Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
:) ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА...

Это случилось в декабре 1969 года. В репетиционном зале Большого театра лежала, скрючившись от боли, маленькая женщина в тренировочном костюме и рыдала от боли. Во время репетиции балета "Лебединое озеро", на очередной небольшой переделке, она недостаточно разогрела мышцы упражнениями. Танцуя, она вдруг ощутила резкую боль в левой ноге, повалилась на бок и не могла встать. Это была Майя Михайловна Плисецкая...

Иногда, после перевязок и упражнений, я оставался сидеть возле её кровати и мы беседовали на отвлечённые темы - о жизни и искусстве. Как-то раз она задумчиво сказала: "Я иногда думаю: какие великие люди были в нашем Большом театре: Шаляпин, Нежданова, Собинов... Какие про них рассказывают интересные истории". Я слушал и думал: а ты сама? Ведь и про тебя будут рассказывать интересные истории, ты тоже великая!

Она была очень живой рассказчик, я поражался остроте и меткости её мыслей и рассказов. В её натуре была богатая палитра эмоциональности - говорила она так же эмоционально как и танцевала... Язык у неё был образный, резкий, в речь вставлялись ходовые словечки, не всегда приличные... Она рассказывал о разных эпизодах из своей яркой жизни...

Любителям балета он представляется фейерверком наслаждения: музыка, танцы, декорации, красивые длинноногие балерины... И нравятся сами бесхитростные истории, заложенные в основу представления. Чего же ещё лучше!

Однажды Майя Плисецкая пожаловалась мне на пёстрое однообразие классического балета. Она рассказала историю бюрократических трудностей, какие ставили перед ней, когда она добивалась постановки балета нового типа "Кармен" на сцене Большого театра:

"Я двадцать пять лет танцевала всё тот же старый репертуар. «Лебединое озеро» я танцевала более семисот раз!!!Это прекрасный балет, великая музыка Чайковского. Но для исполнителя это всё одно и то же - старая классика. Мне надоело, захотелось чего-то нового...

Постановка балета "Кармен" была кубинская, его ставил по моей просьбе кубинец Альберто Алонсо, всё в новой смелой манере, все сцены и все движения отличны от классических балетов. Кубинцы хотя считаются коммунистами, но они были ближе в прогрессивному миру и не такие ханжи, как советские бюрократы...

Я создала образ Кармен таким, каким его описал французский писатель Проспер Мериме в середине XIX века. Из-за популярности оперы «Кармен» яркий образ стал нарицательным. А Кармен была простая испанка лёгкого поведения. Она полюбила и завлекла солдата Хозе, потом бросила его. Хозе требовал её возвращения и грозил убить, но она не пошла против своей воли и погибла от его ножа. Вот и вся история...

Основа характера Кармен - это романтизм и свободолюбие. Я так её и создавала в танцах на музыку Бизе, специально обработанную и обострённую для ритмов балета Родионом Щедриным...

Но министр культуры Екатерина Фурцева запретила выпуск балета. Она коммунистка, выдвиженец партии из бывших рабочих, начинала ткачихой. У неё понятие простое, пролетарское: если Кармен популярная, значит её надо показать возвеличенной. Она считала, что нельзя показывать Кармен в том виде, как я её танцевала...

После просмотра балета Фурцева заявила:
- Балет в таком виде выпускать нельзя. Вы, Майя Михайловна, из героини испанского народа сделали уличную женщину...

Ну ты знаешь, я ведь всегда найду, что сказать, но на определение Кармен как героини народа я просто онемела, не знала, что ответить...

Екатерина Фурцева, конечно, никогда не читала Мериме. Про неё вообще ходит такая шутка...
Спрашивают: как вам нравится министр культуры? Отвечают: мне не нравится культура министра...

А она горячилась и кричала:
- У вас не танцы, это сплошная эротика. Особенно в неприличном любовном адажио. Прикройте хоть голые ляжки, наденьте юбку. Это чуждый нам, коммунистам, путь в искусстве...

Дело дошло до того, что сам Брежнев потом сказал:
- Ну, Плисецкой можно один раз в жизни позволить сделать, что она хочет...
Так мне разрешили танцевать Кармен, и этот балет стал гвоздём всех программ и сезонов..."

Владимир Голяховский

Спасибо за архив РКБ
:) ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА... Это случилось в декабре 1969 года. В репетиционном зале Большого театра ...
Рейтинг записи:
6,5 - 102 отзыва
Нравится91
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Татьяна Татьяна
Елена Владимировна Елена Владимировна
непревзойденная
Аброл Аброл
Комментарий скрыт
Наталья Наталья
Татьяна Татьяна
Елена Елена
Великая!!
Петр Викторович Петр Викторович
Фурцева рубила всё, и всех подряд.По жизни кавалеристом была.Ну да бог с ней....
Юрий Юрий
GIF Preview
Валентина Валентина
Неподражаемая, нетленная, потрясающая!
Светлана Светлана
Леонид Леонид
доплясалась....
Наверх