Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
Как Ростропович изобразил "Умирающего лебедя"

Эту историю рассказала Алла Абрамовна Резникова, директор группы Billy’s Band:
— Однажды мы рассматривали его (Мстислава Ростроповича) юбилейный альбом с многочисленными фотографиями. И вдруг внимание Славы привлек один редкий снимок, где он в костюме классической балерины играет на виолончели. "О! — воскликнул он, невероятно возбудившись, — эту историю я должен рассказать во всех подробностях".
И сам Ростропович рассказал историю с огромным вдохновением, сладострастно смакуя каждую деталь:

— В то время я был главным дирижером Вашингтонского оркестра. Мы очень дружили со скрипачом Айзеком Стерном и флейтистом Жан-Пьером Рампалем. Дружили втроем и всегда играли друг у друга на юбилеях... Оба они играли, кстати, и на моем 60-летии в 1987 году в Кеннеди-центре...

И вот однажды — дело было в 1990 году — мне позвонили в Вашингтон и сказали: "Мы будем праздновать 70-летие Айзека Стерна в Сан-Франциско, потому что он там родился. Это будет в парке, на открытой площадке. Мы просим вас приехать".

И тут мне сразу пришла в голову одна идея. Я им сказал: "Приеду только при условии, если никто не будет знать, что я там буду. Никто не должен об этом знать! Никому не сообщайте! И чтоб в программе концерта меня тоже не было. Скажите, что я занят. А вам я сообщу, каким самолетом прилечу. Мне нужна будет отдельная машина, чтобы я остановился в ДРУГОМ ОТЕЛЕ. Чтобы никто не знал, где я остановился.

И последнее, что я прошу сделать: пришлите мне из оперного театра Сан-Франциско портниху и сапожника, который делает балетные туфли, чтобы снять мерку с моей ноги... Если вы на эти условия пойдете — я приеду, не пойдете — не приеду".

И они прислали! Сапожник, конечно, поражался размером моей ноги по сравнению с ножками балерин. Но вполне справился, сделав мне пуанты 43-го размера... Портниху я попросил сшить балетную пачку моего размера и блузку, а еще заказал трико и диадему на голову.

Организаторам я сказал, что приеду в Сан-Франциско заранее, приду за пять часов до начала концерта и мне будет нужна отдельная комната и театральные гримеры. Я буду там одеваться и гримироваться, но никто об этом не должен знать.

Все так и произошло. Никто не знал о моем приезде. Я пришел за пять часов до концерта, закрылся в отдельной комнате, и меня стали одевать и гримировать.

Когда я понял, что они все сделали идеально, я надел пуанты и — уже перед самым концертом — пошел в общественную женскую уборную. Мне нужно было посмотреть на реакцию дам.
И вот я вошел, а женщины продолжали заниматься тем, чем они всегда занимаются в уборных, — известно чем...
Единственное, что я позволил себе там сделать: подойти к зеркалу и поправить диадему. Долго я там не находился, чтобы не заметили мой 43-й размер тапочек, каких у балерин не бывает. Словом, я оттуда ушел, и никто меня не узнал...

Дальше... Мне предстояло играть на виолончели "Умирающего лебедя" Сен-Санса. Почему? Потому что в программе был "Карнавал животных" с этим номером в сюите. А самый знаменитый американский актер Грегори Пек должен был читать некий новый текст, не соответствующий тексту Сен-Санса. Потому что они сочинили "юбилейный" текст из жизни Айзека Стерна. Словом, Грегори должен был читать, а Сан-Францисский оркестр исполнять "Карнавал животных" Сен-Санса, номер за номером. А мне нужно было играть на виолончели "Лебедя" после такого примерно текста:

"Вот Айзек Стерн однажды встретил замечательную женщину, которая напоминала ему лебедя... Это была его будущая жена Вера Стерн"... (А жена Вера в это время сидела вместе с юбиляром — там, на лужайке, где огромное количество людей было вокруг)... Далее следовал текст: "И он увидел этого белого лебедя.... И он в него влюбился... И соединился с ним на всю жизнь"... Вот в это время я и должен был вступать с "Умирающим лебедем"...

Но как мне выйти на сцену? Я придумал — как... Во-первых, нужно, чтобы на сцене уже была виолончель и не было ее владельца-концертмейстера. Поэтому я договорился с концертмейстером группы виолончелей, что уже в самом начале концерта он сделает вид, что ему плохо! Он должен схватиться за живот, оставить виолончель на кресле и буквально "уползти" за кулисы. И он это сделал блестяще! Потому что сразу три доктора из публики побежали ему помогать!

А оркестр, между прочим, ничего не знал о моем замысле...

Дальше мне нужно было договориться с пианистом. Ведь он играет на рояле вступление к "Умирающему лебедю", а оркестр будет молчать (как и положено). Я сказал пианисту: "Ты начнешь играть на рояле вступление — эти медленные арпеджио „та-ра-ри-ра“, „та-ра-ри-ра“, „та-ра-ри-ра“, все одно и то же — и так будешь играть бесконечно долго, может быть, даже полчаса"...

Вот тут я и выплываю на пуантах, спиной к публике, плавно взмахивая руками, a la Майя Плисецкая... А надо сказать, я еще попросил поставить в углу сцены ящик с канифолью... И вот я доплываю до этого ящика и вступаю в него ногами, чтобы "поканифолиться"... Причем никто почему-то не смеется. Пока!.. Только оркестранты ошалели, потому что подумали: "Может, это его, Айзека Стерна, подруга, старая балерина какая-нибудь. Ему ведь 70, а ей, может быть, 65... И она пришла его таким образом поздравить"...

Тем временем я дошел-доплыл до виолончели... А пианист на рояле все продолжает занудно играть вступление: "та-ра-ри-ра", "та-ра-ри-ра" — уже полчаса играет...

И вот я, наконец, сел за виолончель на место концертмейстера, расставил ноги, как положено, и начал играть "Лебедя". А пианиста предупредил: когда я сыграю два такта начальной мелодии до того, как изменится гармония, — ты продолжай себе играть на тонике. И вот я сыграл эти первые два такта на виолончели и... остановился. Взял смычок и опять пошел к ящику с канифолью, и поканифолил смычок и подул на него... И вот тут раздался смех!.. Наконец-то дошло...

Разумеется, я все-таки сыграл "Умирающего лебедя" до конца. И должен сказать, я редко имел такую овацию, какую получил в тот вечер. Но Айзек на меня обиделся. Почему? Вера Стерн мне сказала, что он так хохотал, что... обмочился. Это, во-первых. А во-вторых, на следующий день в "Нью-Йорк Таймс" и других газетах не было портретов Айзека, а были только мои фотографии.

Словом, получилось так, что я у него нечаянно отнял популярность. Конечно, ему было обидно: 70 лет исполнилось ему, и не его портрет повсюду, а мой — в образе "Умирающего лебедя"...
© Виктор Бруклайн
Как Ростропович изобразил "Умирающего лебедя" Эту историю рассказала Алла Абрамовна ...
Рейтинг записи:
6,0 - 57 отзывов
Нравится50
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Viki Viki
Шутник, однако!
Людмила Людмила
Великие не предсказуемы во всём! Спасибо за интересный рассказ!
Наталья Наталья
Екатерина Екатерина
Очень своеобразная шутка,здорово
Боб Боб
Ростропович, может, и великий музыкант (хотя я бы о нем такого не сказал), но демонстрировать свои старческие мощи, это слишком.
Таня Таня
Если люди умеют шутить и могут над собой посмеяться ,они герои !
Боб Боб
Над нами 30 лет шутят, но чего-то не смешно.

Следующая запись: (^///^)

Лучшие публикации
Наверх