установлен памятник Николаю Яковченко, возле ног которого сидит любимая такса по кличке Фанфан, работы скульптора Владимира Чепелика.

В 2010 году в Прилуках появилась улица имени Николая Яковченко.

Он прожил жизнь, полную контрастов: громкий успех и тихое горе, любовь миллионов и одиночество за кулисами.

Но главное — он оставил после себя не просто роли, а целый мир, в котором смех и боль идут рука об руку.

Как и у многих великих комиков — за его улыбкой скрывалась трагедия.
Рейтинг записи:
5,5 - 15 отзывов
Нравится15
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх