Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Памяти Веры Марецкой, сегодня 116 лет со дня рождения советской актрисы театра и кино, Народной артистки СССР
Детские годы великой актрисы
Одна из лучших актрис Советского Союза появилась на свет в Барвихе у родителей, не имевших никакого отношения к миру кино. Возможно, только очень тонкой нитью идет такая связь. Ее папа, Петр Григорьевич, спустя шесть лет после рождения дочери начал арендовать в цирке Никитиных буфет. А после окончания революции он решил остаться там работать продавцом. Все дети Вера, ее два брата и сестра постоянно помогали папе.
Вере очень нравилось бывать в цирке, ее пленял мир искусства. Она часто стояла за кулисами, внимательно наблюдая за представлением. А закрыв глаза, девочка представляла себя то воздушной гимнасткой, то смелой наездницей
Родителям хотелось для своей дочки совсем иного будущего, они не были уверены, что мечты девочки сделают ее счастливой. Родители хотели, чтобы их дети получили серьезное образование, поэтому, подчинившись их настоятельным уговорам, юная Вера Марецкая, фото которой вскоре были почти в каждом советском журнале, начала сдавать экзамены на философский факультет в Московском университете. Но мир искусства не оставил ее, пленяя и восхищая. Поэтому, ничего не сказав родителям, девушка подает документы одновременно в три театральных студии. Поступить удалось в две, из которых она выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова из-за того, что он был учеником самого Станиславского. Философия была забыта навсегда.
Ее довоенные работы в театре
После окончания Школы-студии в 1924 году Вера Марецкая, поддержав Юрия Завадского, решившего создать свою театральную студию, стала одной из первых его актрис. Она, несмотря на свою молодость, начинала с характерных ролей. Ей удавалось (и очень талантливо) перевоплощаться в странных и смешных старушек фрау Шнютхен, мадам Соковитину и других.
На выбор дальнейшего репертуара актрисы значительное влияние оказали ее удивительное чувство юмора и неуемная фантазия. Ей доводилось играть лицемерку Глафиру, беспризорницу Степку, проститутку Бетти Дорданж (одна из лучших ее ролей). Завадский писал о Марецкой, что она очень умна, всегда знает, что она делает, зачем и почему, но главное как.
личная жизнь Веры Марецкой
Их отношения были непростыми. Именно Завадский стал для Марецкой истинным учителем, открывшим ее как актрису. Постепенно рабочие отношения стали личными. Они поженились, у них родился сын Женечка. Все было хорошо, но потом Завадский испытал чувство всепоглощающей любви к Галине Улановой и ушел из семьи. Другая женщина в знак протеста ушла бы из театра. Другая, но не Вера Петровна. Она, несмотря на то, что ее приглашали многие режиссеры, не оставила своего теперь уже бывшего мужа и проработала в этих стенах всю жизнь, оставаясь ведущей актрисой его театра.
Возвращение
Член правительства (1939)
Кино горячо одобрил сам Сталин. Марецкая стала одной из любимых актрис вождя, а Завадский потихоньку вышел из опалы и, более того, возглавил театр Моссовета, в котором примой стала, конечно, Ве-Пе, как до конца жизни ласково будет называть Веру Петровну Юрий Александрович.
Тем временем наладилась и личная жизнь Марецкой. Она вышла замуж за малоизвестно актера Георгия Троицкого. Застенчивый и тихий мужчина боготворил свою Верочку и был счастлив сделать для нее все лишь бы женщине было хорошо. На супруга можно было оставить хозяйство и даже родившуюся у них дочь Машеньку.
Счастье было недолгим. В первый день войны муж ушел на фронт добровольцем, а на третий исчезла сестра. Помня о судьбе двух братьев, актриса сразу догадалась, что Таня вовсе не на передовую сбежала. И скоро нашла ее в одной из тюрем, куда отвозили политических заключенных. Целых двадцать лет Вера передавала сестре провизию, пока ту, наконец, не освободили.
Следующий удар судьбы Марецкая перенесла в 1943 году. На премьере одного из кинофильмов ей шепнули, что муж убит. Женщина нашла в себе силы, извинившись, тихонечко выбежать из зала. И только в освещенном холле сползла по стенке без чувств.
Синема ее жизни
Хотя в театре у нее был постоянный успех, именно кинематограф принес Марецкой всенародную любовь и признание. Ее дебют состоялся, когда ей было 19 лет. Это была маленькая роль в драме Его призыв. В этом же, 1925, году тот же режиссер Яков Протазанов опять пригласил молодую красавицу в свой новый фильм в комедию Закройщик из Торжка, где Вера Марецкая, фильмы которой вошли в золотой фонд советского кинематографа, воплотила роль работницы Кати. Этот образ запомнился всем зрителям.
Ее партнер по фильму Игорь Ильинский говорил о ее работе, что главное очарование молодой актрисы составили ее естественность и простота.
Постепенно начали поступать предложения от разных режиссеров. За три года она сыграла в пяти замечательных фильмах, где сумела продемонстрировать как настоящую искренность и лиризм, так и яркую характерность.
Краткая биография
Вот вкратце самые важные моменты ее биографии:
В 1924 году она заканчивает школу-студию, почти сразу же выходит замуж за Юрия Александровича Завадского руководителя этой школы и начинает работу в театре, который он создал. Играет сначала маленькие роли, но делает это настолько талантливо, что со временем ей поручают в театре серьезные, характерные роли первого плана.
В этом же году состоялся ее дебют и в кино, она сыграла сначала две эпизодические роли, а затем и большую роль в фильме Закройщик из Торжка. С этих пор предложения сниматься она получала часто.
1928 год. Еще одна запоминающаяся роль Марецкой Параша в фильме Дом на Трубной.
1936-1940 год. Вместе с мужем и со всем театром она переезжает в Ростов-на-Дону и продолжает играть на сцене местного театра. Здесь самой запоминающейся ролью стала Любовь Яровая по одноименной пьесе.
1939 год. Главная роль в фильме Член правительства, которая стала одной из самых ярких в биографии актрисы. Идеологическая подоплека этого фильма просто меркла на фоне личности, которую воплотила Марецкая.
1940 год. Юрий Александрович Завадский приглашен в театр им. Моссовета. Вместе с Верой Петровной они возвращаются в Москву и до конца жизни актриса работает в этом театре, сыграв много разноплановых ролей.
1942. Постановка театра Надежда Дурова, где Марецкая играет главную героиню. За эту роль Вера Петровна получает Сталинскую премию.
1943. В мае этого года выходит фильм Она защищает Родину, который имел большой успех. Его смотрели и в тылу, и на фронте, и даже в партизанских полевых лагерях. В 1946 году вручение Сталинской премии за роль в этом фильме.
1944. Небольшая, но очень удачная роль в фильме Свадьба, который и до сих показывают по ТВ. После серьезнейших ролей, комедийная Анна Змеюкина стала как бы еще одной гранью таланта актрисы.
1947. На экраны вышел фильм Сельская учительница. Это еще одна триумфальная роль, сделавшая Марецкую всеобщей любимицей. В 1948 году за эту роль она получила еще одну Сталинскую премию.
1949. Присвоение звания народной артистки СССР.
1950. Юрий Завадский ставит спектакль Рассвет над Москвой, где Вера Петровна исполняет главную роль. В 1951 году ей в четвертый раз вручают Сталинскую премию.
1955. Главная роль в фильме Мать по роману Максима Горького также запомнилась зрителям глубиной и драматичностью исполнения.
1964-1969. Последние роли в кино в фильмах Ночной звонок и Легкая жизнь, после которых в кино она больше не снимается из-за тяжелой болезни.
1975. Странная миссис Севидж последняя роль Марецкой в театре.
1976. Присвоение звания Герой Социалистического труда высшей награды Правительства СССР. Кроме того, в разные годы она была награждена высшими орденами двумя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени.
1978. Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа от онкологического заболевания. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище.
Знаменитая актриса Вера Марецкая
Живой образ в идеологической фальши
Начало творческой карьеры у актрисы было очень бурным, но потом наступило некоторое затишье. Она была очень занята в театре. Следующая ее роль случилась только в 1935 году. Персонажем была активная шахтерка Вера, которая сумела подбить женщин сражаться в бою против белых. С этой картины именно женский характер, его формирование стало определяющим стержнем ее дальнейшей работы в кино.
Почти все ее экранные работы были пронизаны идеологией коммунизма. Но в те годы эта идеология была в любом виде искусства, в умах и сердцах людей. Но даже в такой ситуации Вера Марецкая сумела создавать реальные, очень искренние и настоящие образы женщин, простых русских баб. Критики говорили, что на Марецкую-крестьянку, произносившую пламенные слова, хотелось смотреть ежеминутно, настолько она была мудра и по-настоящему народна.
Личная жизнь прославленной актрисы
У нее было все: благосклонное отношение официальных властей, народная любовь. И все же практически никто не знал, что за всей этой феерией остается огромная трагедия. Оба ее брата были партийными деятелями, почти правыми руками Бухарина, что и послужило причиной их гибели их расстреляли в 30-е годы.
Ее младшая сестра пропала через сутки после начала войны. Сначала Вера Павловна обзванивала знакомых, потом больницы и морги. Потом сообразила обратиться в соответствующие органы Никакая популярность не помогла ей вытащить сестру из тюрьмы: Таня вышла оттуда только через два года, до 60-х ей запрещали жить в столице.
вера марецкая фильмы
Личная жизнь Веры Марецкой оказалась полосатой: то случались счастливые взлеты, то грустные падения. После развода с Завадским она снова создала семью с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. Троша в основном занимался домашними делами и дочкой. А все творческие вопросы Марецкая, как и прежде, решала в тандеме с Завадским.
Дети Марецкой Веры Петровны всегда были вместе с ней и не только в детстве. Много позже, когда она долгие недели лежала в больнице, они были рядом, сын даже записывал на магнитофон стихи, которые она читала.
Роман длиною в жизнь Ростислав Плятт и Вера Марецкая
Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Народные артисты СССР. Герои СоцТруда. У них еще множеств наград и премий, перечислять не имеет смысла, моя статья не об этом. Всю жизнь проработали вместе в театре Моссовета
Ростислава Яновича не приняли в студию МХАТ, кто-то из студийцев его знакомит с Юрий Александровичем Завадским. На всю жизнь он станет его учителем и другом. Завадский являлся учеником Вахтангова, красивый, умный, высокий мужчина. Эстет. Человек серебряного века.
Завадский знакомит Ростислава со своей второй женой актрисой Верой Марецкой. Вера Петровна была беременна. Это была первая встреча, которая перевернула жизнь Ростиславу Яновичу. Плятт мог любоваться ею часами. Красавица, игривая кошка и фурия, всегда разная Иногда ему казалось, что и Вера смотрит на него как-то не так, как на всех. Но нет! Ничего нет и не может произойти.
Это была середина 30-х готов прошлого века. Москва.
Начинаются закрывать театры, студии
Студию Завадского отправляют в Ростов, якобы укреплять культуру в регионе. На самом деле как говорила Ф.Раневская, чтобы спасти Веру. Дело в том, что у В.П. родные братья занимали по тем временам расстрелянные должности. Старший брат главредактор Правды, а младший историк и журналист Московского комсомольца. Они поддерживали Бухаринцев. В общем в одночасье, Вера Петровна потеряла братьев и стала сестрой врагов народа. Такие были времена. Ростислав Плятт к тому времени женился на актрисе. Нина Бутова, была склонна к эскападам, шумным выяснениям отношений. Она была в молодости хороша собой рыжекудрая, но с годами тяжелый характер изменил ее лицо, придав ему выражение капризности. Она не умела хозяйничать, купленный молодыми холодильник вечно был пуст, что Плятта не смущало в театральном буфете отлично кормили! Он не отказывал ей ни в чем, не ссорился из-за ее прихотей, они даже по своему любили друг друга. Чувства к Марецкой, впрочем, никуда не девались.
А вот брак Марецкой и Завадского треснул! 4 года всего жили вместе. У них родился сын Евгений, в честь Вахтангова. Брак закончился, но дружба осталась на всю жизнь
После Марецкой, Завадский ушел к Галине Улановой. После развода Вера стала многодетной мамой. Она усыновила родного племянника, сына старшего брата и вышла второй раз замуж и родила дочку, от актера из студии Завадского. Пока она работала в театре и кино, ее муж сидел с детьми, у него были золотые руки, он всё делал по дому
Читайте также: Клялась детьми и крестилась: как жена лишила Николая Трубача жилья
Идет во всю война, муж Веры отправляется на фронт. В тот же день, когда была премьера фильма Она защищает Родину приходит похоронка. Муж погиб под Орлом. Вера остается одна с тремя детьми. Родную сестру Татьяну Марецкую отправляют в Сибирь-ссылка, на всякий случай т.к. братья были врагами народа. Ее отпустят из тюрьмы благодаря сестре, через 2 года. Но до 60-х ей нельзя будет жить в Москве.
Плятт во время войны работал на радио в Москве. А Вера Петровна была в эвакуации в Алмате вместе с остальными киношниками. Она приходила в себя, когда слышала по радио его голос. Это означало, что налет кончился и началась очередная вечерняя передача: Плятт всегда читал в этот час антифашисткую публицистику. Спокойный родной голос, потом не раз еще помогал ей овладеть собой: у нее даже выработался рефлекс: если Славик читает становится легче дышать.
Ю.А. Завадский становится главным режиссером театра Моссовета, а Марецкая В.П. становится главной его актрисой. Ее уже знает весь СССР, у нее уже звания и наградыИменно благодаря Марецкой появилось здание театра Моссовета.
Говорят поклонников было много у нее, а кто-то даже говорит, что женщина она была любвеобильной. Вот и Станислав Садальский недавно рассказал, что первой его любовью и женщиной была Вера Марецкая
Плятт и Марецкая начинают покорят театральную Москву. На них идут в театр. Они выступают вместе на радио, на капустниках
Когда их чувство переросло в нечто большее, не знает никто. Они тщательно пытались скрывать свой роман, но вся театральная столица о нем знала. Трудно было не догадатьсяВезде вместе. Даже гримерка одна на двоих. Жена Ростислава Плятта переходит в театр Моссовета, муж ей не пробивает никаких ролей, она просто актриса массовки. Она естественно узнает о романе мужа. Плятт пытался уйти несколько раз из-дому, но жена угрожала покончить с собой и это были не пустые слова.
В Плятте Вера нашла идеального партнера, с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Один из первых учеников Завадского, он свыше двадцати лет был с ней рядом- даже в эвакуации, куда отказался поехать, но постоянно напоминал о себе выступлениями по радио. Для всех в театре Плятт вошел в жизнь Марецкой как-то незаметно, но для них самих была некая точка отсчета: какой-то 60-й спектакль Госпожи министерши, сыгранный уже после того, как она вернулась из творческого отпуска, предоставленного ей в связи со съемками фильма Сельская учительница. Спектакль шел уже второй сезон, публика принимала его с восторгом, актеры чувствовали себя свободно и раскованно, все понемногу импровизировали и озорничали. А больше всех Марецкая с Пляттом. Свою сцену каждый раз они играли по-разному.
Мне на каждом представлении надо хоть одно местечко сыграть по-новому, не так, как в прошлые разы,- сказала как-то она ему. Иначе у меня роль вянет, сохнет, дохнет, я ее чувствовать перестаю, разлюбляю
Что верно, то верно, отозвался он. Я уже давно себе говорю: с ней все время надо быть начеку, в напряжении. Ведь если она свою реплику иначе скажет, то и отвечать нужно иначе. Она- с сюрпризами. Вчера чуть усмехнулась, сегодня почти расхохоталась, вчера сказала с ленцой, сегодня- с подковырочкой. Благодаря этим сюрпризам, по-моему, наши спектакли и сохраняют свежесть.
Мои сюрпризы!- фыркнула она. А сам такое творит, зазеваешься и пропала, навек в дурах оставит!
Он улыбнулся:
Это я о тебе забочусь, чтобы ты не дай бог не соскучилась, чтобы у тебя роль не завяла.
Никому он больше так не улыбался заботливо и бережно. Иногда она нарочно подпускала какое-нибудь соленое словцо, но его улыбка от этого не менялась.
Завадский любил и уважал Марецкую до последних своих дней. Очень оберегал ее. Конечно он знал о их романе и очень злился, когда на связь не выходили ни Марецкая ни Плятт. Они могли на месяц снять номер в гостинице. Уезжали вместе на творческие вечера, отдыхали вместе в санаториях и работали тоже вместе. Готовили роли у нее дома, а вечерами гуляли по Тверской. Иногда приходили в дом Актера посидеть послушать анекдоты, выпить. Когда поклонники Веры Петровны пытались ее проводить домой, тут же вставал из-за стола Плятт со своим практически 2-х метровым ростом и поклонники сразу стихали.
В 1971 году Вере Петровне ставят страшный диагноз-рак головного мозга. Операции и химии ей продлят жизнь на 7 лет. Именно столько она будет боротьсяни разу никому не пожалуется ни в театре ни дома. Она не умела жаловаться. В 1975 году будут снимать на пленку спектакль Странная Миссис Сэвидж в заборе в больнице будет дыра, она будет врачам говорить, что пошла гулять, а в это время к дыре в заборе будет подъезжать машина из театратак будет снят этот спектакль. Последний раз она выйдет на сцену в январе 1976 года именно в этом спектакле. За кулисами будут плакать Плятт и Завадский. Все всё знают. Все прощаются.
В марте 1977 года умирает Ю.А. Завадский. Говорят, после того как не стало Завадского, Плятт собрал вещи и ушел к Марецкой и сделал ей предложение. Но она сказала: Поздно Славик
В июне 1978 года не станет жены Плятта, она скончается от сердечного приступа. А в августе не станет и самой Веры Петровны. Проститься с ней придут тысячи поклонников, с ней будет прощаться Страна, Москва и ОН.
Когда гроб с телом стоял в церкви, к нему подошел Славик, как называла его Вера Петровна. Нагнувшись к ней он разрыдался, он прощался с той, которую всю жизнь любил. На панихиде были только близкие люди. Ростислав Плятт скажет: ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая!
Через год Плятт жениться на жене своего друга. Разница в возрасте между ними будет 20 лет.
Евгений Ст:)в:
пришел в гримерку к себе слышу Ростислав Янович зовет. Говорит Женя, вы видели вчера по телевизору показывали Члена правительства? Правда Вера Петровна хороша?! И у него покатились слезы из глаз.
Виталий Вульф:
гуляли по парку с Пляттом, говорили о кино, театре и вдруг Ростислав Янович начал рассказывать о Вере Петровне
Она так и осталась в его сердце
Однажды в интервью Валентина Талызина скажет, что Вера Петровна хитрая женщина. Держала двух мужиков на коротком повадке. Так они вместе и ходили по высоким кабинетам. Завадский-режиссер и бывший муж, В.П. и Плятт, тот который любил ее всю жизнь.
Славик уйдет к Вере в 1989 году.
Никто в театре и за его пределами их не осуждал, никто не шушукался, даже острая на язык Фаина Раневская молчала. Их все любили и уважали.
Нам же осталось смотреть их фильмы и слушать их ГОЛОСА.
Во время съемок фильма Легкая жизнь с участием Плятта и Марецкой сбегался весь Мосфильм. Говорят это была сплошная импровизация, но к сожалению многое было вырезано.
Памяти Веры Марецкой, сегодня 116 лет со дня рождения советской актрисы театра и кино, Народной ...
Рейтинг записи:
6,0 - 61 отзыв
Нравится56
Поделитесь записью с друзьями
Natali Natali
Какие у нее разноплановые роли... от простой русской бабы, мужем битой, попами пуганой до девицы, поющей замечательный романс в "Свадьбе" по экранизации рассказа А.П.Чехова...талант!
Наталья Наталья
спасибо,интересно!
Валентина Валентина
Ольга Ольга
Это была Великая актриса и очень красивая женщина!
Галина Галина
Наверх