Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
Не только деньгами, но и натурой. Чем расплачивались заказчики за картины известных художников?

Многие известные художники получали за свои картины совершенно необычные гонорары, которые в целом их, похоже, вполне устраивали. Это сейчас за картины таких известных мастеров, как Айвазовский, Ван Гог или Нико Пиросмани богатые коллекционеры готовы платить миллионы долларов, а при жизни художников их запросы были куда скромнее, впрочем, не всегда. О том, как расплачивались с художниками заказчики их картин мы и поговорим в этой статье.

Иван Айвазовский в 1840 году, когда он лишь недавно окончил Академию художеств, с огромным успехом выставлял свои картины в Италии. Журналисты и искусствоведы с восторгом писали о его работах: «ещё никто не мог так достоверно изобразить море, воздух и свет». Так-то в какой-то мере работы Айвазовского, как и Уильяма Тёрнера предвосхитили появление первых картин импрессионистов, были источником их вдохновения.

Его картину «Хаос. Сотворение мира», купил Папа Римский. Правда, были предположения, что Айвазовский просто подарил это полотно — решение очень дальновидное, поскольку все прочие заказчики с удовольствием будут покупать работы художника, чью картину оценил сам Понтифик. Богатые вельможи могли себе позволить заказать картину непосредственно у Айвазовского, ну а простолюдинам приходилось довольствоваться репродукциями.

Но и вельможи подчас расплачивались с Айвазовским достаточно оригинально. Он был человеком скромным, без лишнего самомнения, потому и не посчитал зазорным взять оплату колбасой, которую изготовляли на предприятие, принадлежащем родственнику заказчику картины. Просто Айвазовский был настоящим гурманом, любил покушать и логично рассудил, что зачем покупать хорошую колбасу за гонорар, если её можно получить непосредственно от заказчика, минуя всевозможных лавочников-посредников.

Айвазовский был, не в пример многих художников, человеком очень практичным, деньги считать умел и вообще сочетал в своём характере часто совершенно разные черты. Антон Чехов впоследствии писал про Айвазовского: «в нём уживается генерал, архиерей, армянин, художник, наивный дед и даже Отелло». Воистину, истинный гений и успешный человек должен быть разносторонним, а замыкание только на живописи часто плачевно заканчивается для самого художника.

А вот Нико Пиросмани — пример художника, практически противоположного успешному и общепризнанному Айвазовскому. Его считали «блаженным маляром», относились со снисходительным пренебрежением, как к человеку не от мира сего и расплачивались за работы бутылкой вина и скромной снедью. Пиросмани расписывал стены и вывески духанов в Тифлисе и писал на чёрной клеёнке, чтобы экономить на красках.

Его картины в стиле примитивизма у многих вызвали лишь презрение, и лишь позже смогли оценить всю очаровательную простоту и мощь этих поистине неординарных полотен.

Однажды в мастерскую художника Бориса Кустодиева пришли двое нахрапистых молодых людей и велели написать их совместный портрет. Кустодиев был очень известным портретистом, писал портреты императора, цесаревича, известных артистов и деятелей культуры и потому мог выбирать заказчиков, писать портреты тех людей, которые ему были интересны. А тут двое никому не известных парней, которые стали заверять Кустодиева, что вскоре станут знаменитостями и прославят науку. И они не обманули — это были будущие знаменитые учёные Пётр Капица и Николай Семёнов. А Кустодиев впоследствии говорил своему другу Фёдору Шаляпину: «такие весёлые, самоуверенные, молодые, то пришлось согласиться».

А ещё Капица и Семёнов щедро расплатились с художником — дали ему мешок пшена и петуха, которые получили за ремонт мельницы. Всё дело во времени, когда был написан портрет — 1921 год. Кустодиев откровенно бедствовал, из-за проблем со здоровьем не мог ходить, в Советской власти он разуверился, однако сохранял оптимизм, а подрабатывал, создавая идеологически верные плакаты, лубки и рисуя декорации для революционных спектаклей. Плата для тех лет была очень хорошей — можно было сварить знатный суп из петуха, и даже то, что Кустодиев в лучшие для себя годы брал за свои работы с заказчиков приличные деньги, никакого значения не имело.

Французский живописец Ив Кляйн был настоящим затейником. Он придумал создавать картины при помощи отпечатков человеческого тела, использовать дождь, пыль и ветер в качестве незаменимых помощников — просто прикреплял холст на крыше автомобиля и ехал на нём в дальнюю поездку, и собственный особый синий цвет, на который взял патент.

Одной из самых оригинальных идей Кляйна была торговля за золото пустотой. Он брал у своих покупателей золотые слитки и ничего не предлагал взамен, лишь в присутствие покупателя — не всегда откровенных простаков, просто любителей оригинального самовыражения со стороны художников, бросал несколько золотых монет в Сену, что должно было символизировать дань пустоте и вакууму. Ну а остальное золото забирал себе за идею. Правда, его творческие эксперименты большим спросом не пользовались и на жизнь он зарабатывал, будучи тренером по дзюдо.

Ван Гог брал за свои работы деньгами, но это, если ему везло, и находился покупатель, готовый по достоинству оценить его картины. А обычно с ним расплачивались натурой, особенно в начале карьеры. Когда он был молодым и только начинал свой путь в живописи, то отчаянно хотел писать обнажённых натурщиц, с некоторым расчётом, что дама окажется сговорчивой и дело не ограничится только позированием. Он даже специально подбирал на эту работу девушек лёгкого поведения. Но позировать они позировали, однако на этом всё дело и заканчивалось. Его картины им не нравились, возможно из-за нежелания приукрашивать своих моделей и широкого использования серых, землистых цветов.

Потом он познакомился с владелицей кафе Агостиной Сегатори. Та охотно брала картины Ван Гога, а расплачивалась едой или иногда присылала ему цветы — не для того, чтобы выразить восхищение, а просто чтобы художник, восхитившись их многоцветьем и красотой, писал картины в более ярких красках.

Однако Ван Гог своему стилю изменять не хотел. Например, картину «Ночное кафе» он написал в качестве арендной платы. Хозяин был бы рад получить деньги, но что взять с нищего художника? Пришлось согласиться на его условия. Хозяин упорно позировал, а все посетители, увидев как Ван Гог устанавливает свой мольберт, старались побыстрее поесть и уйти куда подальше. Оставались лишь самые забулдыжистые бродяги, которым и идти было некуда.

В итоге картина даёт полное ощущение одиночества и безысходности, а сам Ван Гог впоследствии говорил: «это одна из самых уродливых моих работ».
Не только деньгами, но и натурой. Чем расплачивались заказчики за картины известных художников? ...
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Наталья Наталья
Как всегда очень интересно. Спасибо
Виктор Виктор
Пётр Капица и Николай Семёнов.
Наверх