Вряд ли кто-то не помнит крошечный эпизод из фильма «Москва слезам не верит», в котором наивные провинциалки-лимитчицы, стоя на ступенях кинозала, визжат от восторга, когда мимо них проходят артисты Леонид Харитонов, Татьяна Конюхова. К какому-то высокому курчавому мужичку подходит Георгий Юматов, и спрашивает, почему тот не позвонил – он бы вынес пропуск. Мужичок что-то невнятно бормочет, девушки спрашивают, не артист ли он? Мужичок отвечает, что начинающий, девчонки говорят, что поздновато начинает, и спрашивают фамилию. Мужичок говорит, что фамилия его ничего не скажет – Смоктуновский. Дело происходило в 1959-м, и всё было правдой: Иннокентию Смоктуновскому было тогда 34 года – действительно, поздновато для начала кинокарьеры, и фамилия его в то время мало что говорила зрителям. Но вскоре о нём заговорил не только советский зритель, о нём заговорил весь мир.
Родился он 28 марта 1925 года в глухой сибирской деревне Татьяновка под фамилией Смоктунович. Предки – ссыльные из Белоруссии. В 1929-м, спасаясь от голода, семья переехала в Красноярск к родной сестре отца. Сытой жизни там тоже не было, чтобы хоть как-то прокормиться, маленький Кеша подворовывал на рынке. Однажды, взрослые дали ему тридцатку, чтобы он отнёс её в церковь на ремонт алтаря. Всю дорогу к храму мальчик боролся с искушением присвоить деньги. Старушка в церкви взяла деньги и сказала, что его Бог будет хранить всю жизнь – глаза у него ангельские. Через много лет на фронте Кеша вспомнил её слова. Когда его приглашали на роль князя Мышкина, эти светлые наивные глаза и решили его судьбу.
Первый театральный спектакль Кеша Смоктунович увидел, когда ему было 14, и был ошеломлён. Он уже ходил в школьный драмкружок, но там было всё не то, а тут! Скорее всего, этот культпоход в театр с классом и предопределил его дальнейший жизненный путь.
Когда началась война, Кешу послали на фельдшерско-акушерские курсы. Потом он окончил курсы киномехаников, и стал работать в госпитале, параллельно работая статистом в местном драмтеатре. В 1943-м, когда ему исполнилось 18, его направили в пехотное училище, но, не дав доучиться и получить офицерское звание, отправили на фронт рядовым. Попал он в самое пекло – на Курскую дугу. Из 130 человек в живых осталось лишь четверо. После Курска 212-й гвардейский полк участвовал в форсировании Днепра, 7 ноября 1943-го вошёл в Киев.
В декабре 1943-го Смоктунович попал в плен, скитался по лагерям, в начале января бежал. Истощённый и измученный он заполз на крыльцо украинской хаты. Хозяева, рискуя своей жизнью, укрыли и спасли его. Когда он встал на ноги, тут же ушёл к партизанам, позже отряд влился в состав регулярных частей, и Смоктунович освобождал Варшаву, брал Берлин. До конца войны он был в пехоте и не получил ни одной царапины.
Выше всех наград в окопах почиталась солдатская медаль «За отвагу». Первую Смоктунович получил на войне. Вторую – почти через 40 лет: документы на неё затерялись. Но военные заслуги не спасли Смоктуновича в послевоенной мирной жизни в Красноярске, где актёр делал свои первые шаги на сцене. В местном военкомате собрали фронтовиков, у которых в военной биографии было одно общее: все они побывали в немецком плену. Это было клеймо. Умные люди сказали ему: «Беги, а то посадят!». И он бежал за Полярный круг в Норильск – дальше-то всё равно не сошлют. Там его приняли в местный театр, сначала в массовку, потом стали давать роли побольше. Через пару месяцев главный режиссёр, предположив, что Иннокентий – еврей, посоветовал взять псевдоним – начиналась борьба с космополитизмом. Так он стал Смоктуновским.
В Норильске артист подружился с Георгием Жжёновым, в будущем великим актёром. Жжёнов уже изрядно отсидел на Колыме, в Норильске ждал амнистии. Жжёнов научил друга фотографировать, они стали снимать детишек в детсадах – деньги не великие, но вместе с актёрскими гонорарами это помогло им выжить. Будучи уже знаменитым, Смоктуновский уговорил Эльдара Рязанова взять Жжёнова на роль гаишника, и получился один из лучших эпизодов в фильме «Берегись автомобиля». Приглашение самого Смоктуновского вызвало недоумение: артист, только что сыгравший Гамлета и Ленина в картине «На одной планете», и вдруг – комедия, и образ полужулика, полупридурка, в общем, идиота, как сказала его невеста Люба, блистательно сыгранная Ольгой Аросевой. Сам Смоктуноский шутил, что согласился на эту роль потому, что там ему снова пришлось играть Гамлета, пусть и в самодеятельности.
Хотя в начале актёрской карьеры Смоктуновскому было совсем не до улыбок. Первая половина его жизни – это вечный бег по заштатным театрам. После Норильска был Сталинград, потом – Махачкала, где его случайно увидели столичные артисты брат и сестра Римма и Леонид Марковы, и сказали, что ему обязательно надо в Москву. Смоктуновский отмахнулся, но Римма заставила Смоктуновского показаться главрежу театра им. Ленинского Комсомола Софье Геоцинтовой. Она похвалила актёра, сказав в конце встречи, что ставок у неё нет. Маркова стала таскать его по всем театрам, подыгрывая ему на просмотрах. Смоктуновский жил на вокзалах, в заброшенных домах, денег не было – голодал до обмороков. Из одежды у него был только старый лыжный костюм. Знакомые Риммы спрашивали, что за парень рядом с ней – все были уверены, что она привезла себе жениха. Маркова только отшучивалась – Иннокентий был блондин, а она терпеть не могла блондинов.
В середине 50-х Смоктуновский с великим трудом попал «внештатником» в театр им. Ленинского Комсомола с окладом 7 рублей за выход. Заметных ролей он не получил, зато влюбился на всю жизнь в художницу по костюмам Суломифь Михайловну Кушнир, которую будет звать Соломкой. Он потом говорил, что автор Смоктуновского – его жена. Она посвятила ему всю себя, знала расписание репетиций, спектаклей съёмок, следила, чтобы он был сыт и хорошо одет. Как каждый великий артист, Смоктуновский был сложен, а, порой, и невыносим в быту. Он мог произнести страстный и обличительный монолог по поводу холодного чая или плохо сваренных яиц. Подлинного Смоктуновского знала только жена. Ходили слухи, что в семье Смоктуновский – деспот, но правдой это не было. Он говорил, что любимая его роль – быть отцом и мужем. Чаще он был любящим и добрым, баловал детей.
В 1956-м режиссёр Георгий Товстоногов начал в Большом драматическом театре в Ленинграде репетиции «Идиота» по Достоевскому. Играть в этом театре мечтали лучшие актёры страны, но мэтр, отсмотрев десятки театральных проб, не увидел никого, кто бы сыграл Льва Николаевича Мышкина. Он нашёл его на экране – в фильме «Солдаты» 1956 года по Виктору Некрасову. Смоктуновский играл лейтенанта Фарбера – весьма странного человека в разбитых круглых очках-велосипеде. И Товстоногов через эти разбитые очки разглядел глаза князя Мышкина. После нескольких репетиций скупой на похвалы Товстоногов сказал Смоктуновскому, что у него не только глаза удивительные, но и дарование, а вот характер тяжёлый. Репетируя князя, Смоктуновский настроил против себя всю труппу, с ним не здоровались, с ним никто работать не хотел, говорили, что он в жизни больной. После премьеры «Идиота» в 1957-м, даже самые злобные его недруги навсегда прикусили языки. В Ленинграде спектакль собирал аншлаги, и никто из зрителей даже не мог представить, как волнуется актёр перед каждым выходом на сцену, и как трудно этому гению даются даже самые маленькие киноэпизоды. Это волнение до мокрых рук, до дрожи в коленях, сохранилось у него до конца жизни.
За год до премьеры «Идиота», в 1956-м, Смоктуновский дебютировал в кино в крошечной роли молодого негодяя фашиста в «Убийстве на улице Данте» выдающегося кинорежиссёра Михаила Ромма. Во время съёмок Смоктуновский, запоров десяток дублей, сказал Ромму, что артист из него не получился, и попросил работу грузчика.
В БДТ, помимо «Идиота» Смоктуновскому приходилось играть и проходные роли в обязательных для любого театра спектаклях на советскую героическую тематику, например, Дзержинского. Эти роли у него получались плоскими и невыразительными, играть он их не хотел, и уже в 1960-м ушёл из театра, став штатным артистом киностудии «Ленфильм», что не мешало ему с успехом сниматься в картинах других киностудий.
В 1964 году в кинотеатрах Лондона вышел фильм режиссёра Григория Козинцева «Гамлет». Уж кому, как не англичанам знать толк в Шекспире! Смоктуновский в роли принца датского, несмотря на то, что говорил он по-русски, вызвал у них шок и восторг – такого Гамлета они ещё не видели. Публика даже вообразить не могла, что этот гений, чьё имя англичанам так трудно произнести, у себя дома практически не известен, что это его первая большая роль в кино. Его портрет висел в Англии среди лучших Гамлетов мира, а он и после того, 1959-го, всё ещё был начинающий. Смоктуновского Козинцев увидел на съёмках фильма «До будущей весны», худруком которого он был. Смоктуновский играл там учителя Ручьёва, и Козинцев уже не сомневался, кого возьмёт на роль Гамлета.
Именно с «Гамлета» началась слава Смоктуновского – киноактёра, но снова тяжёлый неуживчивый характер дал о себе знать. С самого начала съёмок у великого артиста не сложились отношения с великим режиссёром, который не раз проклинал себя за этот выбор. У внешне такого робкого актёра неожиданно оказался стальной характер, с режиссёром они стояли на противоположных позициях, а какой же режиссёр такое потерпит, даже от гениального актёра. Когда журнал «Советский экран» написал о том, что Козинцев приступил к съёмкам фильма «Король Лир», я был уверен, что Лира будет играть Смоктуновский, и с удивлением обнаружил, что роль отдали эстонскому артисту Юри Ярвету, про которого я в то время, к стыду своему, ничего не знал. Сыграл он потрясающе, но я, когда пересматриваю шедевр Козинцева, нет-нет, иногда вижу Лира – Смоктуновского, а он из-за сложных отношений с режиссёром на эту роль даже не рассматривался.
На небольшую роль в картине Ромма «9 дней одного года» об учёных, рисковавших жизнью ради науки, о конфликте личных и общечеловеческих проблем, Иннокентия уговорила жена. Тема физиков и лириков с лёгкой руки Бориса Слуцкого, в то время была очень популярна. Дуэт Алексея Баталова и Смоктуновского, сыгравших двух друзей физиков, получился невероятно пронзительным, и сделал «9 дней…» одним из лучших фильмов нашего кино. Без маленькой роли Смоктуновского фильма бы не было.
Баталов и Смоктуновский крепко по-мужски дружили, хотя виделись не часто. Вместе они снялись в четырёх картинах: «9 дней…», «Живой труп», «Звезда пленительного счастья», где Баталов играл декабриста князя Трубецкого, а Смоктуновский – иркутского губернатора Цейдлера, и в «Москва слезам не верит». При встречах они могли хорошо гульнуть, по-мальчишески дурачились. Однажды в ресторане хорошенькие манекенщицы порхали между столиков, рекламируя шубы. Вдруг к двум народным артистам подошла дама, руководившая действом, и попросила помочь. Они согласились, и, к восторгу и под овации всего ресторана, напялили на себя дамские шубы, и продефилировали по залу.
Подобные ситуации Смоктуновского не смущали: он любил шутки и розыгрыши, играл не только на сцене и в кино, но часто и в жизни. Поэтому его считали человеком не в себе. Возможно, маска человека со странностями была своеобразным иммунитетом от действительности. С одной стороны, он был очень скрытный человек, а с другой – импульсивный и порывистый. Те, кто встречались с ним впервые, удивлялись такому парадоксу, который, как известно, друг гениев, это порождало множество легенд и кривотолков. Кем он будет в следующий миг – юродивым или гением, никто не мог предугадать. Почти всегда было трудно понять, когда он шутит, а когда говорит всерьёз. Он прекрасно понимал, что он артист гениальный, но всякий раз искренне опасался провала. Как-то раз он сказал Олегу Ефремову, что тот артист великий, а сам Смоктуновский – космический.
В 1971-м Смоктуновского пригласили в Малый театр, где он при полных аншлагах 5 лет играл царя Фёдора в одном единственном спектакле. В 1976-м Олег Ефремов, партнёр по фильму «Берегись автомобиля!», пригласил Смоктуновского во МХАТ, и Смоктуновский прослужил там 20 лет, сыграл главные роли в спектаклях «Дядя Ваня», «Иванов», и многих других. В 1979-м на телевидении вышел трёхсерийный фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии», в котором Смоктуновский поразил всех сразу двумя ролями – Сальери и Скупого рыцаря. Спустя пять лет снова у Швейцера в «Мёртвых душах» он был Плюшкиным.
В 90-е, когда Советский Союз распался, молодое российское кино, несмотря на то, что три главные киностудии страны – «Мосфильм», имени Горького и «Ленфильм» сохранить удалось, и были живы ещё многие кинозвёзды, переживало тяжёлые времена. Процветало так называемое «кооперативное кино» – нувориши, не знавшие, куда девать шальные деньги, давали их режиссёрам-дилетантам, а те выпускали на экраны потоки «чернухи» и «желтухи». Многие актёры, чтобы выжить, снимались в только-только нарождавшейся рекламе – платили там хорошо. Смоктуновский исключением не был, ему тоже нужно было кормить семью, поэтому особенно он не выбирал. Артистом он был дорогим, цену себе знал, и когда его приглашали на роль, сразу называл большую сумму. Но даже в той шелухе Смоктуновский умудрялся оставаться самим собой. Его великолепный папаша Мерлуш в «Ловушке для одинокого мужчины» жалок и театрален одновременно, в глазах Исаака в «Дамском портном» поместилась вся грусть еврейского народа. В фильме «Гений» Смоктуновский сыграл криминального авторитета Гилю-принца – мерзкого, и, вероятно, не совсем нормального типа.
1993-м режиссёр Владимир Наумов пригласил Смоктуновского в свою картину «Белый праздник». Больших денег у Наумова не было, ему говорили, что Смоктуновский жаден, любит деньги, и сниматься, наверняка, откажется. На встречу с Наумовым Смоктуновский пришёл с партнёром по фильму Арменом Джигарханяном, и удивил всех, сказав, что будет сниматься даром, а деньги заработает в другом месте. На съёмках этого фильма Смоктуновскому всё чаще становилось плохо. Он уходил куда-нибудь в уголок, чтобы коллеги не видели его мучений. Мало кто знал, что к этому времени он перенёс уже три инфаркта. Когда съёмки закончились, Смоктуновский уехал в подмосковный санаторий им. Герцена. Вскоре туда приехал Джигарханян, и Смоктуновский пригласил его в свой номер выпить по рюмке. Джигарханян отговаривал, знал, о проблемах с сердцем. Но Смоктуновский был весел, рассказывал что-то смешное. Расстались они за полночь. Утром Смоктуновский к завтраку не вышел – ночью приезжала реанимация, а утром 3 августа 1994 года Иннокентия Михайловича не стало – четвёртый инфаркт стал последним. Ему было 69. С ним ушли несыгранные роли и тайны его судьбы – такой трудной, и такой счастливой судьбы самородка из сибирской деревни Кешки Смоктуновича, так и не получившего никакого актёрского образования, но ставшего, благодаря своему дарованию, великим русским артистом вне амплуа. Смоктуновский – это явление, бесконечное и до сих пор никому не понятное.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Активный отдых /
ПРИВЕТСТВИЯ и ПОЖЕЛАНИЯ, открытки на каждый день.
/
Вряд ли кто-то не помнит крошечный эпизод из фильма «Москва слезам не верит», в котором наивные ...
ПРИВЕТСТВИЯ и ПОЖЕЛАНИЯ, открытки на каждый день.

Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 6 фотографий
Макияж в стиле Victoria’s Secret
Макияж Victoria’s Secret в коричневых оттенках, с высветленными жемчужными тенями участками, кожа свежая, сияющая, загорелая, губы покрыты розовым блеском — в общем о...
Макияж Victoria’s Secret в коричневых оттенках, с высветленными жемчужными тенями участками, кожа свежая, сияющая, загорелая, губы покрыты розовым блеском — в общем о...
Интим знакомства Конья без регистрации
Знакомства Конья с мужчинами
Знакомства Конья с женщинами кому за 35 бесплатно
Знакомства Конья для серьезных отношений и брака бесплатно
Знакомства Конья с девушками с номерами телефонов бесплатно
Знакомства онлайн Конья для взрослых бесплатно
Знакомства Конья
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 751 309 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Наверное, это старость, О прошлом болит душа, Всё, собственно, там осталось, А стрелки вперёд ...
Лучшие публикации