:) Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории.
Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.
Грек по происхождению,
Архип Куинджи, родился в 1841 году, в Мариуполе.
Рано лишившись родителей, нанимался на работу, будучи ещё маленьким мальчиком.
Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца.
Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию, откуда отправился в усадьбу Айвазовского неподалеку от деревни Шейх-Мамай, чтобы поступить в ученики к художнику. Хозяин был в отъезде, и в ожидании его юный Архип попросился помогать в усадьбе.
В обучении живописи Айвазовский ему отказал.
Куинджи мечтал поступить в Академию художеств.
В 1865 году Куинджи уехал в Санкт-Петербург.
Он дважды «срезается», но не сдаётся и создаёт картину «Татарская сакля в Крыму».
Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — всё это не оставило профессоров равнодушными.
Куинджи был удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома.
В эти годы Куинджи познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин.
Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.
Картины художника стали выставляться в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех.
О Куинджи и его работах заговорили, и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
В 1873 году он создал два замечательных шедевров : «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».
Картина « На острове Валаам»выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Полотно экспонировалось на академической выставке, затем — в Вене и, в конце концов, стало первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков.
Куинджи пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.
Архип Иванович создаёт новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжёлый грех», — говорил художник.
Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приёмы в живописи.
И конечно в его жизни была большая любовь- тихая, неспешная, но такая же крепкая — к своей жене, единственной спутнице всей его жизни Вере Леонтьевне.
Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца.
Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка.
На что получил категоричный ответ:
«Если не за Архипа, то только в монастырь».
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение.
Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург.
А Вера осталась ждать. И дождалась.
Архип заработал необходимую сумму.
Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром.
В том же году , его мечта исполнилась , спустя девять лет после знакомства, молодые люди поженились.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам, где
новоиспеченный муж написал портрет супруги.
Вдохновение не покидало Куинджи , он писал одну картину за другой.
Работы покупались.
В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам, отсылали деньги неимущим.
Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья.
Вера поддерживала мужа во всех его делах.
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным живописцем»
Два года спустя, в Обществе поощрения художеств прошла выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре».
Куинджи очень тщательно подошёл к организации выставки: задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики.
Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину Константиновичу.
В 1886 году художник купил за 30 тысяч рублей участок в Крыму площадью 245 десятин возле посёлка Кикенеиз и первое время жил там с женой уединённо в шалаше.
Со временем на этом участке возникло небольшое имение Сара Кикенеиз, куда Куинджи часто приезжал со своими учениками для проведения летней практики на пленэре.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе, в ноябре 1908 года для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия в размере 2500 рублей.
В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени.
После похорон Вера Леонтьевна некоторое время принимала активное участие в работе Общества художников имени ее мужа, помогала разбирать картины и документы.
Ее дальнейшая судьба практически неизвестна, за исключением того, что после Октябрьской революции она продолжала жить в Петрограде. Веры Леонтьевны Куинджи не стало в 1920-х годах.
Общество художников имени А. И. Куинджи просуществовало до 1930 года.
В 2019 году на глазах, уизумлённых посетителей , из зала Третьяковской галереи была украдена картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым».
Мужчина, которого приняли за работника музея, достал полотно из рамы и унес его.
Подозреваемый был задержан.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: :) Каждому- по своей голубке...
Лучшие публикации